Рейтинг самых эффективных российских телеканалов
«Первый канал» лидирует среди федеральных телевещателей как по аудитории, так и по рекламным доходам. Но по эффективности монетизации своей аудитории «Первый» по итогам прошлого года занимает только шестое место.
«Ю» опять впереди
Специально для РБК специализирующаяся на медиааудите международная сеть Etat Control International (ECI) оценила, насколько российские телеканалы успешно монетизируют свою аудиторию. В этом году российским подразделением ECI стало агентство «Квенди Русмедиааудит», которое год назад подготовило для РБК аналогичный рэнкинг.
Из 18 федеральных вещателей по итогам 2014 года 12 успешно монетизировали свою аудиторию, шесть — нет, свидетельствуют расчеты ECI. Лидером, как и год назад, стал ориентированный на девушек канал «Ю» (управляется холдингом ЮТВ, которым на паритетных началах владеют Алишер Усманов и группа «Медиа-1» Ивана Таврина). Шесть аутсайдеров — это входящие в ВГТРК «Россия 1» и «Россия 2», подконтрольный Национальной медиа группе Юрия Ковальчука «Пятый канал», принадлежащие московскому правительству и Минобороны соответственно «ТВ Центр» и «Звезда», а также «Карусель», совместный проект «Первого канала» и все той же ВГТРК.
Для оценки того, как та или иная медиакомпания — в данном случае телеканал — монетизирует свою аудиторию, специалисты используют показатель power ratio. Это соотношение доли вещателя на своем рекламном рынке к его же доле аудитории. Упрощенно говоря, power ratio показывает, зарабатывает ли канал на каждом своем зрителе. С этой точки зрения вещатель считается успешным, если этот показатель равен или больше 1.
У «Ю» по итогам 2014 года, по версии ECI, power ratio и вовсе равен 2,43. По сравнению с предыдущим годом показатель улучшился на 11% (данные за 2013 год сейчас были пересмотрены). Наибольший же прирост power ratio — на 21% — за минувший год продемонстрировал «Пятый канал», но он, как следует из расчетов, пока все равно монетизирует свою аудиторию недостаточно успешно: power ratio равен только 0,77. Наибольшее снижение показателя зафиксировано у канала «ТВ Центр» — на 11%, до 0,62. Ориентированная на детскую аудиторию «Карусель» ранжирована впервые: она только с прошлого года стала продавать рекламу в своем федеральном эфире. По итогам первого года power ratio этого вещателя равен лишь 0,14.
Нишевой приоритет
Крупные рекламные доходы не гарантируют того, что канал эффективно монетизирует свою аудиторию, свидетельствуют данные ECI.
Из федеральных вещателей свои финансовые показатели по МСФО раскрывает только холдинг «СТС Медиа», управляющий каналами СТС, «Домашний» и «Перец». В отчетности по РСБУ можно найти сведения о рекламных доходах головных структур «Первого канала», НТВ, ТНТ, «ТВ Центра», «Пятого канала» и «Звезды». Поэтому специалисты ECI на основе телеизмерений TNS Russia самостоятельно подсчитали возможную прошлогоднюю выручку всех 18 вещателей.
Но это доходы лишь от размещения классической рекламы в федеральном эфире (когда один и тот же ролик выходит во всех городах вещания). Не учтены поступления от спонсорства и региональной рекламы (в каждом городе выходит свой, предназначенный именно для этого региона ролик). Просто более или менее точно подсчитать доходы в этих сегментах пока не представляется возможным. В подсчитанной выручке от размещения федеральной рекламы допустимая погрешность составляет плюс-минус 10%, уточняет гендиректор российского офиса ECI Дмитрий Кураев.
На размещении рекламы в федеральном эфире все 18 телеканалов в 2014 году заработали, по версии ECI, 130,8 млрд руб. с НДС. Еще примерно 11,1 млрд руб. составили поступления от спонсорства. Вместе это 141,9 млрд руб.
Лидером по доходам является «Первый канал»: его прошлогоднюю выручку от федеральной рекламы ECI оценивает в 25,9 млрд руб. с НДС. На втором месте — ТНТ с 17,8 млрд руб., на третьем — НТВ с почти 17 млрд руб. В отчетности по РСБУ ОАО «Первый канал» указаны почти 27,9 млрд руб. с НДС поступлений только от федеральной рекламы за 2014 год. ОАО «ТНТ-Телесеть» и ОАО «Телекомпания НТВ» в своей отчетности по РСБУ указывают только общую рекламную выручку — соответственно 19,5 млрд руб. и 22,6 млрд руб. также с НДС.
Лидирует «Первый канал» и по доле общей аудитории (все зрители старше четырех лет), которая учитывается при расчете power ratio. Среднесуточная доля аудитории среди всех жителей крупных городов старше четырех лет у «Первого канала» по итогам 2014 года равняется, по данным TNS Russia, 14,5% (это означает, что из всех, кто смотрел телевизор, 14,5% выбрали программы как раз «Первого канала»). У «России 1» этот показатель — 13,2%, у НТВ — 11,2%.
Нo power ratio «Первого» в 2014-м составил, по версии ECI, 1,36, снизившись по сравнению с предыдущим годом на 6%. По этому показателю лидер телерекламного рынка находится только на шестом месте. Целевой аудиторией «Первого», по которой продается реклама в его эфире, являются зрители 14–59 лет. В этой аудитории среднесуточная доля канала в прошлом году равнялась 13,6% — меньше, чем среднесуточная доля всех зрителей старше четырех лет. То есть целая прослойка зрителей не приносит «Первому» рекламных доходов. Сами продажи федеральной рекламы на канале в 2014-м, по подсчетам ECI, показали по сравнению с предыдущим годом нулевой прирост.
Впрочем, снижение power ratio «Первого канала» на 6% в прошлом году обусловлено исключительно снижением на те же 6% рекламного инвентаря, отмечает Кураев. Доля как целевой, так и общей аудитории вещателя в прошлом году выросла. Поэтому, считает Кураев, это может свидетельствовать о сознательном решении «Первого» сократить объем рекламных блоков, чтобы сделать канал еще более привлекательным для зрителей.
Для сравнения: целевая аудитория «Ю» — женщины 14–39 лет. Среднесуточная доля целевой аудитории в 2014 году у этого канала достигла 3%. Среднесуточная доля общей аудитории (всех зрителей старше четырех лет) по итогам прошлого года была в разы меньше — всего 0,9. Иными словами, случайных зрителей у «Ю» очень мало: это действительно канал, который интересен именно девушкам. Поступления от федеральной рекламы у этого вещателя выросли на 6%, превысив 2,9 млрд руб. с НДС, следует из расчетов ECI. С точки зрения монетизации своей аудитории нишевые телеканалы по определению находятся в более выигрышном положении, чем ориентированные на массового зрителя «Первый», «Россия 1» и НТВ, обращает внимание Кураев.
В пресс-службах «Первого канала», ВГТРК и РЕН ТВ отказались от комментариев. Для СТС, «Домашнего» и «Перца» по всем заявленным ECI показателям имеются расхождения, категоричен пресс-секретарь «СТС Медиа» Игорь Иванов. Считают получившиеся оценки «неточными» и в холдинге «Газпром-Медиа» (НТВ, ТНТ, ТВ-3, «Пятница» и «2х2»). Его пресс-секретарь Ирина Осадчая указывает, что расчеты ECI не учитывают все доходы телеканалов и не соотносятся с отчетностью. Специалисты ECI «почти правильно» оценили проданный инвентарь, немного занизили рекламные расценки, а power ratio, наоборот, переоценили, прокомментировал показатели «Ю» и Disney гендиректор ЮТВ Андрей Димитров. Представители других вещателей проигнорировали запросы РБК.
Представителю группы «Видео Интернешнл» (продает рекламу в эфире девяти каналов и еще пяти оказывает так называемые консультационные услуги) Елизавете Свиридовой «не представляется возможным» прокомментировать расчеты ECI, поскольку ей неизвестна методика оценки. Эта методика с прошлого года не претерпела существенных изменений.
Как рассчитывается показатель power ratio
Чтобы определить показатель power ratio, надо сначала вычислить долю каждого ранжируемого вещателя на телерекламном рынке. Для этого необходимо знать его рекламную выручку.
Реклама на ТВ продается по так называемым пунктам рейтинга (GRP) — условным единицам, отражающим количество зрителей, увидевших стандартный 30-секундный ролик. Количество проданных GRP (рекламный инвентарь) в целевой аудитории каждого канала рассчитывается на основе телеизмерений исследовательской компании TNS Russia.
Определить эффективную стоимость 1 GRP для каждого канала медиааудитору помогает анализ сделок по размещению рекламы конкретных рекламодателей. Зная среднюю цену 1 GRP и реализованный вещателем рекламный инвентарь, уже можно вычислить возможную рекламную выручку телеканала. Но более или менее точно таким способом сегодня возможно рассчитать доходы от размещения рекламы только в федеральном эфире. Важно отметить: получившаяся стоимость 1 GRP — расчетный показатель. Контрактная цена разнится для каждого рекламодателя в зависимости от условий сделки: набор каналов, плавающее или фиксированное размещение и т.п.
У «Первого канала» стоимость 1 GRP в 2014 году равнялась, по версии ECI, 146,1 тыс. руб. с НДС, у СТС — почти 120,4 тыс. руб., у НТВ — 74,8 тыс. руб., а у «2х2» — 55 тыс. руб. Но сравнивать эти показатели между собой некорректно: каждый вещатель продает рекламу в своей целевой аудитории. У «Первого» это зрители 14–59 лет, у СТС — 10–45 лет, у НТВ — все старше 18 лет, у «2х2» — 11–34 лет.
Более показательно изменение рекламных расценок за 2014 год. У «России 2» средняя стоимость 1 GRP выросла, по подсчетам ECI, на 14%, у ТНТ — на 8%. У восьми из 18 каналов прирост составил 2–3%. У четырех вещателей зафиксирована отрицательная динамика. Максимальное падение — на 4% — отмечено на НТВ.
Доля аудитории рассчитывается от всех зрителей, смотревших телевизор. Сегодня телеизмерения TNS Russia предоставляют информацию о телевизионных предпочтениях жителей крупных городов старше четырех лет. Среднесуточная доля именно этой аудитории учитывается при подсчете power ratio.
Сергей Соболев
Mediascope: 99% жителей включают телевизор хотя бы раз в месяц
По итогам 2018 года телевидение осталось медиа с наиболее высоким охватом. Около 99% жителей крупных российских городов в возрасте от 4-х лет включают телевизор хотя бы раз в месяц. Ежедневно это делают 68% населения, говорится в ежегодном отчёте Mediascope по исследованию объема зрительской аудитории
Что будет со СМИ и с соцсетями через 10-15 лет
Наступает время, когда без интеграции с социальными сервисами любое СМИ перестает считаться передовым. Под влиянием трендов журналисты все чаще пишут в социальных сетях и блогах, однако качественные статьи выходят на больших порталах. Какое будущее ждет СМИ и их аудиторию? Что родственного у социальных сетей и СМИ? Попробуем разобраться...
Коммуникации потеряли в цене. Российские телеком- и медиакомпании дешевеют
За последние 14 лет капитализация российских телекоммуникационных и медийных компаний выросла более чем в 38 раз, подсчитали в Deloitte. Но уже с начала 2014 года показатель упал на 26%, до $83,5 млрд. Виной тому рост курса доллара, ухудшение макроэкономических ожиданий и увеличение рисков в связи с политической ситуацией.
Совокупные доходы российских телеканалов продолжают падать
Однако выручка "Газпром-медиа" при этом выросла впервые с начала года
Выручка «Газпром-медиа» в III квартале этого года составила 18 млрд руб., что на 8,3% больше, чем в аналогичном периоде 2014 г., следует из отчетности Газпромбанка, единственного владельца этого медиахолдинга.
Это первый квартал этого года, когда доходы холдинга растут. Так, в I квартале выручка «Газпром-медиа» была меньше того же периода 2014 г. на 11%, во II квартале – на 6%. Пока холдинг не смог полностью компенсировать это падение: в целом за 9 месяцев доходы «Газпром-медиа» уменьшились на 3,1%.
Маленькие хитрости большого монтажа
«Чтобы сделать картину, режиссер должен скомпоновать отдельные снятые куски, беспорядочные и несвязные, в одно целое и сопоставить отдельные моменты в наиболее выгодной, цельной и ритмической последовательности, также, как ребенок составляет из отдельных, разбросанных кубиков с буквами целое слово», — сказал в 1917 году Лев Кулешов. Да, именно такая сложная задача стоит перед режиссером монтажа. Грамотный монтажер — находка для телеканала, продюсерского центра или рекламного агентства. Представляем вашему вниманию правила, которых придерживаются профессионалы.
Словом и телом. Принципы создания инфографики на ТВ
Шанс быть воспринятым
Слово «инфографика» становится все более и более популярным и расхожим в современном языке. Это неудивительно, так как хорошая инфографика — это с одной стороны быстрый и удобный способ получить информацию, с другой стороны — развлечение. Распространяемые вирусным способом через социальные сети, инфографические изображения имеют огромный успех в то время, как статистическая или любая другая информация, содержащаяся в них, вряд ли кого-либо заинтересовала, будучи представленная в виде текста или таблиц.
"Русский мир" скоро в эфире
Соотечественники увидят «Русский мир»
На поле «патриотического» интернет-телевидения появится новый игрок
В июле начнет интернет-вещание телеканал «Русский мир», который запускает одноименный фонд. Зрителям предложат передачи, посвященные русскому языку и русской культуре, а также соотечественникам за рубежом. Все передачи будут идти на русском языке. Программы будут выкладываться в специальном разделе на официальном сайте фнода, а затем на канале в YouTube. Создание кабельного телеканала на данном этапе не планируется, но видеоконтент будет распространяться по зарубежным или партнерским ресурсам. В настоящее время достигнуты предварительные договоренности с руководством ряда каналов бывших стран СССР, в частности, Грузии и Казахстана.
— Мы не претендуем на масштабы ведущих федеральных каналов, но надеемся, что наш ресурс будет интересен соотечественникам, живущим как в России, так и за рубежом, а также для всех, кто интересуется русским языком и русской культурой, событиями из жизни России и российской диаспоры, — рассказал «Известиям» глава телерадиокомпании и директор программ по СНГ фонда «Русским мир» Всеволод Железнов.
Он отметил, что канал, как и все проекты фонда, будет направлен «на продвижение русской идеи, русского подхода к внешнеполитической деятельности, на противодействие переписыванию истории России, в частности, результатов Второй мировой войны и оценки 1990-х годов».
На первом этапе запланированы четыре программы. Это телеигра о правилах и нормах русского языка с участием известных ученых «Говорим по-русски» (победителям «филологических» состязаний планируется вручать книжные призы), блок новостей из жизни русской диаспоры «В движении». Программа «Звезды Русского мира» познакомит зрителей с выдающимися отечественными деятелями культуры и политики. Так, уже отсняты выпуски, гостями которых стали актер Армен Джигарханян, лидер рок-группы «Несчастный случай» Алексей Кортнев и приднестровский политик Анатолий Дирун.
Четвертая передача — «Хотят ли русские войны». Согласно техзаданию, это историческая программа о военных конфликтах, в которых Россия участвовала, «но никогда не выступала в качестве агрессора». В планах уже есть три выпуска — к годовщине окончания Второй мировой войны, сюжеты о малоизвестных героях и о военном кино.
Кроме того, контент будет состоять из документальных картин, которые создаются при поддержке фонда. В настоящее время на гранты «Русского мира» снимаются «Дипломатия высокого риска» о российско-германских отношениях, фильм о взаимосвязи грузинской и русской культур под рабочим названием «Чтобы мы не дошли до сущей крайности», проект «Помним» словацких кинематографистов о захоронении советских солдат, погибших в годы Великой Отечественной.
В будущем руководство собирается расширять жанровую палитру и запускать другие телевикторины и научно-просветительские программы.
Интернет-телеканал «Русский мир» станет одним из новых игроков на поле «патриотического» телевидения, которое в последние годы стремительно расширяется. Помимо уже действующих телеканалов «Звезда» (курирует Министерство обороны) и «Спас» (принадлежит Московской патриархии), конкуренцию «Русскому миру» составит и ряд других проектов. Среди них — интернет-канал бизнесмена Константина Малафеева «Царьград ТВ», «Ракета» актеров Михаила Пореченкова и Ивана Охлобыстина. Кроме того, в Министерстве образования и науки сформирована рабочая группа по созданию молодежного телеканала «РОСсвет» с патриотическим уклоном.
Политолог, профессор факультета политологии НИУ-ВШЭ Юлий Нисневич отмечает, что «патриотический» телебум связан с большим запросом власти на подобные инициативы. По его мнению, при создании таких проектов мало задумываются о зрительском запросе.
С ним солидарен вице-президент Академии российского телевидения, экс-гендиректор РБК-ТВ Александр Любимов.
— Все подобные проекты будут существовать до тех пор, пока будет финансирование. Финансирования не станет — и они исчезнут. Здесь даже не так уж важно, будет у всех этих проектов зритель или нет, — полагает Любимов.
Иначе считает финансовый аналитик инвестиционного холдинга «Финам» Тимур Нигматуллин. Он уверен, что у телеканала «Русский мир» есть шансы стать успешным проектом.
— Судя по всему, телеканал будет представлять уникальный контент для достаточно узкого сегмента рынка, где сравнительно низкая конкуренция за телезрителя. С учетом сравнительно небольшого предполагаемого объема инвестиций — если не планируется кабельное вещание, то для запуска и финансирования полноценного телеканала в течении года требуется в среднем 30–50 млн рублей — проект может оказаться удачным с точки зрения охвата аудитории, — отметил аналитик.
Для фонда «Русский мир» интернет-телеканал станет не первым опытом работы в медиасфере. В 2009 году фонд запустил свое русскоязычное интернет-радио, а в 2014 году руководством было принято решение создать еще и свой телеканал. Автономная некоммерческая организация «Телерадиокомпания «Русский мир» была зарегистрирована в апреле 2015 года. Ее единственным учредителем является фонд «Русский мир». Как подчеркнул Железнов, все проекты, связанные с новым каналом, будут реализованы за счет собственных средств фонда.
Фонд «Русский мир» создан в 2007 году по указу президента РФ. Его непосредственные учредители — Министерство иностранных дел и Министерство образования и науки.
Согласно проекту федерального бюджета, от Минобрнауки в 2015 году фонду предусмотрена субсидия в размере 427, 5 млн рублей. Кроме того, фонд активно привлекает частные средства.
Николай Корнацкий
Текст и фото Известия
Вещатели ждут ответ министра связи
Инициативная группа из руководителей региональных медиакомпаний распространила письмо министру связи и массовых коммуникаций Николаю Никифорову, в котором просит его обратить внимание на неопределенные перспективы региональных (областных и городских) телеканалов после проведения конкурса на второй мультиплекс цифрового ТВ. Руководители локальных вещателей взволнованы тем фактом, что после перехода телевидения на цифровое вещание их деятельность может стать невозможной. В связи с этим они просят Николая Никифорова высказать позицию регулятора о том, собирается ли государство создавать реальные возможности для сохранения местного телевидения или будет содействовать его исчезновению? Под письмом уже подписались не один десяток медийщиков, и их число растет.