Компания Mail.Ru Group продолжает избавляться от непрофильных активов. После продажи 100% акций рекрутингового портала HeadHnter она планирует продать и свою долю в сервисе знакомств Mamba (бренд c 2013 года — Wamba, российское юрлицо — ЗАО "Мамба"). Об этом "Известиям" сообщили несколько источников, знакомых с ситуацией. В компаниях Mail.Ru Group и Mamba от комментариев отказались.

 

 

 



Прокуратура города Кулебаки Нижегородской области подала иск к «Ростелекому» с требованием закрыть доступ к сайту «Википедия», так как на его отдельных страницах размещена информация о способах употребления наркотических веществ. Об этом пишут «Ведомости».

 

 

Подведены итоги РИФ+КИБ 2015: аудитория Рунета составляет 73,8 млн человек. С 22 по 24 апреля 2015 года в подмосковном пансионате «Поляны» прошел XIX Российский интернет-форум (РИФ+КИБ) - крупнейшее мероприятие Рунета. 

Участников форума поприветствовал премьер-министр РФ Дмитрий Медведев в своих официальных аккаунтах:

«Российская интернет-индустрия – это не только растущий рынок сервисов и технологий, но и талантливые люди, готовые постоянно развиваться. Именно поэтому для этой отрасли так важен обмен опытом, обсуждение последних трендов и новые идеи. Хорошо, что для подобного общения в России есть площадки, одна из важных – РИФ+КИБ, которая в этот раз соберет больше 10 тысяч участников. Желаю всем интересных дискуссий и удачной работы!»

В «Полянах» форум открылся выступлением министра связи и массовых коммуникаций РФ Николая Никифорова. Он рассказал о результатах работы государственной программы по обеспечению доступа к высокоскоростному Интернету населения малых городов и сел: строительство новых оптоволоконных сетей идет очень быстрыми темпами. Реализация программы означает для интернет-предпринимателей увеличение аудитории потенциальных клиентов их бизнесов.

Особое внимание, по словам Никифорова, государство уделяет сейчас решению кадровой проблемы в IT-индустрии. В 2014 году удалось завершить строительство половины запланированного количества технопарков в разных городах России. Ведется работа по расширению общей базы подготовки квалифицированных кадров: в прошлом году количество бюджетных мест в вузах на специальности, связанные с IT, было увеличено с 25 тысяч до 42 тысяч человек.

В финале своего выступления Никифоров рассказал об общении с министрами связи стран БРИКС и общих планах максимально открыть рынки этих стран друг для друга.

«Хотел бы пожелать вам дальнейших амбициозных планов и перспективного, серьезного, качественного роста. Инфраструктура в России будет развиваться, это неизменный приоритет, но важно, чтобы мы не замыкались внутри страны и смотрели на мир, на глобальный рынок».

Продолжил сессию открывающих докладов Леонид Левин, председатель Комитета Государственной Думы по информационной политике, информационным технологиям и связям. Левин рассказал о целях и реальном значении последних законодательных инициатив, связанных с интернет-отраслью: сейчас, когда в Интернет пришло более 50% населения страны, становится очень важным защищать все права граждан в онлайне в той же степени, что и в офлайне. Среди самых значимых достижений 2014 года Левин назвал закон о хранении персональных данных на территории РФ, прокомментировав, что этот закон стал мерой профилактики отключения российского сегмента Интернета от глобальной Сети.

Левин отметил закон о блогерах, который помогает вывести блог-экономику из теневого сегмента, а также работу с защитой авторских прав на контент, которая ведется во многих направлениях.

Также Леонид Левин сообщил о первых результатах работы недавно созданного Института развития Интернета (ИРИ): на рассмотрение депутатов Государственной Думы ФС РФ внесены законодательные инициативы, направленные на защиту интересов и поддержку отечественных производителей ПО. Эта инициатива была проработана организациями – учредителями ИРИ в сотрудничестве с Минкомсвязи России.

Директор РАЭК Сергей Плуготаренко выступил с докладом «Рунет сегодня: аналитика, цифры, факты».

В 2014 году аудитория и проникновение Интернета в России продолжили расти, причем темпы роста сохранились на уровне 2013 года – 7,4% в год. По данным ФОМ, аудитория Рунета составляет сейчас 73,8 млн человек. Из них 60,8 млн человек (52%) выходят в Сеть каждый день. 28% пользователей живут в селах и малых городах. Проникновение Интернета в сельской местности сейчас превышает 50%. Доля среди новых онлайн-покупателей малых городов составила 29%.

Аудитория мобильного Интернета за год выросла на треть. 9% аудитории всех интернет-пользователей выходит в Сеть только с мобильных устройств, а объем мобильного трафика вырос в 1,5 раза.
Пользователи проводят в Интернете в среднем 126 минут в день, в мобильном Интернете – 86 минут в день. 26% времени пользователей проводят в социальных сетях, 12% времени – за просмотром видео, 7% уходит на почту, 3% – на новости.

Быстрее всего в 2014 году росла аудитория Smart TV: более 7 млн устройств – прирост 41%.

Кроме того, были представлены результаты исследования «Экономика Рунета». Ключевыми оценками в исследовании стали: объем сегментов сервиса и контента, который в 2014 году составил почти 1 трлн рублей, и объем интернет-зависимых рынков, оцененный в 7 трлн рублей.

Наблюдалось замедление роста рекламного рынка: в медийном сегменте падение рынка произошло на 5%, эксперты прогнозировали рост на 7%. Однако некоторые сегменты рекламного бизнеса даже в это кризисное время продемонстрировали уверенный рост: рынок SMM-услуг оценивается в 4,8 млрд рублей, рынок видеорекламы – в 7,3 млрд рублей.

Сегмент электронной коммерции, хотя развитие и идет по «кризисному сценарию», если принять во внимание прогнозы экспертов на 2014 год, тоже растет. В дальнейшем РАЭК ожидает среднегодовой рост рынка до 2018 года на 8–10% в год.

Руслан Тагиев из TNS Russia подробно рассказал об аудиторных показателях российского Интернета.

При общей аудитории интернет-пользователей 82 млн человек (66% населения) сегодня интересно наблюдать за данными о тех, кто еще не в Сети: это люди старше 55 лет, жители многих городов и сел, люди без образования. Сегодня не в Сети остаются 41 млн человек.

В 2014 году впервые зафиксировано снижение доли пользователей десктопного Интернета – оно составило 1%. При этом доля людей, выходящих в Интернет с мобильных устройств, уверенно растет быстрыми темпами. Сегодня 11,8 млн человек являются так называемыми эксклюзивными мобильными пользователями: для выхода в Интернет они используют только мобильные устройства. Этих людей отличает молодой возраст и высокий уровень достатка. По тематическому распределению наиболее востребованного контента женщины традиционно предпочитают социальные сети, мужчины – различные геосервисы.

На открытии форума состоялась презентация Института развития Интернета (ИРИ), а вечером второго дня прошла первая встреча Клуба Директоров ИРИ. Об идее его создания рассказали Герман Клименко, председатель совета ИРИ, и Сергей Плуготаренко, член совета ИРИ. Кратко сообщив о ключевых инициативах ИРИ, докладчики дали старт процессу формирования экспертного сообщества, которое объединит большое число отраслевых экспертов Рунета, собранных в динамические группы по нескольким направлениям – кластерам. Также 23 апреля на РИФе пройдет первое заседание Клуба директоров ИРИ: обсуждение подходов к разработке стратегии развития Рунета. Ключевой темой заявлено обсуждение подходов к разработке стратегии развития Рунета. На заседание клуба приглашены все зарегистрировавшиеся на РИФ руководители компаний. Обязательным условием участия в работе клуба стало формулирование предложений и идей по основным направлениям развития национального сегмента сети Интернет.

«Я надеюсь, что ИРИ станет эффективным коммуникатором между государством и отраслью. Состав Наблюдательного совета ИРИ внушает серьезную надежду на то, что в исследованиях ИРИ будут задействованы лучшие компетенции, имеющиеся на нашем рынке», – завершил свое выступление Герман Клименко.

Специально к открытию Российского интернет-форума PayPal и Data Insight представили отчет о проникновении электронной коммерции и цифровых платежей за пределы больших городов. Исследование показало, что c точки зрения адаптации интернет-технологий жизнь в малых городах активизируется. Так, по итогам 2014 года 40% новых интернет-пользователей в стране – это люди из малых городов, поселков и сельских населенных пунктов.
В 2015 году доля онлайн-шопинга и электронных платежей продолжает расти. 41% активных интернет-пользователей из небольших городов планировали в ближайшие 12 месяцев начать покупать товары через Интернет или делать это чаще, чем раньше, а 49% собирались начать использовать или использовать чаще онлайн-решения для оплаты товаров и услуг.

«В России мы наблюдаем почти уникальную ситуацию – здесь продавца и покупателя могут разделять многие тысячи километров, – отмечает Владимир Малюгин, председатель правления PayPal Россия. – Данные нашего исследования показывают, что жители даже самого небольшого российского города постепенно привыкают к возможности платить онлайн где угодно и когда угодно. Как мы видим, обычно человек начинает с онлайн-пополнения счета мобильного телефона или оплаты Интернета, «Одноклассников», коммунальных услуг, затем билетов на поезд или одежды. Потом выясняется, что в Сети выбор намного больше, чем в любых местных магазинах, – и в России появляется еще один активный онлайн-покупатель. Это стало очень серьезным трендом, который только укрепляется за счет доступности простых, быстрых и безопасных способов оплаты в Сети».

После официального открытия состоялась пресс-конференция РОЦИТ.

Цель РОЦИТа-2020: создание активного сообщества пользователей Рунета, объединение всех активных пользователей Интернета для развития современного общества. РОЦИТ защищает, представляет и объединяет интересы интернет-пользователей России, реализуя несколько проектов: “Голос Рунета” (голосования, форум и опросы), “Горячая линия” (сервис по приему сообщений об интернет-угрозах), Всероссийское исследование “Индекс цифровой грамотности” и образовательный проект “BUDUGURU. IT - моя будущая профессия”.

Новый РОЦИТ функционирует несколько месяцев, и каждый из перечисленных проектов полноценно заработает до конца года. До этого момента на суд пользователей будет представлена их бета-версия.
Наша цель, чтобы пользователь получал все необходимое (возможность оставить жалобу, высказать мнение, предложить идею, получить обратную связь от компании или госоргана, пройти тест на профориентацию, получить дополнительные знания и много другое именно на сайте РОЦИТ, который станет точкой входа в сеть для начинающих пользователей и объединяющим фактором для продвинутых активных интернет-граждан“, - поделился своим видением Сергей Гребенников, директор РОЦИТ.

В первый вечер для всех участников Форума прошла главная вечеринка. На сцене РИФ Open Air выступили коллективы, за которые отдали свои голоса участники РИФ+КИБ 2015 – в рамках специального народного голосования “Наше 2.0”, которое проходило на сайте Форума, а также Хэдлайнер вечера– группа КняZz.

Мероприятие проходило на протяжении трех дней в в девяти параллельных потоках, темами которых стали импортозамещение, социальные медиа, электронная коммерция, Интернет в России, взаимодействие государства и отрасли, медиапотребление в России, экономика Рунета и многие другие.

На территории РИФ+КИБ была развернута выставка интернет-компаний, которая насчитывала более 50 стендов, где были представлены известные и молодые IT-компании: 1С-Битрикс, Mail.ru, Pay U, i-Media, Eset, TeleSign, Social Mart, iTMan, Origami, GetResponse, ActionPay и многие другие.

Всего в мероприятии приняли участие около 10 000 человек и более 20 000 наблюдали онлайн-трансляцию. Организаторами Форума Организатор мероприятия Ассоциация Электронных коммуникаций (РАЭК) при финансовой поддержке федерального агентства по печати и массовым коммуникациям РФ и министерства связи и массовых коммуникаций РФ. При сотрудничестве с компанией «Ростелеком».

Источник

Конечной целью рекламной кампании в социальных медиа должно быть не число "лайков", а любовь потребителей к бренду, готовность поставить свою репутацию на его защиту, считает гендиректор digital-агентства Zemoga Диджей Эдгертон (DJ Edgerton), который выступит на конференции Digital Marketing-2011.

Эдгертон является основателем и гендиректором Zemoga - digital-агентства с офисами в Нью-Йорке, Сан-Франциско, Уилтоне и Боготе (Колумбия). До основания Zemoga в 2003 году он более двадцати лет разрабатывал новаторские digital-решения для компаний, входящих в Топ-500 по версии журнала Fortune. Эдгертон - признанный эксперт в области рекламы, его статьи регулярно появляются в AdWeek, AdAge и Huffington Post, а Zemoga входит в ассоциацию digital-агентств SoDA.

Аудиореклама в России вырастет до 125 млн рублей к концу 2015

Аудиореклама в Рунете остается одним из немногих растущих сегментов российского рекламного рынка. По данным селлера Unisound, в первом полугодии рост превысил 320%, рекламодатели потратили на аудиорекламу 42 млн руб., а к концу 2015 года показатель достигнет 125 млн руб.

В 2014 году рекламодатели потратили на аудиорекламу, по оценке селлера Unisound, не более 30 млн руб. Однако уже в первом полугодии 2015-го эти расходы достигли 42 млн руб., а темпы роста превысили 320%. По прогнозу Unisound, сегмент может вырасти более чем на 400% - до 125 млн руб. по итогам 2015 года. В 2016 году темпы роста, скорее всего, замедлятся: объем аудиорекламы вырастет вдвое, до примерно 250 млн руб.

Онлайн-аудиореклама - ролики, которые проигрываются перед или во время прослушивания пользователем в интернетемузыки, радиоэфира или подкастов (аудиофайлов) на сайтах и через приложения на мобильных устройствах. Существуют два основных формата: диджитал-аудио (ролик продолжительностью до 30 секунд с синхронным баннером и текстовой строкой) и радио-плюс (стандартный радийный аудиоролик без дополнительных материалов).

Сегодня рынок аудиорекламы уже сложился лишь в США, где компания Pandora развивает формат больше пяти лет. Рекламодатели на других рынках оценили эффективность аудиорекламы после того, как в 2012 году музыкальный сервис Spotify начал работать по рекламной модели, открыв бесплатный доступ к музыке длятех, кто готов слушать рекламные ролики. Сейчас объём этого рынка в США превышает $1 млрд в год.

Расходы на аудиорекламу растут, хотя в других секторах рекламного рынка наблюдается спад. Так, по данным Ассоциации коммуникационных агентств России (АКАР), в первом квартале российский рекламный рынок впервые за последние годы ушел в минус, падение составило 17%. При этом объем медийной рекламы в Рунете сократился на 18%, а на радиорекламу рекламодатели потратили на 25% меньше денег, чем в прошлом году.

При этом в онлайн-аудиорекламе сегодня минимален клаттер - уровень рекламного шума. По данным Unisound, на 25 прослушанных треков сегодня приходится один рекламный ролик. В среднем пользователь тратящий на музыку в интернете около часа в день за это время прослушивает всего один аудиорекламный ролик или 2 минуты в неделю.

Рекламные возможности аудио в Рунете заинтересовали крупнейших рекламодателей. Новый формат уже активно используют автопроизводители и производители товаров повседневного спроса (FMCG), фармацевтические компании и ритейлеры.

«Сегмент аудиорекламы схож с сегментом видеорекламы, объем которой несколько лет назад составлял сотни миллионов рублей, а в этом году достигнет отметки в 5 млрд рублей, - говорит генеральный директор селлера Unisound Станислав Тушинский. - Аудиоформат интересен крупным брендам, так как позволят контактировать с той частью аудитории, которая научилась не замечать баннерную рекламу и всегда пропускает видеоролики. Кроме того, аудиорекламаработает "на ходу" - когда человек держит телефон в кармане, надев наушники, инаиболее эффективнана мобильных устройствах, поскольку никак не ограничена размерами экрана».

«Аудиореклама – сегмент новый, в настоящий момент не особенно привычный для пользователей и не самый популярныйсреди большого количества рекламодателей, - прокомментировал заместитель генерального директора AdWatchIsobar Михаил Шкляев. - Соответственно, доля внимания аудитории пока выше, а значити контакт, в целом, эффективнее. Буквально в мае Google провёл очередное исследование эффективности видеорекламы, и в числе прочего замерил эффект от видео, которое пользователь лишь слышит, но не видит. Выяснилось, что подобный контакт всё равно поднимал запоминаемость рекламы на целых 33,1% по сравнению с базовой контрольной группой. Лучшее доказательство интересности формата придумать сложно. Следовательно, пробовать нужно, но, разумеется, заранее решив, как считать эффективность размещения».

Sostav

К 2020 году 75,9% всех расходов на интернет-рекламу будет приходиться на мобильную рекламу нативных форматов

"Медийка" прирастает видеорекламой

Среда, 13 Май 2015
Опубликовано в Аналитика
По данным Ассоциации Коммуникационных Агентств России (АКАР), в 1 кв. 2015 г. объем интернет-рекламы составил 18.1 млрд. руб. без учета НДС.

По объему денег интернет-реклама уже третий год подряд является вторым сегментом после телевизионной рекламы – 25% от всего ATL-«пирога» по итогам 2014 г., 28% в 1 кв. 2015 года. В прошлые периоды сегмент интернет-рекламы показывал опережающую динамику по сравнению со всем ATL-рынком (по итогам 2014 г. весь рынок вырос на 4%, а интернет-реклама – на 18%). Сейчас, когда влияние экономического кризиса стало гораздо более заметным, чем в конце прошлого года, интернет-реклама осталась единственным (из оцениваемых АКАР) растущим сегментом рекламного рынка. В то время как совокупные бюджеты рекламодателей снизились на 17%, интернет вырос на 9%. Динамика других медиа находится в интервале от -22% до -34%.

Доли сегментов медиарекламного рынка, 1 кв. 2014-2015 г., %
Источник: АКАР

 

Динамика по сегментам медиарекламного рынка, 1 кв. 2015/2014 г., %
Источник: АКАР

При этом внутри сегмента интернет-рекламы динамика также различная. Продолжают снижаться затраты рекламодателей на баннеры: в 2014 г. на них было потрачено на 15% меньше, чем в 2013 г., а в 1 кв. 2015 – уже на 28% меньше, чем в 1 кв. предыдущего года.

Онлайн-видео (учитывается только потоковая реклама – прерывающая видеоконтент, без видеобаннеров и других рекламных форматов на страницах просмотра видео) и контекстная реклама продолжают опережать рынок по темпам развития, однако и их динамика существенно снизилась: контекст прибавил +16%, а онлайн-видео +10% (согласно консолидированной оценке селлеров (Vi и ГПМД); рост за 2014 г. +27% и +42%, соответственно).

Достаточно высокие темпы роста контекста приводят к тому, что этот подсегмент продолжает наращивать свою долю внутри интернет-бюджетов – если по итогам 2013 г. на контекст приходилось 72% денег рекламодателей в интернете, то по итогам 2014 г. эта доля выросла до 80%, а в 1 кв. 2015 г. приблизилась уже к 85%.

Однако не стоит забывать, что контекст решает несколько иные маркетинговые задачи, нежели все остальные медиа, и имеет практически бесконечную базу новых рекламодателей из числа среднего, малого и даже мельчайшего бизнеса. Его представители во многих случаях практически не имеют экономических возможностей размещать никакую другую рекламу, кроме контекстной, в силу ее относительно невысокой стоимостной планки «входа» на рекламный рынок. Зачастую они не имеют рекламных бюджетов как таковых, а направляют в контекст деньги, например, от дистрибуции. Другими словами, эти бюджеты в подавляющем большинстве не могут быть перераспределены в другие медиарекламные сегменты.

Вместе с тем, объем медийной интернет-рекламы снизился на 18% по сравнению с 1 кв. 2014 г. - рост онлайн-видео не помог преодолеть падение бюджетов на баннеры, но несколько сгладил их. Баннеры все еще привлекают в два раза больше денег, чем онлайн-видео (1.9 млрд. руб. vs. 920 млн. руб.), однако разрыв между этими подсегментами сокращается (в 1 кв. 2014 г. разница была трехкратная). Соответственно, доля видео внутри медийки выросла с 24% на конец 1 кв. 2014 г. до 33% на конец 1 кв. 2015 г.

Динамика подсегментов интернет-рекламы, 2014/2013, 1 кв. 2015/2014 г., %
Источник: АКАР, АЦ Vi

Таким образом, онлайн-видео - единственный (из оцениваемых экспертами) медийный подсегмент, показывающий положительную динамику в кризисный 1 кв. 2015 г. А изменение объема денег в подсегментах медийной рекламы во многом зависит от изменений объемов аудитории медиа и особенностей медиапотребления, поэтому ключевым фактором его дальнейшего развития продолжает оставаться рост активности зрителей на недесктопных устройствах (смартфонах, планшетах и Smart TV) на фоне достигшей своей максимума и стабилизировавшейся аудитории десктопного онлайн-видео.

Тренды в онлайн-видео в России

В среднем в 1 кв. 2015 г., по данным comScore Video Metrix, в России (все населенные пункты, возраст от 6 лет и старше) 70 млн. чел. хотя бы раз в месяц смотрели онлайн-видео в интернете с настольного компьютера или ноутбука – это всего на 1% больше, чем годом ранее. Совокупное количество просмотренных за месяц видеороликов (включая рекламные ролики и контент) превышает 13 млрд. просмотров, а общее время просмотра видео – 97 млн. минут или 23 часа в месяц на зрителя (46 минут в день).

При этом количество мобильных зрителей онлайн-видео за 2014 г. выросло, по данным Установочного исследования TNS Web Index, более чем в полтора раза (с 7.6 до 12.6 млн. чел. в крупных от – 100 тыс. жителей и выше – городах России, возраст от 12 лет и старше). В целом, в то время как интернет-аудитория на десктопе, по данным TNS, осталась неизменной (и даже снизилась на 1%), аудитория на других устройствах продолжает активно расти как на смартфонах (+44%) и планшетах (+33%), так и на Smart TV (+51%).

Другие тренды в развитии онлайн-видео в России также появились еще в 2013-2014 гг. (и, порой, даже ранее), но продолжают влиять на подсегмент. К их числу можно отнести:

1. Увеличение объема легального инвентаря за счет «обеления» контента в социальных сетях.
2. Усиление связи между производителями видеоконтента и онлайн-платформами
3. Укрепление видеосоставляющей у крупных горизонтальных порталов
4. Применение смешанной модели монетизации (рекламной + платной) для монетизации видеопросмотров

Важные для рынка онлайн-видео события 1 кв. 2015 г. в полной мере отвечают перечисленным факторам:

1. Онлайн-кинотеатр ivi.ru впервые за пять лет работы вышел на операционную прибыль. Компании удалось улучшить показатели благодаря оперативному показу киноновинок и развитию приложений для Smart TV.

2. Сделка между «Ростелекомом» и «Газпром-медиа» о покупке OTT-активов холдинга (Now.ru, RuTube и Zoomby.ru) все еще не завершена и может не состояться. По сообщениям, Morgan Stanley начинает заново искать для «Ростелекома» активы в сфере онлайн-видео.

3. «ВКонтакте» лишила посетителей пиратских сайтов с сериалами возможности смотреть встроенные ролики из соцсети. Ранее социальная сеть и её партнёр агрегатор Pladform уже начали заменять сомнительные файлы с серверов «ВКонтакте» на легальный контент, монетизируемый рекламой.

4. Rambler&Co запустил собственную телестудию для съемки видеороликов и заключил стратегическое партнерство с селлером Gazprom-Media Digital по продаже видеорекламных возможностей площадок холдинга.

5. «Афиша Mail.Ru» пополнила видеокаталог фильмами и сериалами с «Амедиатеки», контент будет предоставляться пользователям по подписке. 13 апреля сервисы совместно начали показ нового сезона сериала «Игра престолов».

6. Холдинг «СТС Медиа» объявил об открытии на своих сайтах бесплатного доступа к легальным фильмам Paramount. «Новый онлайн-кинотеатр» будет монетизироваться по рекламной модели.

В заключение еще разу упомянем самый проблемный для индустрии макрофактор, влияющий на онлайн-видео, - кризисная ситуация. Как правило, в тяжелые времена люди склонны экономить на внедомашних развлечениях (например, походах в кино) в пользу домашних активностей, под которые в нынешних условиях подпадает просмотр не только эфирного ТВ, но и онлайн-видео. Общий принцип – поиск замены сравнимого качества по меньшей стоимости или (если такая возможность предлагается) бесплатно. Это подразумевает потенциал и платной, и рекламной модели монетизации онлайн-видео.

Насколько высок этот потенциал, прогнозировать крайне тяжело. В первом случае многое зависит от стоимости контента для пользователя, которая напрямую связана с расценками правообладателя (и, если контент зарубежный, с курсом валюты). Во втором случае «отягчающее обстоятельство» – общее снижение рекламных бюджетов в кризис. Пока видеореклама в интернете – небольшой, но все еще активно развивающийся подсегмент рекламного рынка, который чувствует себя лучше других медийных подсегментов. Хочется надеяться, что в течение 2015 г. он продолжит расти и дальше.

Автор Татьяна Фирсова, эксперт отдела исследований интернета АЦ Vi

Источник Sostav

Популярные сайты хотят обязать регистрироваться как СМИ

В Общественной палате обсудят инициативу, которая не позволит иностранцам контролировать такие ресурсы

Участник проекта Общественной палаты «Перспектива», публицист и зарегистрированный блогер из Екатеринбурга Сергей Колясников предлагает обязать порталы массовой посещаемости (у них должно быть как минимум 200–300 тыс. уникальных пользователей в день) регистрироваться в качестве СМИ. Во вторник его инициативу обсудят в Общественной палате РФ. После этого она будет доработана с учетом мнений, которые выскажут игроки рынка, и будет направлена в Госдуму. По словам Сергея Колясникова, цель предложения придать популярным новостным порталам статус СМИ — не допустить контроля за ними иностранцев. Если такие сайты будут зарегистрированы как СМИ, они не смогут более чем на 20% принадлежать иностранным акционерам.

По словам Сергея Колясникова, регистрироваться как средства массовой информации должны будут популярные порталы, которые «имеют признаки СМИ в соответствии с законом о СМИ». Формулировка может быть доработана после обсуждения с экспертами и игроками рынка. Ранее предлагалось признавать сайты «массово посещаемыми», если на них заходят 10 тыс. уникальных пользователей в день.

— Планка однозначно должна быть повышена. Иначе закон либо будет исполняться абы как, либо надо создавать отдельную структуру для контроля, — сказал Сергей Колясников.

По его словам, новой планке посещаемости будут соответствовать новостные порталы многих российских городов.

— Например, это портал Екатеринбурга Е1.ru — у него посещаемость до 500 тыс. человек в сутки. То есть можно сказать, что в течение месяца на него заходит весь город. Или новосибирский портал ngs.ru с посещаемостью до 400 человек в сутки, — говорит блогер. — Некоторое время назад я лично общался с главным редактором Е1.ru, и он сказал, что портал не зарегистрирован как СМИ. На сайте ngs.ru также не указано, что он зарегистрирован как СМИ, и есть все основания полагать, что так оно и есть.

Как пояснил Сергей Колясников, эти сайты, как и многие другие новостные порталы, принадлежат Hearst Shkulev Media — «дочке» американской Hearst Corporation.

— Если они будут зарегистрированы как СМИ, то доля иностранного участия не сможет составлять более 20%, — сказал блогер.

Напомним, в ноябре 2014 года президент Владимир Путин подписал поправки в закон о СМИ, в соответствии с которыми максимально возможная доля иностранных акционеров в капитале российских СМИ может составлять 20%. Ранее в России иностранцам позволялось выступать владельцами до половины капитала интересующего их СМИ. Закон предусматривает переходный период до января 2017 года, позволяющий российским СМИ с иностранным участием привести состав учредителей в соответствие с принятыми новшествами. По словам одного из авторов закона — Вадима Деньгина, под действие документа подпадает порядка 30 средств массовой информации, работающих в России, в том числе издания Forbes, «Коммерсант», «Ведомости».

— Против России идет информационная война, — сказал Сергей Колясников. — Не секрет, что она инициирована в том числе США. В последние годы все мы видели примеры «цветных революций», которые делались в том числе с помощью интернета. И раз такая ситуация сложилась, ключевые новостные порталы необходимо поставить под закон о СМИ.

Сейчас, по словам блогера, именно городские новостные порталы нередко дают оппозиционную и не всегда корректную точку зрения на происходящие события. Если сайт не будет зарегистрирован как СМИ, теоретически его можно будет заблокировать — даже если он переедет на иностранную площадку. Блогер добавил, что под новые поправки не должны попасть нишевые порталы вроде сайта любителей кошек, а также интернет-магазины.

Пресс-секретарь Роскомнадзора Вадим Ампелонский сказал, что до тех пор, пока общественники не сформируют свою окончательную позицию с учетом тех мнений, которые прозвучат в Общественной палате и в ходе дальнейшей дискуссии, Роскомнадзор воздерживается от комментарием по поводу этой инициативы.

Светлана Башарова

Известия

 

И вновь о налоге на Интернет...

Четверг, 11 Июнь 2015
Опубликовано в Аналитика
Николай Дмитрик о налоге на Интернет, авторском праве как сервисе и о том, кто должен решать проблемы, связанные с развитием новых технологий

Российское интернет-сообщество всколыхнула инициатива введения налога на Интернет. Все те, чьи интересы, казалось бы, должен был защитить новый проект, единым фронтом выступили против Никиты Михалкова, выставив его чуть ли не новым Распутиным. Однако, если оставить в стороне личность оскароносного режиссера, есть ли у «налога на Интернет» будущее? Ведь попытки введения такого налога предпринимаются не впервые: за 5 лет схожие инициативы возникали как в России, так и, например, в Великобритании и Франции. Почему, несмотря на явные аргументы против, к идее «налога на Интернет» возвращаются снова и снова?

(Эксперты обоснованно похоронили идею, "сборщики" очень хорошо живут , но авторы проекта продолжают его продвигать  - прим. редации МедиаПрофи)

Транзакционные издержки

В середине 20 века нобелевский лауреат Р.Коуз предложил магическую концепцию транзакционных издержек. Он доказал, что в мире без транзакционных издержек изначальное распределение ресурсов между сторонами не имеет значения: люди будут вступать друг с другом в сделки таким образом, чтобы обеспечить оптимальное для экономики распределение ресурсов. Экономика без транзакционных издержек подобна идеальному газу: любое внешнее давление распределятся равномерно по всему объему заполненной газом емкости.

Реальная экономика, конечно же, не свободна от транзакционных издержек. Но снижение транзакционных издержек может привести к значительному эффекту тогда, когда мы по каким-то причинам не можем изменить начальное распределение ресурсов. Чем ниже транзакционные издержки, тем ближе к оптимальному конечное распределение ресурсов в обществе. Например, в начале 2000-х годов переход от прогрессивной ставки подоходного налога к единой ставке в 13% и отмена обязательной подачи налоговой декларации привели к 12-кратному росту налоговых поступлений в российский бюджет.

Примеры успешного внедрения «единой ставки» известны и в сфере интеллектуальной собственности: от $0.99 за сингл в варианте Стива Джобса до $9,99 в месяц в варианте Google. Сейчас подпиской на музыку пользуется 41 миллион человек во всем мире – в 5 раз больше, чем в 2010 году. Ни iTunes, ни Google Play не затрагивали принципов авторского права (изначальное распределение ресурсов), они лишь сделали удобнее получение музыки теми, кому она была нужна (то есть обеспечили оптимальное конечное распределение ресурсов за счет снижения транзакционных издержек).

Прямо противоположной по своей сути является система, предполагающая борьбу с пиратством. Транзакционные издержки в ней (лицензионные договоры и платежи, союзы правообладателей, проверки, суды, адвокаты и пр.) предельно высоки. Как следствие, начальное распределение ресурсов является одновременно и конечным. Настройка этой системы возможна только путем изменения подходов, заложенных в самом авторском праве (то есть путем изменения объема прав, предоставляемых законом правообладателям и пользователям).

Неприятной особенностью второй системы является то, что она может развиваться только в условиях монополистической конкуренции, поскольку только в этом случае производители могут позволить себе не оптимизировать издержки. А это состояние рынка интеллектуальной собственности стремительно утрачивается. Во-первых, один и тот же творческий результат (например, фильм) оказывается представлен в разных формах (на него можно сходить в кино, посмотреть на dvd или по VoD, наконец, скачать с торрента), которые вполне на равных конкурируют между собой. Во-вторых, из-за наличия сетевых эффектов рынок интеллектуальной собственности все больше является рынком покупателя, а не продавца. До внимания потребителя может дойти лишь незначительная часть творческих результатов; внимание, а не деньги становятся ресурсом, за который конкурируют между собой правообладатели.

Контроль пользователей

Даже самый обычный наблюдатель может заметить, что что-то с авторским правом не так. «Кривая колея» для этой отрасли права началась, по-видимому, в 1955 году с решением Федерального Верховного суда ФРГ о том, что звукозапись в домашних условиях не является изготовлением копий для частных нужд, а следовательно, нарушает авторское право. При этом в мотивировочной части решения суд прямо указал, что интересы обладателей авторского права имеют приоритет над неприкосновенностью частной жизни пользователей, так как без творческого труда автора произведения бы не существовало вообще, а следовательно, нечего было бы и копировать.

Конечно же, правообладатели могли контролировать пользователей и раньше. Но это были профессиональные пользователи – например, рестораны, в которых исполнялись музыкальные произведения. В 1955 году впервые был поставлен вопрос о контроле массовых пользователей, так как технологии массового копирования впервые поставили под сомнение краеугольный камень авторского права – связь произведения с материальным носителем. На розничном рынке произведение впервые оказалось оторванным от его носителя; а именно на этом и строился рынок. Произведения распространялись как вещи (книги, пластинки, открытки), и транзакционные издержки на распространение интеллектуальной собственности были равны транзакционным издержкам товарного рынка.

Кстати, после примерно 20 лет поиска решения проблемы частных копий, оно было найдено в «единой ставке»: на производителей и импортеров копировального и звукозаписывающего оборудования были наложены обязанности производить отчисления в счет организаций по управлению правами на коллективной основе.

Контроль частного, массового использования имеет два очевидно негативных последствия. Во-первых, это повышает транзакционные издержки (на идентификацию пользователя, расчеты с ним, учет объема использования, поддержание в актуальном состоянии средств защиты и т.п.). Необходимость совершения транзакций может стать барьером для пользователя (например, не имеющего банковского счета) и вынудит его использовать нелегальный контент. Во-вторых, это нарушает неприкосновенность частной жизни: литература, кино, музыка составляют интимную, внутреннюю сторону человеческой личности, вмешательство в которую вызывает протест.

Неизвестно, удастся ли полностью отказаться от контроля частного использования произведений, однако уже сейчас понятны технологии, позволяющие минимизировать, сделать незаметным для пользователей вмешательство в частную жизнь. Прежде всего, это связано с тем, что Интернет в нынешнем виде скоро перестанет существовать. Уже сейчас в бедных странах, где смартфоны продаются с бесплатным доступом к Facebook, Facebook для пользователя это и есть Интернет. В странах побогаче тенденция не столь очевидна, но все же: Google (с его Google Play) стал MVNO, Ростелеком активно развивает собственную службу контента zabava.ru. Складывается ситуация, когда у информационного посредника (Facebook, Google, Ростелеком) есть возможность идентифицировать и абонента, и контент, к которому абонент получает доступ, причем такая ситуация не навязывается пользователю, а вытекает из структуры рынка. А с развитием «Интернета вещей» идентифицировать пользователя будет не нужно – достаточно идентифицировать устройство.

Есть и еще один момент, который пользователи неизбежно заметят, если их контролировать. Это оплата. Подписка Google All Access или Spotify дает пользователю возможность не думать о цене каждого сингла; пользователь принимает решение «слушать или не слушать», а не «платить или не платить». Решение об оплате – это транзакция. Чем реже мы заставляем пользователя принимать его, тем ниже транзакционные издержки, а значит, тем эффективнее распределяется интеллектуальная собственность между пользователями.

Контроль интеллектуальной собственности

Особенность современного авторского права, которую большинство юристов трактуют как прогрессивную, заключается в том, что любые произведения пользуются равной правовой охраной, независимо как от их художественной ценности, так и от какой-либо регистрации или опубликования. С одной стороны, такой подход оставляет на усмотрение правообладателя, как тот распорядится своей интеллектуальной собственностью, будет ли он ее распространять, бороться с нарушителями и так далее. С другой стороны, этот же подход ввергает пользователей в состояние неопределенности: например, анекдот – это ведь тоже объект авторского права. Значит ли это, что на его перепечатку надо получать лицензию автора? а как быть с постами в Инстаграме? а с сообщениями на форумах?

Каталоги «ценной» интеллектуальной собственности уже вовсю создаются (в очередной раз можно привести в пример Google Play). Такой «каталожный» учет интеллектуальной собственности в сочетании с уже рассмотренными выше двумя факторами (снижением транзакционных издержек и учетом пользователей) уже привел к появлению «зон, свободных от пиратства» – iTunes и других. Вопрос только в том, что осталось за границами этих зон.

Так что же делать с «налогом на Интернет»?

«Налог на Интернет» обладает всеми чертами «убийцы пиратов»: он снижает транзакционные издержки, не заставляет пользователей принимать решения, обеспечивает учет «ценной» интеллектуальной собственности. Почему же все против этого налога?

Скорее всего, проблема «всего лишь» в добровольности. «Налог на Интернет» имел бы смысл постольку, поскольку он повышает эффективность распределения ресурсов. Обязательность убивает эффективность; она нарушает неприкосновенность частной жизни, неприкосновенность собственности и свободу экономической и творческой деятельности; а главное – она не дает субъектам свободы выбора, возможности свободной торговли друг с другом, о которой говорил Коуз.

Почему так важна свобода выбора? Представим себе, что у вас есть возможность подключения к одному из двух интернет-провайдеров. Услуги одного стоят $10 в месяц, второго — $20. При этом второй предлагает еще и доступ к каталогу, где есть всё-всё-всё, что вам нужно: книги, фильмы, музыка. Какого провайдера вы выберете? И если вы выберете второго, зайдете ли хоть раз на торрент-трекер?

Представим себе, что вы – молодой музыкант. Вы можете выложить свой новый сингл на сайт и или дать к нему доступ бесплатно, или пытаться продавать его по $.99. Либо можете поместить его в каталог и получить вознаграждение, исходя из собранной с пользователей по подписке суммы и количества обращений к вашему синглу.

Решение по интернет-провайдеру, скорее всего, очевидно: второго провайдера вы выберете для себя, первого – для «интернета вещей». Решение по способу распространения сингла уже не так очевидно, но, как минимум, все варианты решения по синглу имеют свои положительные стороны. Итоговый выбор зависит от того, как построена система распределения дохода, собранного по подписке, эффективнее ли она, чем прямое взаимодействие с пользователями.

Все это говорит о том, что у идеи доступа к интеллектуальной собственности по «единой ставке» есть будущее, но только в том случае, если выбор этой модели будет добровольным как для пользователя, так и для правообладателя. Проблемы, порожденные технологическим развитием, должны решать новые технологии, а проблемы авторского права не должны затрагивать пользователей как людей, совершенно в нем не разбирающихся. Баланс же интересов пользователей и правообладателей должно искать не государство, а информационные посредники, с которыми (а не с пользователями) правообладатели должны договариваться о цене. Авторское право, оторвавшись от вещи, вполне способно стать услугой, сервисом, как для пользователей, так и для правообладателей.

Напоследок – пример из совсем другой области. Один мой знакомый купил дом с участком земли на окраине поселка, начал разбивать сад. А через год запустили новый маршрут экспресс-автобуса – и надо же такому случиться, что кратчайший, самый удобный путь от поселка к новой остановке автобуса прошел через участок моего знакомого. Сад был вытоптан; в заборе все время проделывали дырки, никакие объявления и даже собаки не помогали. Поразмыслив, мой знакомый сломал забор совсем, вымостил удобную дорожку – и открыл около нее магазин. Теперь этот магазин служит не только источником для безбедного существования моего знакомого, но и замечательной иллюстрацией выбора: что эффективнее, защищать свою собственность или обеспечивать взаимовыгодный доступ к ней всех желающих.

Николай Дмитрик
Digital Report
Фото: imagineerinx / Shutterstock.com

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора

Роскомнадзор разработал проект критериев для сайтов, на которые не будет распространяться закон об онлайн-кинотеатрах. Соответствующий документ опубликован на федеральном портале проектов нормативных актов.