Лучшие программы дневного эфира

Шоу "Доброе утро" (Первый канал) победило в номинации "Утренняя программа" на церемонии ТЭФИ-2015; лучшими ведущими утренней программы признаны журналисты программы "Утро России" ("Россия-1") Анастасия Чернобровина и Владислав Завьялов.

Как передал корреспондент "Интерфакса", за звание лучшей утренней программы прошедшего телесезона боролись "Доброе утро", "Утро на 5" (Пятый канал) и "Утро России".

Чернобровиной и Завьялову, получившим статуэтку "Орфея", удалось победить в соперничестве с корреспондентами "Утро на 5" Феликсом Невелевым, Дарьей Александровой и Кириллом Пищальниковым, а также ведущими программы "Контрольная закупка" (Первый канал) Антоном Привольновым и Натальей Семенихиной.

Телеведущая Анастасия Чернобровина (слева) перед началом церемонии вручения премии "ТЭФИ-2015"Фото: ТАСС, Сергей Савостьянов

Лучшей программой для детей стал "Лунтик" (Россия-К), опередив "Ералаш" (Первый канал) и "АБВГДейку" (ТВ-Центр).

Лучшей спортивной программой признан "Биатлон с Дмитрием Губерниевым" (Россия-2). В этой категории также соревновались программа "Большие гонки. Битва континентов" 10-й сезон (Первый канал) и "Гонщики" (телеканал "Пятница!").

В категории ток-шоу лучшей признана программа "Наблюдатель" ("Россия-К"), которая обошла программы "Открытая студия" (Пятый канал) и "Наедине со всеми" (Первый канал).

Лучшей развлекательной программой стало шоу "Модный приговор" на Первом канале, выиграв состязание у программ "О самом главном" ("Россия-1") и "Взвешенные люди" (СТС).

Телеведущие Павел Воля и его супруга Ляйсан Утяшева перед началом церемонии вручения премии "ТЭФИ-2014"Фото: ТАСС

В категории "Телеигра" победила "Своя игра" (НТВ), опередив программы "Сто к одному" ("Россия-1") и "Большой вопрос" (СТС).

В категории "Просветительская программа" лучшей признана "Белая студия" ("Россия-К"). В этой номинации с ней боролись программы "ВДНХ" (Первый канал) и "Соль и сахар. Смерть по вкусу" из цикла "Научные расследования Сергея Малоземова" (НТВ).

Лучшим ситкомом стал сериал "Физрук" (ТНТ), обошедший сериалы "Кухня" и "Последний из Магикян" (СТС).

Лучшей теленовеллой признан фильм "Возвращение Мухтара" (НТВ), превзошедший "Последнего янычара" ("Россия-1") и "С небес на землю" (ТВ-Центр).

В номинации "Публицистическая программа "Человек и право" победила "Следствие вели...", выпуск "Золотые руки" (НТВ), выиграв у "Честного детектива" ("Россия-1").

Лучшим эфирным промоушеном стал анонс конкурса Чайковского "Настройся на Чайковского" ("Россия-К").

По итогам "Дневного эфира" конкурса ТЭФИ наибольшее количество статуэток - шесть взяла ВГТРК, телеканал НТВ победил в трех номинациях, Первый канал - в двух. Телеканалу ТНТ досталась одна статуэтка.

Призы журналистам вручал Вячеслав Фетисов. Ведущий церемонии - президент совета комитета индустриальных премий Михаил Швыдкой.

Лучшие программы вечернего эфира

"Вести недели" с Дмитрием Киселевым стали лучшей информационной программой на конкурсе "ТЭФИ-2015". Главным событием телесезона, по мнению жюри премии, стала акция "Бессмертный полк".

Генеральный директор МИА "Россия сегодня" Дмитрий Киселев с супругой Марией перед началом церемонии вручения премии "ТЭФИ-2014" Фото: ТАСС, Сергей Савостьянов

Как передает корреспондент "Интерфакса", в номинации "Событие телевизионного сезона" победила акция "Бессмертный полк", приуроченная к 70-летию Победы в Великой Отечественной войне. Статуэтку Золотого Орфея режиссер Андрей Кончаловский вручил актеру Василию Лановому, который возглавил московскую организацию "Бессмертный полк".

Эту акцию 9 мая транслировали телеканалы холдинга ВГТРК, Первый канал и ТВ Центр.

В этой категории за главный приз также боролся документальный фильм Андрея Кондрашова "Крым. Путь на Родину" (Россия-1) и шоу "Танцы" (ТНТ).

Развлекательные программы

В категории "Развлекательная программа" ТЭФИ досталось шоу "Голос" на Первом канале, с ним соревновались "Вечерний Ургант" (Первый канал) и "Comedy Club" (ТНТ).

Лучшим ведущим развлекательной программы признан Иван Ургант ("Вечерний Ургант" (Первый канал). Он соревновался с Дмитрием Нагиевым ("Голос", Первый канал), Гариком Мартиросяном и Григорием Лепсом ("Главная сцена", Россия-1) и Гариком Мартиросяном с Павлом Волей ("Comedy Club", ТНТ).

Телевизионным продюсером прошедшего сезона стал, по мнению жюри конкурса, Юрий Аксюта за шоу "Голос" (Первый канал). В этой категории он обошел своих коллег: продюсера шоу "Танцы" на ТНТ Вячеслава Дусмухаметова и продюсера фильма "Президент" на России-1 Саиду Медведеву .

Специальный приз учредителей Комитета индустриальных телепремий за личный вклад в развитие ТВ получили журналист, основатель компании ATV Кира Прошутинская, гендиректор компании " Игра-ТВ" и почетный президент Международной Ассоциации клубов "Что? Где? Когда?" Наталия Стеценко, корреспондент НТВ Владимир Кондратьев, телеведущий Леонид Якубович, продюсер Саида Медведева.

Также специальный приз "за осмысление современной истории" был вручен авторам документального фильма Андрея Кондрашова "Крым. Путь на Родину" (Россия 1).

Лучшим телесериалом стала "Екатерина" (Россия-1), опередив телефильмы "Однажды в Ростове" (Первый канал) и "Чернобыль. Зона отчуждения" (ТНТ). Статуэтку Золотого Орфея в номинации "Лучший актер телесериала" посмертно получил актер Богдан Ступка за роль в фильме "Однажды в Ростове". В этой номинации также соревновались Дмитрий Нагиев ("Физрук", ТНТ) и Владимир Машков ("Родина", Россия-1).

В номинации "Лучшая актриса телевизионного фильма" победу одержала Юлия Ауг за роль в фильме "Екатерина" (Россия-1), оставив позади других номинанток - Светлану Иванову ("Тест на беременность", Первый канал) и Зою Бербер ("Реальные пацаны", ТНТ)

Информационные программы

Программа "Вести недели" с Киселевым победила в номинации "Информационная программа", опередив программы "Воскресное время" (Первый канал) и "Главное" (Пятый канал).

Лучшими ведущими информпрограммы названы Мария Ситтель и Андрей Кондрашов ("Вести-20:00", "Россия-1"), они выиграли у Анны Янкиной и Егора Колыванова из "Анатомии дня" (НТВ) и Дмитрия Борисова из "Новостей" (Первый канал).

Телеведущие Андрей Кондрашов и Мария Ситтель Фото: ТАСС

Программа "Сегодня вечером" (Первый канал) стала лучшим вечерним ток-шоу, опередив "Право знать!" (ТВ Центр) и "Вечер с Владимиром Соловьевым" (Россия-1)

В номинации "Лучший репортер/оператор репортажа" победу одержали журналисты сразу двух проектов: Алексей Зотов за репортаж "Детский хоспис" (Первый канал) и Александр Рогаткин с Дмитрием Рогалевым за проект "Серия специальных репортажей из Донбасса" (Россия-1). Как уточнил ведущий и президент совета Комитета индустриальных премий Михаил Швыдкой, эти два проекта проголосовали одинаковое количество членов жюри. С ними соревновалась Вера Кузьмина с проектом "Цена выживания" (ТВ Центр).

Лучшим документальным проектом назван фильм "Бродский не поэт" (Первый канал). Он выиграл в борьбе с фильмами "Удар властью" (ТВ Центр) и "Президент" (Россия-1).

Больше всего статуэток (8) в номинации "Вечерний прайм" получил Первый канал, в шести номинациях победили каналы ВГТРК, одну статуэтку получил ТВ Центр за участие в акции "Бессмертный полк".

Церемония награждения победителей ТЭФИ-2015 прошла в телецентре "Останкино".

Интерфакс

«Дождь» может вернуться в телесети

Среда, 10 Декабрь 2014
Опубликовано в Новости



Операторам рекомендовали подумать о возобновлении сотрудничества

 

 

«Пятый канал», также известный как «Телерадиокомпания Петербург», подал иск против Forbes и телеканала «Дождь». Истец обвиняет ответчиков в том, что они опорочили его деловую репутацию.

Поводом для скандала послужил материал обозревателя Forbes Ильи Жигулева «Фильм про Медведева и Грузию: так кто здесь главнокомандующий?», где автор заявил, что «Пятый канал»  мог быть причастен к съемкам фильма «Потерянный день», в котором критикуется Дмитрий Медведев.

Литва потеряла 5% телезрителей

Среда, 14 Ноябрь 2012
Опубликовано в Новости

Литовское национальное телерадиовещание LRT сообщает, что 5% аудитории Литвы с отключением аналогового телевидения лишилось доступа к телепрограммам, поскольку некоторых отдаленных местностей не достигает сигнал наземных цифровых передатчиков. Министерство транспорта и связи Литвы заверило граждан, что в ближайшее время с установкой дополнительных передатчиков и усилением цифрового сигнала проблема будет решена.

В Томском государственном университете систем управления и радиоэлектроники (ТУСУР) совместно со специалистами компании «Элекард» разработали новую, более совершенную технологию адаптивного пирингового телевидения.

С помощью новой технологии можно передавать медиаконтент через сеть Интернет на различные приемные устройства, используя принцип передачи данных от пользователя к пользователю, от устройства к устройству, сообщает пресс-служба ТУСУР. Пользователю достаточно всего лишь установить программу-плейер на смартфон, ноутбук, компьютер. С ее помощью можно смотреть любимые телевизионные каналы, обучающие программы и проводить видео-консультации в любой точке мира.

Комплексное исследование творческих индустрий Российской Федерации впервые подготовлено Информационным агентством InterMedia. Общий объём этих индустрий в 2016 году составил более 1,7 трлн руб. По 2017 году представлен предварительный прогноз.

Техника на «Пятерку»

Вторник, 30 Октябрь 2012
Опубликовано в Технологии

К открытию телесезона «Пятый канал» проделал масштабную работу по обновлению студийной техники. Благодаря обновлениям, канал смог запустить новые  программные линейки, выпустить в эфир премьерные проекты и обновить знаковые для канала форматы. О том, как технологии делают более эффективным работу творцов и позволяют экономить на производстве, «МП» рассказал заместитель гендиректора «Пятерки» Алексей Соколов.

Почему бывает сложно оторваться от телеэкрана даже после того, как закончилась интересная передача? Потому что за ней уже идет анонс следующей – не менее интересной. Так зритель зависает еще на один час. А потом – еще на час… И сидеть ему перед телевизором столько, сколько пожелает один человек – программный директор. Своим опытом в наполнении регионального канала с корреспондентом «МП» Станиславом Чуруткиным делится Алексей Зотин, программный директор телекомпании «Эфир» (г.Казань).

Чтобы продолжить бизнес в России, американская Discovery Communications, владелец телеканалов Discovery, Animal Planet и Eurosport, нашла себе влиятельного местного партнера — «Национальную Медиа Группу»

НМГ открывает Америку

Американская Discovery Communications и «Национальная Медиа Группа» (НМГ) создадут совместное предприятие, которое будет управлять русскоязычными версиями телеканалов Discovery Channel, Animal Planet, TLC, Eurosport и др. Об этом РБК рассказал источник, знакомый с итогами переговоров. Соглашение о создании СП подписано, подтвердила гендиректор Discovery Communications в Северо-Восточной Европе Ольга Паскина [управляет, в частности, и российским бизнесом]. Совместное предприятие будет называться «Медиа Альянс», уточнила директор по внутренним и внешним коммуникациям НМГ Оксана Разумова

Всего в России зрителям доступны, по данным исследовательской компании TNS Russia, десять каналов Discovery Communications. Самым популярным является флагманский Discovery Channel. Его ежедневная аудитория в минувшем июле, согласно телеизмерениям TNS, превышала 2,1 млн человек старше четырех лет, то есть такое количество россиян, проживающих в городах с населением от 100 тыс. человек, смотрели программы этого канала хотя бы одну минуту в день. Аналогичный показатель Animal Planet — 2 млн человек, TLC —1,4 млн, Eurosport — 907 тыс., Eurosport 2 — 537 тыс. Минимальная аудитория у ID Investigation Discovery — лишь 41 тыс. человек.

НМГ управляет эфирными РЕН ТВ и «Пятым каналом». Кроме того, группа является собственником 25% «Первого канала» и является миноритарием кипрской Telcrest, которой в свою очередь принадлежит 25,4% холдинга «СТС Медиа».

Среди других активов НМГ — газеты «Известия» и распространяющаяся в Петербурге Metro, радиостанция «Русская служба новостей». С 2013 года группе принадлежит также 50% продюсерской студии Art Pictures Vision (производит, в частности, для СТС сериал «Молодежка»), на базе которой сейчас создается собственный производственный комплекс. Наконец, как сообщал на этой неделе РБК, НМГ планирует заняться дистрибуцией контента, партнерами ее в этом проекте станут предприниматели из непризнанной Приднестровской Молдавской Республики.

Сама группа, как сказано на ее сайте, создана в 2008 году в результате объединения активов банка «Россия», СОГАЗа, «Сургутнефтегаза» и председателя совета директоров «Северстали» Алексея Мордашова. Председателем совета директоров НМГ является Алина Кабаева, президентом — Кирилл Ковальчук, племянник основного владельца банка «Россия» Юрия Ковальчука.

В сегменте тематического ТВ, распространяющегося через кабельные сети и спутник, НМГ до сих пор не была представлена.

Топ-10 компаний по размеру ежедневной аудитории тематических телеканалов :

Ежедневная аудитория в июле 2015 года* (млн человек старше 4 лет)

 

ВГТРК

«Моя планета», «Русский роман», «Мульт» и др.

30,76

«Газпром-Медиа»

«НТВ Плюс Спорт Плюс», «Наше кино», «Кино Плюс» и др.

25,77

Viacom

Nickelodeon, MTV, Paramount Comedy идр.

7,84

Viasat Broadcasting

«TV 100 Русское кино», TV 1000, TV 1000 Action и др.

5,54

Discovery Communications

Discovery Channel, Animal Planet, Eurosport идр.

5,09

«Первый канал. Всемирная сеть»

«Дом кино», «Телекафе», «Музыка Первого» и др.

2,86

Fox International Channels

National Geographic, Nat Geo Wild, Fox идр.

2,55

«Стрим»

«Охота и рыбалка», «Усадьба», «Ретро» и др.

2,53

«Ред Медиа»**

«Боец», «Ля-Минор ТВ», «Индия ТВ» и др.

2,42

«Контент Юнион» (Клуб 100)

«Русский иллюзион», «Детский», «Еврокино» и др.

1,96

 

* Количество жителей крупных городов, которые в июле смотрели каналы холдинга хотя бы одну минуту в день.

** В прошлом году группу «Ред Медиа» купил входящий в «Газпром-Медиа» спутниковый оператор «НТВ Плюс».

Источник: TNS Russia

Подстроились под закон «О СМИ»

Партнерство с НМГ, по словам Паскиной, позволит привести структуру российского бизнеса Discovery Communications в соответствие с законом «О СМИ», который с 2016 года запрещает иностранцам владеть более 20% в учредителе любого российского СМИ.

Сейчас Discovery Communications является единственным владельцем вещающих в России каналов. Учредителем всех этих СМИ выступает ООО «Дискавери Коммьюникейшнс». На него же оформлены и все так называемые универсальные вещательные лицензии телеканалов, которые позволяют распространять их в кабельных сетях и через спутник. По данным ЕГРЮЛ, 51% ООО «Дискавери Коммьюникейшнс» принадлежит ООО «Дискавери Холдингс», оставшиеся 49% — британским структурам Discovery Communications. Они же являются учредителем и «Дискавери Холдингс».

В результате сделки НМГ получит 80% ООО «Дискавери Холдингс», 20% останется у структур Discovery Communications, объяснила Паскина. По ее словам, совет директоров совместной компании будет состоять из пяти человек: по два представителя НМГ и Discovery Communications, а также гендиректор, которого утверждают обе стороны. Им останется сама Паскина.

Партнерство взаимовыгодно для обеих сторон, НМГ со своей стороны внесет в СП эфирную лицензию, которая позволит телеканалам семейства Discovery вновь зарабатывать на рекламе, отмечает Паскина.

«Национальная Медиа Группа» вне подозрений

Структура собственности НМГ полностью не известна. По состоянию на январь 2009 года, как следует из отчета о дополнительном выпуске ценных бумаг ЗАО «Национальная Медиа Группа», крупнейшими акционерами группы являются структуры председателя совета директоров «Северстали» Алексея Мордашова (26%) и «Сургутнефтегаз» (24%).

С тех пор, если ориентироваться на базу СПАРК, НМГ больше не проводила новых выпусков акций. В бухгалтерском отчете «Сургутнефтегаза» за 2014 год указано, что нефтекомпания по-прежнему владеет почти 24% ЗАО «НМГ». Про долю Мордашова актуальной информации в открытых источниках нет. В прошлом году сам Мордашов в интервью «Ведомостям» подтверждал, что остается собственником НМГ: «Я пока ничего специального не планирую в отношении НМГ».

Еще чуть больше 21% ЗАО «НМГ» владеет СОГАЗ. Такие цифры указаны в прошлогодней отчетности страховщика по МСФО. АО «СОГАЗ» входит в одну группу с ОАО «АБ «Россия». Сам банк и его основной владелец Юрий Ковальчук с весны 2014 года находятся под санкциями Минфина США. Однако само ЗАО «НМГ» в списке аффилированных лиц ОАО «АБ «Россия» не значится.

«Мы тщательно проверяли данное партнерство как с международными юристами, так и с самой НМГ и убедились, что никаких правовых препятствий для вхождения в сделку нет», —​ утверждает директор Discovery Communications в Северо-Восточной Европе Ольга Паскина. Ни сама НМГ, ни ее дочерние компании не входят в санкционный лист, подтверждает директор по внутренним и внешним коммуникациям НМГ Оксана Разумова.

Вернуть рекламу

В прошлом году Госдума приняла поправки в закон «О рекламе», которые с 2015 года запретили любую рекламу на платном ТВ, под которым подразумеваются распространяющиеся через кабель и спутник каналы. В январе запрет был частично смягчен: рекламу теперь могут показывать и распространяющиеся через кабель и спутник вещатели, которые транслируют не менее 75% так называемого национального контента — упрощенно говоря, программ, произведенных в России и на российские деньги.

У каналов Discovery Comminications этому требованию соответствуют только спортивные каналы Eurosport и Eurosport-2. По мнению Федеральной антимонопольной службы (ФАС), оригинальные трансляции на русском языке спортивных состязаний считаются национальным контентом. Но разработанные ФАС методические разъяснения, что считать национальным контентом, вступили в силу только в этом августе. С января этого года рекламы нет ни на одном распространяемом в России канале Discovery Comminications, указывает компания в своей последней квартальной отчетности.

Принятый запрет не распространяется на телеканалы, у которых есть хотя бы одна лицензия на аналоговое вещание на конкретной радиочастоте. Такой вещатель уже считается эфирным. В последние годы новые аналоговые частоты не выдаются, только продлеваются старые. Допускается и переуступка такой лицензии одним юрлицом другому. Этим правом и воспользуется Discovery Communications. Разумова не уточнила, какой из телеканалов поделится своей частотой.

До запрета Discovery Communications была ведущим игроком в сегменте рекламы на тематическом ТВ. В 2014 году, по оценке отраслевого издания AdIndex, рекламная выручка Discovery Channel могла составить 688 млн руб. без НДС, Animal Planet — 258 млн руб., TLC — 231 млн руб., вместе — почти 1,2 млрд руб. По другим каналам данных нет: например, Eurosport и Eurosport-2 локальную рекламу не размещали, зритель видел транслируемые во всех странах вещания ролики.

Сама Discovery Communications свои российские доходы не раскрывает. В ее отчетности лишь указано, что они не превышают 2% всей консолидированной выручки. Тем самым по итогам прошлого года Discovery Communications могла заработать в России около $125 млн, или более 4,8 млрд руб., по среднему курсу ЦБ за прошлый год. Если ориентироваться на оценку AdIndex, реклама могла обеспечить четверть российской выручки. Остальное — абонентская плата кабельных и спутниковых операторов.

НМГ последний раз раскрывала свои показатели за 2013 год. Тогда выручка холдинга превысила 14,7 млрд руб., операционная прибыль достигла 2,4 млрд руб., чистая прибыль — 1,5 млрд руб.

В прошлом году выручка РЕН ТВ от размещения только федеральной телерекламы, то есть без учета региональных вставок, могла составить почти 5,3 млрд руб. без НДС, «Пятого канала» — 4,6 млрд руб., подсчитала ранее для РБК компания Etat Control International.

Перестройка началась

Поправки в закон «О СМИ», с 2016 года ограничивающие 20% долю иностранцев во всех российских медиакомпаниях, затрагивают прежде всего русскоязычные версии зарубежных телеканалов, распространяющиеся через кабельные сети и спутник, а также большинство издательских домов. В эфирном ТВ ограничения вынуждают реструктурировать бизнес-холдинги «СТС Медиа», чьим крупнейшим акционером является шведская Modern Times Group, и ЮТВ, который вместе с американской Walt Disney Co. управляет каналом Disney.

В минувшем июле под новые законодательные требования, как уже сообщал РБК, подстроились телеканалы семейства Fox: National Geographic, Nat Geo Wild, Fox, Babby TV, Fox Live. С прошлого месяца учредителем этих телеканалов выступает уже не структура американской Fox International Channels, а компании, входящие в российскую группу «Телко Медиа», официального дистрибьютора Fox International Channels в России.

Перестроила свой бизнес и группа Hearst Shkulev Media, издатель журналов Elle, Maxim, Psychologies, телегида «Антенна-Телесемь» и владелец региональных городских сайтов. В прошлом месяце были зарегистрированы новые компании, в которых напрямую издателю Виктору Шкулеву принадлежит 80%, а оставшиеся 20% — у американской Hearst Corp. Но все выпускаемые партнерами журналы в России пока оформлены по-прежнему на ООО «Херст Шкулев Медиа», основную структуру Hearst Shkulev Media, которой на паритетных началах владеют Шкулев и Hearst Corp.

Первый шаг к реструктуризации телеканала Disney сделал уже и холдинг «ЮТВ». Один из его бенефициаров, Иван Таврин, учредил в минувшем июле ООО «Новый медиа холдинг». ЮТВ также планирует до конца года выкупить 75% операционного бизнеса «СТС Медиа».

Зафиксированы уже случаи и ухода из России иностранных медиакомпаний. От распространения всех своих телеканалов в России минувшей весной отказалась NBC Universal. В июле о закрытии российского офиса объявила AMC Network (телеканалы CBS Drama, JimJam и др.). При этом компания надеется продолжать распространять свои каналы в России и дальше через местных дистрибьюторов.

Сергей Соболев
Фото: AP
РБК

«Может, встать на табуретку и приладить петлю?»

Юрий Грымов о православном канале «Царьград», Майдане и дороге к свету через ад

Этой осенью в России начнет вещание православный телеканал «Царьград». Год назад для его запуска основатель инвестфонда «Маршал капитал» Константин Малофеев выписал из США обладателя двух премий «Эмми» Джека Хеника. Однако два месяца назад американец уступил место российскому режиссеру и продюсеру Юрию Грымову, рассказавшему в интервью, зачем ему это нужно, кто будет смотреть еще один православный телеканал и почему российские медиа обречены остаться в прошлом веке.

Зачем нам еще одно православное СМИ?

- Во-первых, мне самому это интересно и есть интерес у людей. В прошлом году я запустил православный поисковик «Rublev.com». Так вот, у нас каждый день аудитория растет, хотя мы не занимались продвижением, да и другие православные ресурсы ничего не писали о нас.

Давайте считать. Есть федеральный телеканал «Спас», канал «Союз», радио «Вера». К запуску готовится канал «Русский мир». Имеются и другие проекты. Да и сама РПЦ довольно активно продвигает себя в федеральных медиа.

Проблема в развитии и поиске нового языка. Вот есть канал «Спас». Священников в кадре очень много. Наверное, это больше церковный канал. Есть и другой пример — радио «Вера». Вы удивитесь, но раз десять я слышал от людей в общей компании о том, что они слушают это радио. Человек вроде бы не воцерковленный, но слушает православное радио. Ничего нет плохого в том, что такие СМИ появляются. Все, что нежизнеспособно, отомрет.

Да и потом: почему никого не смущало, когда расплодились развлекательные каналы — ТНТ, «Перец» и прочие, на грани смрада? Попробуйте не смотреть на экран и просто послушать, что оттуда доносится. Это ужас, так нельзя разговаривать, а это слушают дети.

Каким будет «Царьград»?

- Прежде всего это информационно-аналитический канал. Консервативный и православный, но современный и актуальный. Не будет мелочной политики в духе «чиновник Петров укусил секретаршу за локоть». Нужно говорить о смыслах и учиться расставлять приоритеты. Не думать за зрителей, а именно расставлять приоритеты.

И Русская православная церковь получит еще одну площадку.

- Мы в рабочих отношениях с РПЦ. Я бы не смог сделать свой проект Rublev.com без квалифицированной консультации со священниками, церковными экспертами. Невозможно было бы это и без волонтеров, которые помогают с базой данных для поисковика. Конечно, мы будем освещать новости всего православного мира и РПЦ, не только в России, а также и светские новости.

Смотрела на днях видео, на котором настоятель Киево-Печерской лавры на «Мерседесе» S-класса нарушил ПДД и отчитал полицейских. Будут такие новости?

- Такие казусы стоит рассматривать как поступок одного человека. По нему нельзя судить обо всех людях в Церкви. Когда какой-то священник поступил некрасиво, это осуждают и высокопоставленные представители РПЦ. Атеисты почему-то считают, что священник должен быть практически святым. Мы видим, как человек грешит, но не знаем, как он кается.

Я о другом хотела спросить. Разве это не чудовищное притворство: убеждать людей не собирать сокровищ на земле, а потом садиться в такой автомобиль? Это важно, ведь вы создаете рупор РПЦ.

- Мне абсолютно все равно, кто на каких машинах ездит, и я думаю, что многим священникам не важно, какая у них машина. Но человек, надевающий на себя крест, несет совершенно другую ответственность. Осуждение со стороны светских людей и атеистов лишний раз доказывает, что люди православия в их понимании должны быть лучше. И они действительно стараются быть лучше.

Я недавно был в Галичском районе Костромской области, где разрушены церкви, где с трудом собирают деньги на обустройство святого источника. Я знаю батюшек в Москве, которые своим трудом восстанавливают храмы. Они живут только этим. Почему медиа не пишут про тяжелые будни священников? Мы ждем либо какого-то мегаподвига, либо кошмара светского. А самый большой подвиг — это каждодневная работа на благо прихожан.

Кто будет работать на «Царьграде»?

- У нас есть отчасти имперские амбиции. Мы хотим создать фабрику по производству собственных передач. Я занимаюсь каналом всего два месяца, конечно, за это время такой завод не построишь. Поэтому сейчас идет напряженная работа, команда пополняется, уже работают больше ста человек.

У нас готова студия (на верхнем этаже Центрального телеграфа — прим. «Ленты.ру»), в следующем месяце появится линейка новостей. Я рад, что к нам на канал пришел Андрей Норкин. Он руководит новостной службой и готовится выпустить авторскую передачу. Это будет либо итоговое, либо вечернее ток-шоу.

Кого еще позовете?

- К нам присоединился Анатолий Кузичев с «Коммерсант FM» (генеральный продюсер радиостанции — прим. «Ленты.ру»), он будет вести авторскую передачу, пришел Захар Прилепин.

Он ведь вместе с Охлобыстиным и Пореченковым консервативно-патриотическую «Ракету» собирается запускать.

Я не хочу комментировать слухи. Если верить всему, что пишут, у нас каждый день кто-то собирается что-то снимать и запускать. Я говорю об этих людях, потому что с ними заключен контракт. Тех, с кем я веду переговоры, конечно, гораздо больше.

Ведущая Алена Горенко с «ТВ-Центра» уже у нас работает. Разные люди приходят. Производственники с «Дождя», люди с Первого канала и НТВ. Причем с НТВ те, кто там по 10-15 лет отработали. Кто-то разочаровался в больших каналах, кого-то сократили. По телевизионному опыту знаю, что сокращают часто достойных людей.

Когда канал выйдет в эфир?

- Думаю, с октября потихоньку начнем. Сейчас мы ведем переговоры с «ЭР-Телеком», будем вещать через спутник и т.д. У нас в перспективе мощный сайт, но это не сайт канала, а глобальная платформа, где в том числе можно будет посмотреть и «Царьград».

Почему расстались с Джеком Хеником?

- Об этом лучше спросить Константина Малофеева. На первом этапе Джек сделал все, что от него требовалось, теперь нужен креатив, новые художественные решения, творчество и производство. Но он остался в команде.

Почему Малофеев выбрал именно вас?

- Не знаю. Я хорошо владею своим ремеслом, требователен к себе и другим и, как мне кажется, обладаю достаточным опытом. Если я говорю, что смогу сделать этот фильм или эту программу, я сделаю это на должном уровне. Вы можете спорить потом о вкусах, но качество я гарантирую. Мне кажется, это и потребовалось Константину Малофееву, но об этом опять же лучше спросить его самого.

Скажу вам совершенно честно: Константин поражает меня своей искренностью. Я вижу, что он не пижонит, он искренне верующий человек, это не поза. Поверьте мне, я знаю людей. Человек грамотный, образованный, влюбленный в Россию. Я работаю с ним напрямую, мы много общаемся, спорим, с чем-то я не согласен, но я не вижу подвоха, который я иногда наблюдал у других бизнесменов.

Вам-то все это зачем? Вы не похожи на воцерковленного человека.

- Тут есть некая подмена. Я знаю очень много известных и неизвестных, стильных, авангардных, образованных, культурных и при этом воцерковленных людей. Среди них и музыканты, и чиновники. Не надо воспринимать воцерковленных как дремучих людей из XIX века. Это не так. Я всегда говорю, что я русский и православный, а уже потом, что я режиссер и продюсер.

Я взялся за это, потому что мне интересно. Сейчас все меняется (слава богу, хоть земной шар крутится как и прежде). Последнее время, когда я бываю за рубежом, часто в разговорах за бутылкой вина на меня обрушиваются вопросы о России, Путине — много всего. Если пять лет назад до России всем была абсолютно фиолетово, то сегодня это факт: мы ухитрились в чем-то очень грамотно развернуть ситуацию в свою сторону. Конечно, с последствиями для нас самих, я не идеализирую ситуацию. Но мы развернулись: нас обсуждают, нами восхищаются, нас ругают.

Чаще ругают.

- Тут я поспорю. Здесь все очень субъективно. В каких-то компаниях ругают больше, в каких-то завидуют, потому что «А во Франции у нас ад, налоги страшные, Олланд творит непонятно чего». Это просто разные компании. Я прекрасно понимаю, что будет много критики, в том числе и со стороны либералов, «друзья» будут писать разное, но я не боюсь. Судите строго, ваше право. Но дайте нам хотя бы год, чтобы построить эту фабрику, ошибиться, исправиться, найти людей, найти зрителя.

Что не понравилось на «Дожде»? Почему оставили пост генпродюсера?

- Считаю, что на канале «Дождь» работает много талантливых молодых ребят. Но меня смущают его настроения и позиции. У меня другое отношение к тому, что происходит в масс-медиа. Вы прекрасно знаете журналистский принцип: если собака укусила человека, это никому не интересно, а если человек укусил собаку — это уже событие. Я считаю, что так работает вчерашнее телевидение. Можно идти по спирали, она может проходить через ад, проблемы и горе, но идти к свету, к надежде. Увы, сегодняшняя вертикаль ведет вниз, и весь кошмар перекрывается еще большим кошмаром. Человек включает телевизор, а после этого посматривает на табуретку и думает: «Может, пора встать на нее и приладить петлю?».

Концепция Optimistic Channel оказалась не такой уж оптимистичной?

- Я как раз с этим и спорил, меня такая концепция удивляла. Потому что, во-первых, это не так, а во-вторых, был прецедент. Была круглая дата у Александра Митты, а на следующий день круглая дата была у Люси Улицкой. Я предложил в новостях их поздравить. Полстраны на его фильмах было воспитано, а другая половина ее книжками зачитывается. На это мне было сказано, мол, вот они умрут, мы о них скажем. Я ответил: «Без меня». После этого я понял, что мы не можем быть вместе. Это яркий пример, но есть еще цеховые вещи, о которых я не буду публично говорить.

Политические?

- Система координат «баба яга против» мне не нравится. Постоянно против и, как правило, против Путина. Я все-таки за конструктивный разговор. Между прочим, я выходил на Болотную, не потому что я мечтал вылезти на трибуны. Я вышел, потому что власть должна слышать, что у граждан есть мнение, есть позиция. Никакого желания ломать через колено, у меня нет. Сказать, что все ужасно, я не могу. Есть много спорных вещей, но есть и мнение, которое нужно уважать. Поэтому когда я в прессе вижу, как не уважают позицию либерально мыслящих людей, мне обидно. Но мне не нравится, когда либерально мыслящие люди не слышат консерваторов и прямо оскорбляют их. Равно мне мало симпатична и противоположная ситуация. Надо учиться диалогу.

Кино-то снимать будете?

- Готовлю большой проект к столетию революции. 12 серий, это бомба, день за днем. Ничего личного: Майдан ничто по сравнению с тем, как профукали империю. Никакая это не народная революция. Это был переворот, пошлый и тихий. Вдруг нарисовался непонятный Ульянов, который и сам-то не понял, что произошло. Я очень боюсь повторения этой ситуации в России.

Серьезно?

- То, что происходит на Украине, большое горе, это страшно. И я уверен, что это только начало. Нельзя ругаться с соседями. А то, что Америка подливает масла в огонь большинству понятно. Американцы, конечно, провокаторы. Ухитрились всех перессорить, Сирию всю напрягли. В Сирии и Ираке — беда, весь Ближний Восток уже накрыло. Всем же понятно, откуда появился ИГИЛ. Беженцы несчастные бегут, а американцы умывают руки. Я считаю, что в этой ситуации надо скидываться нам и вам на то, чтобы спасти этих несчастных людей, оплатить перелеты, пароходы и всех — в Америку. Эй, ребята, у вас там демократия, большая территория — всех туда. И вы посмотрите, как на этом американская демократия закончится. Они не примут никого.

Вы сказали, что человек, кусающий собаку — это вчерашний день. Что же день сегодняшний?

- Я недавно был в прекрасном парке «Пюи де Фу» (парк исторических реконструкций — прим. «Ленты.ру») во Франции. Я в свое время работал в Лас-Вегасе, в Италии, много ездил по миру. Я многое видел в своей жизни по части театра. Но то, что я там увидел, меня поразило. 20 тысяч человек на стадионе кричат «Франция!» (постановка посвящена истории Франции), и 3,5 тысячи артистов, статистов каскадеров и так далее выступают на сцене — это потрясающе. И удивительно что 80 процентов работают бесплатно!

Так вот, я могу сказать вам с полной уверенностью: если XX век был веком кино, то XXI-й — век шоу и реального представления. Ломаются форматы. Электронные носители, iTunes — все это сотрется, этого не будет. Сегодня важен только живой контакт с тысячной аудиторией, выступление, живая лекция. Представление, досуг семьи — вот что набирает обороты. На этом фоне светско-тусовочные персонажи, кричащие про либеральные ценности — вертеп. Или снобистские гетеросексуальные издания. Мол, мы снобы. Ребята, это все вчерашний день. Это прошло, как малиновые пиджаки.

Беседовала Светлана Поворазнюк
Лента