Региональные продажи телерекламы в кризис снова растут
Крупнейшие бренды начали перераспределять бюджеты в пользу региональной телерекламы. В то время как закупки рекламы на федеральном ТВ по итогам первого квартала упали на 8%, объем локального размещения вырос на 12% в Москве и на 13% в городах-миллионниках. Как и в кризис 2008-2009 годов, рекламодатели пытаются сэкономить за счет меньшего охвата аудитории.
В январе количество распроданного рекламного инвентаря в федеральном телеэфире упало на 21%, в феврале — на 3% и лишь в марте выросло на 1% к уровню аналогичного периода прошлого года, подсчитало агентство MediaFirst (входит в группу Twiga) на основе данных TNS Russia. Общее снижение за квартал достигло 8%. Подсчеты основаны на объеме закупленных GRP по аудитории старше 18 лет — пунктов рейтинга, отражающих число увидевших ролик в процентах от целевой аудитории, на основе которых продается телереклама.
В региональном телеэфире ситуация противоположная. Так, в Москве рост продаж рекламного инвентаря на ТВ в первые три месяца составил 5%, 20% и 14% соответственно (общий рост за квартал — 12%), в городах-миллионниках — 9%, 21% и 10% (за квартал — 13%), а в остальных городах с населением от 100 тыс. человек — 2%, 26% и 6% (за квартал — 10%). Таким образом, объем закупок рекламы на федеральном ТВ сокращается, идет перераспределение в пользу приоритетных для рекламодателей городов, констатируют в MediaFirst.
В первую очередь рекламные закупки на региональном ТВ увеличивают ритейлеры (рост в GRP на 13% к первому кварталу 2014 года), фармацевтические компании и производители безалкогольных напитков (рост по 15%).
В московском эфире на 40% увеличился объем рекламы недвижимости, на 100% — товаров для строительства и ремонта. Бюджеты на размещение в Москве увеличили все топ-10 рекламодателей. Например, более чем вдвое, по данным MediaFirst, увеличила закупку ГК "Мортон". Представитель группы пояснил, что таргетинг на Москву и Московскую область в приоритете, поскольку группа строит дома в регионе: "В структуре продаж 60% жилья приобретают жители столицы, 30% у области, на долю региональных покупателей приходится не более 5%. Исходя из этих данных мы верстаем рекламные бюджеты и стратегии придерживаемся уже несколько лет",— сообщили в "Мортоне".
"М.Видео", также увеличившее объем рекламы в региональном эфире (см. таблицу), переформатирует портфель размещения после проведения тендера, подтвердил представитель ритейлера Антон Пантелеев: компания в том числе стала "точечно ориентироваться на регионы". Для Yum Brands Russia (бренды KFC и Pizza Hut) национальное ТВ остается основным медийным каналом, подчеркнул директор по маркетингу компании Петр Розански. "Дополнительно с начала года бренд KFC точечно размещается на региональном телевидении в приоритетных городах",— уточнил он.
Интерес к размещению на региональном ТВ вырос, подтверждает вице-президент OMD OM Group по развитию бизнеса Ольга Барская. По ее мнению, это вызвано желанием оптимизировать затраты на рекламу за счет снижения расходов при точечном размещении в регионах. "Конечно, охват получится меньше, зато можно повысить эффективность таргетирования на целевую аудиторию. Мы считаем, что эта тенденция сохранится во втором квартале",— говорит госпожа Барская. Такая же тенденция имела место и в ходе кризиса 2008-2009 годов, когда на фоне снижения объемов продаж федеральной телерекламы на 2% в регионах продажи выросли от 1% до 46% (см. "Ъ" от 14 апреля 2009 года).
Как сообщал "Ъ" 2 апреля, региональные рекламные вставки с мая начали размещать входящие в холдинг "Газпром-медиа" каналы ТВ-3 и "Пятница": из девяти минут общего рекламного инвентаря в час под региональные блоки будет выделено по две минуты — по традиционной схеме сетевых каналов. До тех пор эти каналы полностью обслуживала группа Vi, реализацией региональных рекламных блоков займется принадлежащая "Газпром-медиа" группа "Алькасар". На ТВ-3 региональной рекламы не было с 2009 года, на "Пятнице" — с 2011-го (тогда на этой частоте вещал MTV).
Авторы Елизавета Макарова, Анна Афанасьева
Фото Денис Вышинский / Коммерсантъ
Денис Кечаев Руководитель направления «Радио» ТРК «Евразия» (г. Орск) о том, как холдинг борется со снижением объемов рекламы на своих ресурсах. Выступление состоялось во время одной из дискуссий «Вместе радио» 2.3.
В нашем холдинге три направления: телевидение, радио, городской информационный портал в интернете. В Орске проживает около 230 тысяч человек. При этом из нашего промышленного города активно уезжают люди. Несколько лет назад мы рассчитывали на рост населения до 300 тысяч человек, сейчас эта цифра кажется оптимистичной.
В городе 12 станций, 6 из них принадлежат нашему холдингу. До определенного момента мы чувствовали себя довольно комфортно. Две наши радиостанции имеют собственное программирование, одна из них постоянно выделялась и была «локомотивом». Это радио «Хит». При создании радиостанции мы старались использовать все самые современные тенденции. Визуализацию сделали, например, в 2012 году.
О визуализации. Мы не просто ставим в студии камеру и показываем, как диджеи работают. В разных оживленных местах города стоят десятки современных веб-камер, которые показывают текущие городские события и мероприятия. Плюс пользователи присылают контент в виде различных роликов, которые мы тоже показываем.
Смотрят нас довольно активно. Город небольшой, но, например, в нашей закрытой группе «ВКонтакте» (она у нас имеет форму клуба) около 10 тысяч читателей. Пользователей нашего приложения тоже больше 10 тысяч. Хотя, честно говоря, мы пока не знаем, как это можно монетизировать. Есть где и что показать, но как это продать пока непонятно.
Недавно у нас появилась еще одна станция. Радио «Точка ру». Мы не специально открывали ее под кризис, но были определенные технические сложности. Таким образом, сейчас мы сделали нишевое дополнение к нашему первому продукту. Радио «Хит» - быстро, танцевально, весело. Радио «Точка ру» - послушать, отдохнуть, расслабиться. Используем эти особенности в продажах.
О рекламе на радио. Но если раньше мы больше уделяли внимания нашей головной радиостанции, она «тащила» по прибыли нас вперед, то сейчас из-за кризиса и падения рынка мы концентрируемся на пакетных продажах Поскольку у нас целый пул радиостанций, получаются интересные рекламные предложения для клиентов. Продаем сразу всё наше радио. Дневной пакет, утренний, вечерний, на фиксированную сумму и так далее. Полученная прибыль распределяется между станциями, вошедшими в пакет, в соответствующих пропорциях.
Нам это позволило нам сохранить общий объем финансирования радио. Да, падение есть, около 15%, но основная часть клиентов по-прежнему с нами, благодаря нашему гибкому подходу. Теперь главная задача удержать бюджеты от наших крупных рекламодателей. Что сейчас нам больше всего приносит денег? Реклама одежды, продуктов эконом-класса и бюджетное такси. Город рабочий, поэтому премиум сегмент плохо представлен, а ходовой товар пользуется спросом и поэтому хорошо рекламируется.
О продвижении. До кризиса можно было заниматься творчеством, что мы и делали. При помощи мероприятий и акций укрепляли наши главные бренды. Это доказывает даже здание медиацентра: оно сделано в виде радиоприёмника, то сейчас на такие глобальные проекты мы пока смотрим осторожно.
По материалам выступления Алексей Зверев
Пока госструктуры пытаются контролировать интернет, разработчики придумывают новые способы массовых коммуникаций
В последние годы «интернет-свободы» простые пользователи и владельцы веб-страниц во многих странах подвергаются все более жесткому контролю со стороны государственных регуляторов. Блокируются как отдельные сайты, так и целые сервисы, особенно достается проектам, предоставляющим возможность анонимно выполнять операции, и торрент-трекерам. Остались ли у пользователей способы массовой связи, еще не подконтрольные госструктурам?
Обычно ошибочно считают, что интернет был создан американскими военными под впечатлением «спутникового шока» — советского пуска 1957 года, создавшего новую реальность, в которой превращение крупных стран в ядерные головешки технически стало неотвратимым следствием крупной войны. На самом деле ARPA (ныне DARPA), от которой получил свое название ARPANET, действительно была агентством Минобороны США, но ее разработка предполагалась вовсе не на случай ядерной войны. Просто узлы сети (компьютеры) и само сетевое оборудование той эпохи было настолько ненадежным, что для самого создания надежных сетей требовалась настоящая революция. И ARPANET совершил ее. Удаленный расчет (и частое обновление) таблиц маршрутизации, а затем и разбивка передаваемой информации на независимые пакеты позволили сети продолжать работать, даже если значительные ее фрагменты уходили в офлайн, или подвергались обычным сбоям.
Интернет в красных флажках
После того как на принципах сети американских военных заработала сеть всемирная, попытки ее ограничить сперва были скромными. Еще в середине 90-х Сингапур судил (вплоть до реальных сроков) владельцев хостингов с порноресурсами и за сайты с «разжиганием религиозной розни», а также запрещал доступ к соответствующим ресурсам. Вслед за ним примерно то же самое эпизодически стали делать остальные страны мира, только без реальных сроков.
Безмятежное существование тех, кто считал, что не участвующим в создании такого рода сайтов беспокоиться не о чем, закончилось, когда в игру вступили разоблачители деятельности кибер-спецслужб (типа Ассанжа и Сноудена). В июле 2010 года вслед за публикацией WikiLeaks 90 тысяч секретных документов госорганов США быстро последовала филиппика из местной администрации президента, и в том же июле Ассанж был вынужден заменить себя представителем на нью-йоркской конференции Hackers on Planet Earth и оказался прав — там внезапно появились федеральные агенты правительства США. Приехавший вместо него Джейкоб Эппельбаум быстро подвергся обыску и досмотру, с изъятием его криптофонов (без документального обоснования) и отказом в звонке адвокату.
Стало портиться и отношение к сети обычных пользователей: обнародованная Сноуденом информации о PRISM, программе тотального слежения АНБ США, известила общественность о возможности отслеживания спецслужбами практически всех действий в интернете. Фото огромных черных зданий Агентства национальной безопасности США, по умолчанию хранящие безумные объемы персональных данных граждан, обошли всю мировую прессу и навсегда избавили жителей Первого мира от иллюзий о наличии у них «частной жизни».
Думаете, это должно беспокоить только параноиков? Увы, Американский открытый технологический институт с вами не согласен: по его данным программы тотальной слежки типа PRISM только на внутреннем американском рынке нанесли IT-отрасли прямой ущерб на более 180 миллиардов долларов, и это без учета упущенной выгоды. Дело в том, что внедрение всего этого ПО требует больших затрат труда программистов частных компаний, типа тех же Facebook, Apple и Microsoft, а АНБ оплачивать все это почему-то не желает. Еще гадаете, почему так дорог iPhone?
Пользователи, считавшие, что для приватности достаточно уйти от отслеживания с помощью средств анонимизации Tor, I2P и Freenet в ноябре 2014 года узнали, что это не панацея. Именно за счет отслеживания в Tor американские власти произвели 17 арестов. Средства, при помощи которых были отслежены внутриторовские связи, при этом пока не вполне ясны и руководителям Tor-сообщества.
Новый виток
Однако сетевые технологии позволяют не только закручивать гайки в отношении тайны личности, но и открывать новые возможности для сохранения приватности.
В настоящее время BitTorrent, компания известная разработкой одноименного протокола межпользовательского обмена файлами, ведет работы по созданию... межпользовательского хостинга сайтов. Для этого по протоколу, во многом сходному с BitTorrent, предполагается размещать самые обычные веб-страницы как компаний, так и физических лиц без единого реального сервера. Любой статический сайт в такой системе будет распределен на фрагменты отдельных файлов между всеми участниками пиринговой сети. Чтобы стать таковым, нужно всего лишь скачать модифицированную версию браузера Chromium под названием «Проект Мальстрим» И даже если какой-то узел сети будет временно отключен, копии фрагментов с других пользовательских компьютеров сохранят доступ к любому сайту.
Одноименный «Проект Мальстрим», по заверениям создателей, нацелен на то, чтобы создать «новый интернет» поверх имеющегося, а главным отличием станет то, что веб-страницы и файлы в нем будут распределены по всем участникам сети. Если какой-нибудь регулятор захочет заблокировать блог условного оппозиционера, он просто не сможет этого сделать.
Однако при этом возникает вопрос, насколько долго государственные органы будут терпеть проект, которым могут воспользоваться и злоумышленники. Сегодня у регулирующих организаций просто нет достаточно качественных средств отслеживания таких фрагментированных пиринговых сайтов. Однако, даже если в будущем удастся предотвратить блокировку всех сайтов проекта «Мальстрим» (или она будет сочтена нецелесообразной), то остается опасность слежки с помощью системы PRISM.
Короткими перебежками
Для любителей еще более радикальных способов избавления от проблем сегодняшнего интернета уже давно есть сети ячеистой топологии, они же Mesh-сети. В них любой узел сети, неважно ПК, планшет или смартфон, соединяется с несколькими другими узлами этой же сети с возможным принятием на себя функций коммутатора для других узлов. И если в традиционных проводных сетях такая организация может вести к избыточному расходу кабеля, то в беспроводных, использующих тот же Wi-Fi, такая проблема отсутствует. Кроме того, приложения, использующие mesh-сети, при соответствующей настройке способны работать одновременно не только с Wi-Fi, но и с Bluetooth.
Сейчас mesh-сети популярны в областях, где это единственная возможность подключиться к интернету, или для снижения стоимости доступа. Например, Guifi.net с 2004 года предоставляет доступ в интернет десяткам тысяч рабочих станций в Каталонии и Валенсии, и цены на такое соединение у них до сих пор существенно ниже, чем у местных интернет-провайдеров. Учитывая, что огромная часть Третьего мира еще не подключена к сети, можно прогнозировать, что и там данную технологию ждет популярность. Основатель Guifi.net Рамон Рока считает, что в мировом масштабе такие схемы выхода во всемирную паутину могут захватить до 15 процентов всего рынка интернет-соединений.
В США сети с ячеистой топологией используют для решения более широкого спектра задач. Военные с их помощью объединяют информационные системы, например, ноутбуки командиров взводов в боевых условиях. Вышли mesh-решения и в космос: 66 спутников Iridium постоянно поддерживают связь с 2-4 соседними спутниками, чтобы иметь возможность перенаправления звонков без использования наземных станций в рамках своей системы спутниковой телефонии. На земле проект Serval сравнительно успешно предоставляет мобильную связь без мобильного оператора, при помощи обычного Android-приложения, задействуя по mesh-технологии Wi-Fi интерфейсы обычных смартфонов.
Mesh-сети хороши не только тем, что позволяют избавиться от провайдера-монополиста, но они работают, даже если никакого обычного интернет-соединения рядом нет. Группа людей, встретившихся в общественном транспорте, на отдыхе на отдаленном острове или просто собравшихся на вечеринку в сельской местности и имеющих с собой хотя бы обычные смартфоны, может создать mesh-сети для передачи файлов, видеочата и других привычных операций, но без интернет-соединения.
Для неопытных пользователей, не желающих возиться с настройкой, есть бесплатный мессенджер FireChat для устройства под управлением Android и iOS. Он умеет работать в интернете, но способен организовать общение по mesh-сети. Каждое устройство, на которое он установлен, является ретранслятором, а технология MultIPeer Connectivity Framework предусматривает взаимодействие устройств из разных сетей. К примеру, если один пользователь использует Wi-Fi и Bluetooth, второй — только Bluetooth, а третий — только Wi-Fi, то все они могут общаться с сохранением анонимности (если они не захотят представиться), и все это без интернет-подключения. Сообщения пользователей не хранятся на удаленных серверах, а история переписки стирается при закрытии приложения. Дальность Wi-Fi ограничена, что позволяет быть уверенным в том, что спецслужба типа АНБ не сможет удаленно перехватить трафик и использовать его против вас.
Такая неперехватываемая и неподконтрольная ни провайдерам, ни властям сеть может работать даже в очень большом городе, вроде Москвы. Один участник сети в автоматическом режиме сможет ретранслировать сигнал другому в сотне метров от него, и так по цепочке информация сможет распространиться на большие расстояния.
Легко догадаться, что одними из первых FireChat массово использовали те, кого особенно не любят государственные органы: участники протестов. Первый всплеск его популярности пришелся на Ирак, где после впечатляющих военных успехов ИГИЛ, вызвавших интенсивные дискуссии в определенных молодежных кругах, иракские власти ввели жесткие ограничения на пользование интернетом. Еще более востребованным безынтернетный мессенджер оказался во время протестов в Гонконге в 2014 году. Даже традиционно активные китайские власти, давно научившиеся закручивать интернет-гайки, в данном случае оказались бессильны: ни перехватить, ни помешать переговорам протестующих через FireChat они не смогли, ведь последние просто не пользовались обычными платными интернет-каналами провайдеров, которые так легко взять под контроль. Как отмечал один из основателей Open Garden (компании-разработчика программы) Станислав Шалунов: «Участники протеста вооружены очками, респираторами и FireChat».
Что нам стоит свой интернет построить?
Наиболее радикальным средством решения проблемы избавления от избыточного контроля властей является построение физически обособленной сети. Тут не берутся в расчет крупные корпорации, хотя и Илон Маск, и Google, и Facebook в настоящее время прорабатывают планы по созданию спутниковых и летающих платформ для раздачи беспроводного интернета, никто не сомневается, что американское правительство, а вслед за ним и иные государства, смогут запустить туда регулирующие органы. Нужно решение размером поменьше и с трубою пониже, такое, которое минимально привлекло бы внимание властей.
Один из таких вариантов прорабатывает американская Aoptix Tecnology вместе с четырьмя крупными провайдерами западного полушария — она тестирует оборудование, предназначенное для создания беспроводных сетей принципиально нового типа, по скорости сравнимых с обычным 3G-соединением. В отличие от аналогичных сетей конкурентов, для передачи информации в ней используется инфракрасный лазер, для которого атмосфера прозрачна, а перехват — малореален. Однако при туманной погоде, когда инфракрасное излучение лазера сильно поглощается каплями воды, его подменяет радиопередача в миллиметровом диапазоне. Последняя менее направлена и более энергозатратна, к тому же при серьезном дожде она снова начинает уступать ИК-каналу связи по эффективности, зато, подменяя лазер в туманную погоду, передатчик размером с кофемашину создает надежный канал связи на дистанциях до 10 километров, при этом его энергопотребление довольно умеренно в сравнении с нынешними 3G-передатчиками.
Aoptix надеется сделать цену такого оборудования доступной не только для «больших» игроков, но и для тех, кто хочет организовать собственную сеть со шлюзом в интернете — причем так, чтобы его деловую переписку не читало государство, выкручивающее руки провайдерам. Конечно, если вы оказываете кому-то услуги провайдера на подобном оборудовании, его придется регистрировать у местного регулятора (и ограничиться законными диапазонами частот), а на расстоянии до нескольких километров миллиметровое радиоизлучение, в отличие от лазера, даже можно перехватить. Однако это все равно хорошая возможность выйти из-под наблюдения PRISM и госорганов.
Надежда на перемирие
Борьба с преступностью и соблюдение тайны личной жизни практически не позволяют надеяться на компромисс, так как любую деятельность злоумышленник может назвать своим личным делом. Однако если госорганы будут стремиться к жесткому контролю, часть добропорядочных пользователей потратится на безопасность частной информации. Теоретически можно вскрыть и mesh-сети, заслав своего человека, и отследить другие приватные способы передачи информации. Но есть надежда, что высокая стоимость тотальной слежки за гражданином несколько снизит аппетиты властей и приведет к некому консенсусу, когда отслеживание передаваемых данных будет применяться только по отношению к подозреваемым в серьезных уголовных преступлениях.
Александр Березин
Фото Евгений Дудин / «Коммерсантъ»
Финансовая модель Общественного телевидения недееспособна.
К такому выводу пришла Счетная палата по результатам проведенной ею проверки. Как показал аудит, общий объем финансирования Общественного телевидения за счет средств федерального бюджета на конец прошлого года составил 3 млрд рублей. При этом наибольшие доли расходов в 2014 году пришлись на зарплату (41,7 процента), аренду помещений и оборудования (21,9), возврат кредитов и уплату процентов по ним (22). Столь высокая доля затрат по последней графе связана с поздним перечислением и недостаточностью средств федерального бюджета на начальном этапе функционирования ОТР.
"Вместо предварительно согласованных объемов бюджетных субсидий общественному телевидению лишь в декабре 2012 года были выделены из федерального бюджета 1,550 млрд рублей, которые затем были перенесены на 2013 год, и в 2014 году - 1,425 млрд рублей. Это привело к возникновению ежегодных кассовых разрывов и ежегодной необходимости привлечения кредитов, погашение которых с учетом процентов предусматривается за счет субсидии", - заявила представитель Счетной палаты. Предполагалось, что на начальном этапе Общественное телевидение будет финансироваться из бюджета, а в дальнейшем - существовать на отчисления зрителей. В апреле 2013 года начался сбор пожертвований. По состоянию на конец года ОТР смогло собрать только 7 млн руб. Это только 0,16 процента всего объема финансирования, говорится в отчете Счетной палаты.
Граждане хотят иметь общественное телевидение, на которое они могли бы влиять, но платить за него не желают
Может ли ОТР сейчас, в условиях кризиса, получить дополнительное бюджетное финансирование? Скорее всего, нет. "Вопрос об увеличении финансирования Общественному телевидению не обсуждается, - сказал заместитель министра связи и массовых коммуникаций Алексей Волин. - Им нужно либо научиться жить на те средства, которые им уже выделяет государство, либо научиться зарабатывать".
Общественное телевидение в России открыло вещание в 2012 году. Реакция на его появление была двоякая. Оптимисты высказывались в том духе, что формирование гражданских институтов, к каковым можно отнести и общественное телевидение, становится вектором государственной политики. Пессимисты же полагали, что общественное телевидение будет общественным лишь по названию и неминуемо окажется под государственным контролем, что совершенно естественно: кто дает деньги, тот и контролер. Так повсюду.
Общественное телевидение в разных странах устроено по-разному. А способов финансирования всего три. Во-первых, это реклама. Тут общественное ТВ конкурирует с массой других платных и бесплатных телеканалов, но оно не настолько зависимо от рекламного рынка, как частные телеканалы. Во-вторых, общественное телевидение в некоторых странах, например, в Нидерландах или как Deutsche Welle (Немецкая волна) в Германии, финансируется правительством или местными властями. И третий вариант - отчисления, которые платят граждане, имеющие телевизоры. Скажем, в Великобритании отчисления с одного телевизора составляют почти 150 фунтов в год.
В западноевропейских странах это привычная практика, но попытка ввести такую же систему в странах Восточной Европы оказалась не очень удачной. Например, референдум, проведенный в Словакии, показал, что платить граждане не хотят, считают, что это дорого. В России - то же самое. Желает наше общество получить телеканал, равноудаленный и от государства, и от бизнеса? По всем признакам, желает. Готово ли оно платить за него? Нет, не готово. Говорит: хочу бесплатно. Но не говорит, за счет чего. В начале нулевых энтузиасты общественного телевидения представили свои расчеты. По ним выходило, что абонентская плата составит от 3 до 30 процентов МРОТ. По тем временам - от 36 до 360 рублей в год. Сегодня это было бы около двух тысяч. Но попробуйте кому-нибудь предложить по доброй воле заплатить такую сумму. Особенно в маленьком городе или селе. Есть опасения, что наши граждане, не приученные вовремя платить за коммунальные услуги, будут и здесь вовсю манкировать.
Иного способа влиять на телевидение, как абонентская плата, у граждан нет: кто не платит, тот не заказывает
Многократно рассказано, как устроено общественное телевидение в странах Европы. Например, британская телекомпания Би-би-си существует в основном на доходы от телевизионных лицензий. Эту лицензию приобретает всякий, кто владеет телевизором, и она составляет около 120 фунтов стерлингов в год за один приемник. Би-би-си не контролируется правительством. Но по ее уставу министр внутренних дел может препятствовать показу программ, которые кажутся правительству спорными или антиобщественными.
А в Германии, например, каждый человек, имеющий домашний телевизор или радиоприемник, сначала платил за них ежемесячно 17 евро 98 центов. Теперь же эта сумма взимается с коллективного абонента, то есть с квартиры или дома, и неважно, сколько человек там живет. Те, кто платит, они, что же, имеют персональное подключение к общественному ТВ или радио? Об этом идет спор. Кто-то говорит: я вообще не смотрю общественное телевидение и не слушаю общественное радио, почему же я должен за них платить? Но германский закон устанавливает абонентскую плату для всех граждан, независимо от того, смотрит кто-то общественное телевидение, слушает общественное радио или нет. Ведь радио и телевидение связаны не только с приемником, но и с Интернетом, мобильным телефоном.
Российские граждане вроде бы понимают, что общественное телевидение как институт - это телевидение, которое служит интересам своей аудитории, а не коммерческим интересам или интересам власти. Тогда они должны и согласиться с тем, что единственный способ установить правовые отношения между производителями и потребителями информационных услуг - абонентская плата. Иного способа влиять на телевидение у граждан нет: кто не платит, тот не заказывает.
Валерий Выжутович
Фото Евгения Смоянская / РГ
Как и ожидалось, в 1 кв. 2015 г. произошло существенное снижение объема рекламных бюджетов на радио.
Несмотря на то, что по итогам 2014 г. региональная реклама пострадала сильнее, чем сетевая, в 1 кв. 2015 г. наблюдается обратная картина. Сетевая часть снизилась на 29%, а региональная на 21%. Объем радиорекламы в целом сократился на четверть, вместе с тем сократив долю на медиарекламном рынке на 1 п.п. до 4%.
Доли рекламных бюджетов радиорекламы (классические ролики + спонсорство) по географии размещения в 1 кв. 2013-2015 гг., млрд. руб.
Источник: АКАР
Похожая ситуация наблюдается и в других сегментах медарекламного рынка. Начиная с 4 кв. 2014 г., рекламные бюджеты в большинстве сегментов начали снижаться. В 1 кв. 2015 г. снижение рекламы на ТВ составило -22%, на радио -25%, в наружной рекламе -27%, в прессе -34%, что свидетельствует об общем замедлении рекламного рынка.
Поквартальная динамика рекламных бюджетов в ключевых медиасегментах рекламного рынка за 2014-2015 гг., %.
Источник: АКАР
Рассмотрим подробнее товарную структуру и крупнейших рекламодателей радиосегмента Москва + сеть (в части классической рекламы).
Товарные категории
Большинство товарных категорий снизили рекламную активность, что объясняется кризисной ситуацией в экономике.
Бюджеты отдельных товарных категорий на радио в 1 кв. 2014-2015 гг., (классические ролики Москва+сети), млн. руб. без НДС, %.
Источник: АЦ Vi
Категория «Медицина и фармацевтика», в последнее время лидер рекламного рынка, снизилась на 25%. Даже на телевидении, где оседает порядка 90% рекламных бюджетов из этой категории, наблюдается небольшой минус -0.4%. В других медиасегментах, так же как и на радио, демонстрируется отрицательная динамика по рассматриваемой категории. Ожидаемым было и снижение рекламы в категории «Торговые организации»: -21%
В категории «Легковые автомобили» существенно сократилась рекламная активность (-50%). Объяснение этому вполне очевидное. В конце 2014 года началась тотальная распродажа автомобилей, подогревал спрос и существенный рост цен в 2015 году. С начала текущего года ряд производителей заговорил о сокращении поставок, а некоторые и вовсе объявляли о прекращении продаж на территории РФ. Кризисная ситуация в экономике, ослабление рубля привели к снижению покупательской способности. Вследствие чего на рынке сложилась ситуация, в которой производителям легковых автомобилей нечего и некому рекламировать.
В категории «Досуг и развлечения» также произошло небольшое сокращение рекламной активности – на 3%.
Однако для некоторых категорий сложившаяся ситуация в экономике обернулась положительными моментами. Строительные компании активно предлагают вложить свои накопления в недвижимость, реклама в этой категории за 1 кв. 2015 г. выросла на 15%. С предложением сохранить свои накопления не отставали от недвижимости и банки, по итогам 1 кв. категория «Финансовые и страховые услуги» выросла на 3%.
Это отразилось и на долевом распределении бюджетов по товарным категориям. За счет существенного снижения рекламы в категории «Легковые автомобили» (на 6 п.п.), доли остальных категорий увеличились. «Медицина и фармацевтика прибавила 1 п.п., «Торговые организации» 2 п.п. «Досуг и развлечения», «Недвижимость», «Финансовые и страховые услуги» 3 п.п., 4 п.п. и 2 п.п. соответственно.
Долевое распределение рекламных бюджетов классических роликов на радио по товарным категориям, московское и сетевое размещение 1 кв. 2014-2015 гг., %
Источник: АЦ Vi
Рекламодатели
Что касается динамики бюджетов групп рекламодателей, то можно отметить снижение бюджетов в десятке крупнейших (-42%). На этот раз на сложившуюся ситуацию повлияли производители легковых автомобилей. Многие из них входят в десятку крупнейших рекламодателей сегмента. Стоит отметить, что категория «Легковые автомобили» существенно сократила рекламную активность не только на радио, но и на рекламном рынке в целом.
Динамика долей* бюджетов групп рекламодателей на радио в 1 кв. 2014-2015 гг. (классические ролики Москва+сеть), %
*Доли бюджетов по группам рекламодателей рассчитаны отдельно по каждому периоду
Источник: АЦ Vi
Бюджеты рекламодателей из групп 11-20 и 21-30 показали относительно небольшое падение. Это говорит о том, что костяк рекламодателей на радио снизил рекламную активность, но не ушел из сегмента. Мелкие рекламодатели из группы 41+ снизили активность на 27%.
Если вновь обратиться к динамике сетевого и регионального подсегментов, то можно заметить некоторую особенность. Так же как и в кризис 2008 г. региональный подсегмент снижается медленнее, чем сетевой. А в период экономического роста регионы увеличивает рекламу медленнее. В 1 кв. 2015 г. сетевой сегмент, состоящий из крупных рекламодателей, снизил рекламу на 29% и ТОП-10 показал наибольшее сокращение рекламных бюджетов. В то время как региональная часть, как правило, состоящая из мелких рекламодателей, снизилась на 21% и группа 41+ претерпела меньшее сокращение, чем ТОП-10.
Таким образом, кризисная ситуация в экономике сказалась как на всем рекламном рынке, так и на радиорекламном рынке в частности. Поэтому дальнейшее развитие сегмента радио во многом будет определяться развитием экономической ситуации в стране.
Автор Наталья Сапункова, ведущий специалист отдела маркетинговых исследований АЦ Vi
По данным Ассоциации Коммуникационных Агентств России (АКАР), в 1 кв. 2015 г. объем интернет-рекламы составил 18.1 млрд. руб. без учета НДС.
По объему денег интернет-реклама уже третий год подряд является вторым сегментом после телевизионной рекламы – 25% от всего ATL-«пирога» по итогам 2014 г., 28% в 1 кв. 2015 года. В прошлые периоды сегмент интернет-рекламы показывал опережающую динамику по сравнению со всем ATL-рынком (по итогам 2014 г. весь рынок вырос на 4%, а интернет-реклама – на 18%). Сейчас, когда влияние экономического кризиса стало гораздо более заметным, чем в конце прошлого года, интернет-реклама осталась единственным (из оцениваемых АКАР) растущим сегментом рекламного рынка. В то время как совокупные бюджеты рекламодателей снизились на 17%, интернет вырос на 9%. Динамика других медиа находится в интервале от -22% до -34%.
Доли сегментов медиарекламного рынка, 1 кв. 2014-2015 г., %
Источник: АКАР
Динамика по сегментам медиарекламного рынка, 1 кв. 2015/2014 г., %
Источник: АКАР
При этом внутри сегмента интернет-рекламы динамика также различная. Продолжают снижаться затраты рекламодателей на баннеры: в 2014 г. на них было потрачено на 15% меньше, чем в 2013 г., а в 1 кв. 2015 – уже на 28% меньше, чем в 1 кв. предыдущего года.
Онлайн-видео (учитывается только потоковая реклама – прерывающая видеоконтент, без видеобаннеров и других рекламных форматов на страницах просмотра видео) и контекстная реклама продолжают опережать рынок по темпам развития, однако и их динамика существенно снизилась: контекст прибавил +16%, а онлайн-видео +10% (согласно консолидированной оценке селлеров (Vi и ГПМД); рост за 2014 г. +27% и +42%, соответственно).
Достаточно высокие темпы роста контекста приводят к тому, что этот подсегмент продолжает наращивать свою долю внутри интернет-бюджетов – если по итогам 2013 г. на контекст приходилось 72% денег рекламодателей в интернете, то по итогам 2014 г. эта доля выросла до 80%, а в 1 кв. 2015 г. приблизилась уже к 85%.
Однако не стоит забывать, что контекст решает несколько иные маркетинговые задачи, нежели все остальные медиа, и имеет практически бесконечную базу новых рекламодателей из числа среднего, малого и даже мельчайшего бизнеса. Его представители во многих случаях практически не имеют экономических возможностей размещать никакую другую рекламу, кроме контекстной, в силу ее относительно невысокой стоимостной планки «входа» на рекламный рынок. Зачастую они не имеют рекламных бюджетов как таковых, а направляют в контекст деньги, например, от дистрибуции. Другими словами, эти бюджеты в подавляющем большинстве не могут быть перераспределены в другие медиарекламные сегменты.
Вместе с тем, объем медийной интернет-рекламы снизился на 18% по сравнению с 1 кв. 2014 г. - рост онлайн-видео не помог преодолеть падение бюджетов на баннеры, но несколько сгладил их. Баннеры все еще привлекают в два раза больше денег, чем онлайн-видео (1.9 млрд. руб. vs. 920 млн. руб.), однако разрыв между этими подсегментами сокращается (в 1 кв. 2014 г. разница была трехкратная). Соответственно, доля видео внутри медийки выросла с 24% на конец 1 кв. 2014 г. до 33% на конец 1 кв. 2015 г.
Динамика подсегментов интернет-рекламы, 2014/2013, 1 кв. 2015/2014 г., %
Источник: АКАР, АЦ Vi
Таким образом, онлайн-видео - единственный (из оцениваемых экспертами) медийный подсегмент, показывающий положительную динамику в кризисный 1 кв. 2015 г. А изменение объема денег в подсегментах медийной рекламы во многом зависит от изменений объемов аудитории медиа и особенностей медиапотребления, поэтому ключевым фактором его дальнейшего развития продолжает оставаться рост активности зрителей на недесктопных устройствах (смартфонах, планшетах и Smart TV) на фоне достигшей своей максимума и стабилизировавшейся аудитории десктопного онлайн-видео.
Тренды в онлайн-видео в России
В среднем в 1 кв. 2015 г., по данным comScore Video Metrix, в России (все населенные пункты, возраст от 6 лет и старше) 70 млн. чел. хотя бы раз в месяц смотрели онлайн-видео в интернете с настольного компьютера или ноутбука – это всего на 1% больше, чем годом ранее. Совокупное количество просмотренных за месяц видеороликов (включая рекламные ролики и контент) превышает 13 млрд. просмотров, а общее время просмотра видео – 97 млн. минут или 23 часа в месяц на зрителя (46 минут в день).
При этом количество мобильных зрителей онлайн-видео за 2014 г. выросло, по данным Установочного исследования TNS Web Index, более чем в полтора раза (с 7.6 до 12.6 млн. чел. в крупных от – 100 тыс. жителей и выше – городах России, возраст от 12 лет и старше). В целом, в то время как интернет-аудитория на десктопе, по данным TNS, осталась неизменной (и даже снизилась на 1%), аудитория на других устройствах продолжает активно расти как на смартфонах (+44%) и планшетах (+33%), так и на Smart TV (+51%).
Другие тренды в развитии онлайн-видео в России также появились еще в 2013-2014 гг. (и, порой, даже ранее), но продолжают влиять на подсегмент. К их числу можно отнести:
1. Увеличение объема легального инвентаря за счет «обеления» контента в социальных сетях.
2. Усиление связи между производителями видеоконтента и онлайн-платформами
3. Укрепление видеосоставляющей у крупных горизонтальных порталов
4. Применение смешанной модели монетизации (рекламной + платной) для монетизации видеопросмотров
Важные для рынка онлайн-видео события 1 кв. 2015 г. в полной мере отвечают перечисленным факторам:
1. Онлайн-кинотеатр ivi.ru впервые за пять лет работы вышел на операционную прибыль. Компании удалось улучшить показатели благодаря оперативному показу киноновинок и развитию приложений для Smart TV.
2. Сделка между «Ростелекомом» и «Газпром-медиа» о покупке OTT-активов холдинга (Now.ru, RuTube и Zoomby.ru) все еще не завершена и может не состояться. По сообщениям, Morgan Stanley начинает заново искать для «Ростелекома» активы в сфере онлайн-видео.
3. «ВКонтакте» лишила посетителей пиратских сайтов с сериалами возможности смотреть встроенные ролики из соцсети. Ранее социальная сеть и её партнёр агрегатор Pladform уже начали заменять сомнительные файлы с серверов «ВКонтакте» на легальный контент, монетизируемый рекламой.
4. Rambler&Co запустил собственную телестудию для съемки видеороликов и заключил стратегическое партнерство с селлером Gazprom-Media Digital по продаже видеорекламных возможностей площадок холдинга.
5. «Афиша Mail.Ru» пополнила видеокаталог фильмами и сериалами с «Амедиатеки», контент будет предоставляться пользователям по подписке. 13 апреля сервисы совместно начали показ нового сезона сериала «Игра престолов».
6. Холдинг «СТС Медиа» объявил об открытии на своих сайтах бесплатного доступа к легальным фильмам Paramount. «Новый онлайн-кинотеатр» будет монетизироваться по рекламной модели.
В заключение еще разу упомянем самый проблемный для индустрии макрофактор, влияющий на онлайн-видео, - кризисная ситуация. Как правило, в тяжелые времена люди склонны экономить на внедомашних развлечениях (например, походах в кино) в пользу домашних активностей, под которые в нынешних условиях подпадает просмотр не только эфирного ТВ, но и онлайн-видео. Общий принцип – поиск замены сравнимого качества по меньшей стоимости или (если такая возможность предлагается) бесплатно. Это подразумевает потенциал и платной, и рекламной модели монетизации онлайн-видео.
Насколько высок этот потенциал, прогнозировать крайне тяжело. В первом случае многое зависит от стоимости контента для пользователя, которая напрямую связана с расценками правообладателя (и, если контент зарубежный, с курсом валюты). Во втором случае «отягчающее обстоятельство» – общее снижение рекламных бюджетов в кризис. Пока видеореклама в интернете – небольшой, но все еще активно развивающийся подсегмент рекламного рынка, который чувствует себя лучше других медийных подсегментов. Хочется надеяться, что в течение 2015 г. он продолжит расти и дальше.
Автор Татьяна Фирсова, эксперт отдела исследований интернета АЦ Vi
Источник Sostav
Забуксовавший стриминг Apple запустил скандал в США и "охоту за головами радио BBC" в Великобритании. Неизвестно каким будет перезапуск «Beats + iTunes Radio», но известно, что его подготовка идёт не в одной, а в двух странах.
Есть вероятность, что на этой неделе в Европе будет принят план по подготовке новых стандартов вещания в интернете. Попадут ли известные потоковые интернет-проекты под новые требования? Сайт roem.ru разбирался в сути проблемы.
Cайт The Verge, со ссылкой на собственные источники, подтвердил предсказание Billboard, сделанно ровно год назад 12 мая 2014:
Dr. Dre будет вышибать из лейблов контракты для Apple → Roem.ru
Год назад рэпер Dr. Dre и его более значимые партнёры по компании «Beats» (о которых ниже) стали частью Apple. Весной прошлого года аналитики предполагали, что на рэпера ляжет имиджевая нагрузка. Генерация забавных сюжетов для прессы — «крутой парень», «музыкант». Тогда как офис займётся реанимацией музыкальной стратегии корпорации.
Вот прошлогодняя гипотеза, теперь ставшая новостью:
Apple обеспокоен двумя тенденциями. Во-первых, продажи загружаемых файлов падают, пусть даже ITunes остаётся крупнейшим продавцом. Во-вторых, лейблы относятся к Apple без должного пиетета — корпорация мечтает получать файлы раньше, чем слушатели находят соответствующие записи на YouTube и в стриминговых сервисах.
Вчера The Verge сообщил, что Apple просит лейблы или отказаться от работы со Spotify или запретить стримингу играть музыку бесплатно по рекламной модели монетизации. Предложения Apple якобы вызвали любопытство департамента юстиции и федеральной торговой комиссии США.
Прим.: лицензирование треков в режиме «только за деньги» легально. Правообладатели могут настоять на подобной формуле. В России через это прошла мобильная версия Яндекс.Музыки. Премьерная версия приложения не давала бесплатного стриминга по запросу. Это было условие владельцев прав на музыку. Нюанс в том, что на платном воспроизведении настояли лейблы, а не третья сторона.
Ещё одна приписываемая Apple грубая идея — это предложение для Universal Music Group (UMG). Компания готова платить UMG деньги, если мейджер-лейбл запретит размещать свои треки на YouTube.
Скорее всего, речь идёт о посильной сумме в масштабах Apple. Из итогов 2014 года, подведённых Международной федераций производителей фонограмм (IFPI), известно, что относительно небольшая аудитория Spotify, Deezer и остальных стримингов дала производителям записей в 2 с половиной раза больше дохода,чем миллиард пользователей YouTube. При этом глава IFPI Фрэнсис Мур выразила недовольство не только скупостью видеохостинга, но и тем, что YouTube невозможно осудить за «пиратство». Хотя такое желание у правообладателей иногда появляется.
Прямые договоры с лейблами — это не единственный легальный в США способ организации интернет-вещания. Pandora платит американским авторским сообществам, «аналогам» РАО. Подобные выплаты ниже, чем у Spotify и других компаний работающих с издателями.
Источники The Verge предпочли назвать «головорезами» менеджеров Apple. Хотя Apple, в противодействии Google/YouTube, выбрал тактику близкую к интересам правообладателей. Не забывая, впрочем, и о своих задачах.
Может показаться, что предполагаемая игра Apple — это продолжение её доминирующего положения на рынке. Но экзотические желания корпорации скорее подчёркивают отставание в области стриминга и нехватку в портфеле Apple собственного «YouTube».
Из американской статистики Edison Resarch & Triton Digital за январь—февраль 2015 года следует, что даже сложенные вместе стриминговые проекты Apple«Beats» + «iTunes Radio» не дают корпорации и половины популярности лидирующей в США Pandora (Pandora работает только в Америке и ещё паре стран — почему это так, см. ниже).
Музыкальные сервисы, популярность в США
Основной музыкальный бизнес Apple — это буксующие год к году продажи загружаемых файлов. Стриминговый сегмент растёт, но в нём достижения Apple на фоне конкурентов скромные. Бедственное состояние Google Play All Access — слабое утешение для офисов в Купертино.
Не секрет, что покупатели файлов ценят новинки ассортимента. Причём самых свежих хитов заведомо нет в пользовательских фонотеках в виде файлов или на старых CD — значит такие записи легче продать через iTunes, чем проданные когда-то ранее.
Снова обратимся к статистике Edison Resarch & Triton Digital. Любители музыки,в поисках свежих записей, прислушиваются к мнению своих друзей, к радио,к YouTube, Pandora и другим источникам. И лишь иногда узнают о новинках в Apple iTunes. У корпорации нет мощного инструмента продвижения новинок. Продажа файлов обязана буксовать и далее.
Музыкальные сервисы, популярность в США, где люди узнают о новой музыке
5 лет назад Apple пробовала создать платформу для самых значимых, социальных рекомендаций. Подсказки «от друзей» 1 сентября 2010 года превратились в музыкальную соцсеть iTunes Ping. Уже к декабрю она вошла в десятку крупнейших технологических провалов года. 30 сентября 2012 года проект закрылся.
Второй по значимости источник формирования знаний о новой музыке — радио. Следует отметить, что онлайн-радиостанции показывают устойчивый рост год к году.
Популярность онлайн-радио в США, Pandora лидирует
Радио занимает почти «монопольное» положение в автомобилях. Рост популярности онлайн-радио фиксируется и у тех, кто слушает музыку за рулём.
Рост популярности онлайн-радио среди автомобилистов США, музыка в машине
У радио одна из самых дешёвых в обслуживании бизнес-моделей — выплаты за радио-потоки предельно малы.
Выплаты музыкальных сервисов правообладателям, статистика
Для Sirius XM (охватывает все Штаты) и AM/FM станций показаны цифры за проигрывание трека на всю аудиторию станций; для интернет-сервисов за 1 проигрывание 1 слушателю.
Pandora платит за проигрывание треков меньше всех. О том сколько платит YouTube ясно из упомянутого выше заявления главы IFPI Фрэнсис Мур. Spotify обходится владельцам дорого. Существующий стриминговый бизнес Apple неэффективен на фоне Pandora.
На основании приведённой статистики Apple просто вынуждена сосредоточиться на создании большого радиопроекта, где Pandora могла бы служить моделью. Что корпорация и делает. Причём в поле текущих интересов Apple неожиданно большая роль досталась не США, а Великобритании.
По слухам за последние 3 месяца Apple наняла группу специалистов с BBC Radio 1. Вещательная корпорация официально не подтвердила «бегство» штата,но предположительно сделает это после мероприятия «Radio 1's One Big Weekend» 23−24 мая. Официальные лица BBC пока просто выразили удовлетворение, что их станция значима для индустрии звукозаписи. BBC гордится тем, что Radio 1 находит и выращивает лучших специалистов.
Среди людей возможно перешедших в Apple называют такие имена, как: James Bursey, Natasha Lynch, Kieran Yeates, Zane Lowe. Как минимум 2 человека из перечисленных входили в 100 самых влиятельных профессионалов для pop/rock индустрии Великобритании по версии Гардиан. Трое из названных специалистов останутся работать в Лондоне, лишь кто-то один уезжает в США.
Причинами возможного исхода известных радийщиков со станции, среди прочих,называют низкие зарплаты на BBC. Вещательная корпорация оформлена, как общественная организация. «Решающий голос» в ней имеет британская королева. Елизавета II назначает совет «попечителей», непосредственно ответственных за дела на BBC. Корпорация живёт на сбор, который платят британские владельцы устройств приёма или записи прямого эфира. То есть сбор платят все владельцы телевизоров, а с недавних пор и владельцы смартфонов. В сумме сборы обеспечивают корпорации бюджет под 5 миллиардов евро в год,что примерно вдвое меньше чистой прибыли Apple лишь за один квартал.
Два года назад Питер Готчер (Peter Gotcher) член совета директоров Pandora рассказывал, что его лидирующий в США сервис пытались запустить и в Великобритании, но план оказался несбыточным. Почти нигде за пределами США нет законодательного определения интернет-радио.
С первого дня работы в Штатах Pandora могла играть любые записи. В глазах Штатов Pandora — это радиостанция максимально похожая на свои наземные аналоги, а не интернет-проект. Лицензионные отчисления радио фиксированы и выплачиваются в пользу обществ по управлению правами на публичное воспроизведение, но не конкретному артисту или лейблу. В результате ни один музыкант или лейбл не влияет на репертуар Pandora. Сервису в принципе не нужны жёсткие переговоры с мейджерами в духе тех ультиматумов, что описаны в первой части новости.
Peter C. Gotcher Independent Venture Investor, Питер Готчер
За границами Штатов, минимум до 2013 года, была иная ситуация. Перед запуском в Великобритании Pandora должна была бы заключить на сильно фрагментированном рынке прямые сделки с каждым лейблом или правообладателем. Причём только если сотрудничество с Pandora привлечёт лейбл или музыканта и сторонам удастся договориться о цене.
Питер Готчер был или является, главой или членом совета директоров самых разных музыкальных компаний, не только Pandora. Среди них Dolby Laboratories,Digidesign и другие.
Можно вспомнить, что первый iPod for Windows снабжался софтом Musicmatch Jukebox, производства Musicmatch, Inc — компании аффилированной с Готчером. Плеер Apple, под главную операционную систему в мире, больше года поставлялся с софтом Musicmatch. Apple потребовалось около 3 лет, чтобы из программы SoundJam MP, купленной в 2000 году, сделать iTunes для Windows,хотя переименование «SoundJam MP» в iTunes под Mac OS 9 офис Apple сделал намного быстрее.
16 октября 2003 года вышла полноценная «родная» Windows-версия iTunes — в этот день возможности пользователей двух операционных систем сравнялись. В частности, на Windows тоже заработал Music Store песнями по 99 центов и всеми остальными функциями. Глава Apple Стив Джобс запустил этот ставший эпохальным проект с участием «Доктора Дре».
С 16 октября софт Musicmatch больше не вкладывался в коробки с iPod, но судьба компании-разработчика сложилась благополучно — в 2004 её продали Yahoo!
В том же году Digidesign/Avid Питера Готчера успел получить премию Оскар в технической номинации за разработку ещё в 1980-х первых систем нелинейного аудиомонтажа под Apple Macintosh. C 2005 Готчер стал членом совета директоров вышеупомянутой Pandora, а в 2007 основал Topspin Media.
Topspin разрабатывает платформу для продаж цифровых и обычных товаров музыкальным фанатам. С её помощью продают билеты, майки, записи. В 2008 Topspin возглавил выходец из вышеупомянутого Yahoo! Music Айан Роджерс(известный ещё по Nullsof/Winamp). К 2012 году под руководством Роджерса Topspin завоевал расположение популярных музыкантов, правообладателей и таких структур, как YouTube или MTV. Офисы Topspin находятся в нескольких городах США и в Лондоне.
В первой половине 2013 Готчер сообщил, что Роджерс, отдаляется от прямого участия в управлении Topspin, так как его новым проектом и компаний будет стриминг «Daisy». Разработка «Daisy» началась годом ранее. В августе 2013 стартовая страница «Daisy» получила имя «Beats Music». Фактический запуск стриминговой компании Доктора Дре (а для публики это была именно его компания, одноимённая с модными наушниками Beats) состоялся 21 января 2014 года.
4 марта 2014 Beats Music поглотил Topspin Media. CEO Beats Music Айан Роджерс окончательно переключился с занятости в Topspin на стриминг. 28 мая 2014 Apple объявила о покупке Beats Electronics и Beats Music за 3 миллиарда долларов. 1 августа 2014 главная страница сайта Apple поприветствовала марку Beats как члена своей «семьи», а для игроков индустрии корпорация объявила, что Айан Роджерс теперь возглавляет и Beats Music и iTunes Radio одновременно.
23 февраля 2015 Apple анонсровала стройку в Европе. В Дании и Ирландии появится 2 новых дата-центра компании. С 2017 года центры будут обеспечивать работу онлайн-сервисов Apple в Старом Свете.
Вернёмся на два года в прошлое. В 2013 году Питер Готчер говорил, что запуск аналогов Pandora (то есть радио, с его низкими отчислениями за воспроизведение) возможен, в том числе за пределами США, однако на сегодняшнем конкурентном витке требуется очень большой игрок в бэкграунде.
Pandora и Apple отличаются между собой не только капитализацией. Если предположить, что базовой страной Apple-радио нового типа будут не США,а Британия, придётся обязательно вспомнить, что Apple производит «железо». То есть устройства, что уже сегодня существуют в глазах королевы Елизаветы II,как приёмники сигнала, облагаемые оброком за способности воспроизводить эфирный контент.
Гипотетическая «новая эпловская Pandora» не является в Великобритании «радио» и поэтому обязана обойти британские лейблы с самым неопределённым результатом. С другой стороны, Apple может подать себя Соединённому Королевству, как признанный и облагаемый сбором производитель устройств. Как компания хороших людей послуживших Короне на BBC. Как нечто большее,чем просто американский интернет-сайт. Взамен Apple получает выход в страну с развитой культурой формирования музыкальной моды. Интернациональной моды, ещё со времён The Beatles.
P. S. Уже на текущей неделе Еврокомиссия представит план по созданию «единого цифрового рынка» в Старом Свете. В комплексе мероприятий нашлось место и реформам авторского права, писала в конце апреля Financial Times. Суть и «знак» реформ сейчас ещё скрыты от широкой публики. Однако известно, что в повестку включён вопрос, о том, следует ли интернет-сервисам придерживаться правил существующих для традиционных вещателей.
В контексте планов Apple,вопрос может звучать прямо — является ли интернет-проект радиостанцией?
Иван Ильин
Источник Roem.ru
Вступивший 1 мая в силу расширенный антипиратский закон пока не привел к блокировке сайтов с нелегальными музыкой, книгами и ПО.
Документ вызвал у участников рынка как одобрение, так и вопросы. По их мнению, он дает слишком большую власть правообладателям, открывает лазейки для недобросовестной конкуренции и в целом вряд ли приведет к полному исчезновению пиратских сайтов.
"Пока ни одного определения, вынесенного на основании антипиратского закона, из Мосгорсуда в Роскомнадзор не поступило. Но это не означает, что правообладатели не начали подавать в суд жалобы на сайты, не удаляющие пиратский контент", - отметил пресс-секретарь Роскомнадзора Вадим Ампелонский.
Расширенный антипиратский закон (от 24 ноября 2014 г. №364-ФЗ) внес изменения в два законодательных акта - в закон "Об информации, информационных технологиях и о защите информации в сети "Интернет" и в Гражданский процессуальный кодекс РФ.
Документ отличается от предыдущей версии тем, что позволяет урегулировать спор правообладателя и интернет-сайта до суда. Для этого интернет-сайт обязан публиковать контактные данные, чтобы владельцы прав на контент могли потребовать от ресурса удалить незаконно размещенный контент. Кроме того, если ресурс нарушал антипиратский закон неоднократно, то это может привести к его постоянной блокировке, снятие которой не допускается. Реестр заблокированных сайтов будет вести Роскомнадзор.
5 мая на сайте надзорного ведомства появились рекомендации по вопросам реализации расширенного антипиратского закона. По словам Вадима Ампелонского, этот документ был выработан после апрельских встреч специалистов Роскомнадзора с правообладателями. Им рекомендуется в первую очередь информировать владельцев сайтов и провайдеров хостинга о нарушении прав правообладателей, а если это не помогло - обращаться в суд для принятия мер, избегая обращения к операторам связи. При обращении в суд правообладателям рекомендуется формировать иск в отношении максимально возможного количества объектов интеллектуальных прав правообладателя, незаконно размещаемых на информационном ресурсе.
В документе уточняется, как правообладатель может подтвердить в суде права на объект авторского или смежного права. Подтвердить нарушение можно, предоставив суду скриншоты страниц сайтов, распространяющих нелегальный контент. Для доказательства фактов нарушения прав правообладателей можно использовать и видеофиксацию при помощи программ захвата видео с экрана (vidshot и аналогичные).
Участники рынка приветствуют новый закон, однако документ вызывает у них немало вопросов. Независимый юрист Александр Титов считает расширение действия закона с кино- и телефильмов на музыку, книги и ПО вполне оправданным, так как Гражданский кодекс не делает различий в охране объектов авторских и (или) смежных прав.
"Мы считаем важным появление механизма досудебного урегулирования конфликтов между правообладателями и интернет-площадками: подобные механизмы приняты в большинстве цивилизованных стран", - говорит главный аналитик Российской ассоциации электронных коммуникаций Карен Казарян.
Александр Титов обращает внимание на то, что возможность внесудебного урегулирования спора и раньше не воспрещалась. Теперь новый закон накладывает на правообладателя неоправданные обязанности перед пиратом - сообщить ему паспортные данные, согласиться на обработку персональных данных, доказать ему свои права. Со своей стороны, пират может проигнорировать это требование, и в результате правообладателю все равно придется идти в суд.
В то же время "Пиратская партия России" не согласна с тем, что закон может принести пользу Рунету. "Мы расцениваем указанный закон как очередную попытку безосновательного ужесточения законодательства об авторском праве под давлением лоббистов от копирайт-индустрии. Он дает чрезмерные полномочия для медиа-корпораций с возможностью давления на веб-сайты и открывает широчайшие возможности для судебного троллинга", - отметил эксперт по проблемам авторского права "Пиратской партии России" адвоката Саркис Дарбинян.
По словам Карена Казаряна, опасность несет и положение о "вечной блокировке". "Во-первых, оно значительно смещает баланс в сторону правообладателей. Во-вторых, дает недобросовестным фирмам рычаги давления на конкурентов: в США до половины запросов к площадкам на удаление контента являются недобросовестными. В-третьих, это может повлиять на связность Сети из-за ограниченности запасов IP-адресов: площадка переедет, а адрес останется в реестре", - уточнил аналитик.
Закон может быть использован для закрытия доступа к сайту в зоне Рунет, соглашается Саркис Дарбинян. "Учитывая то, что под блокировку ресурс может попасть не только за непосредственное размещение контента на сайте, но даже за размещение гиперссылки, либо другой иной информации о способах получение контента в нарушение авторских прав, можно абсолютно точно предположить, что в группе риска лежит огромное количество файлообменников, облачных сервисов, социальных сетей и UGC-ориентированных веб-сайтов. А положение о вечной блокировке сайтов явно противоречит правовому принципу достаточности и разумности наказания", - считает адвокат.
"Поправка о постоянной блокировке очень спорна, - считает Александр Титов. - Она, по сути, является мерой ответственности за неоднократное нарушение авторских прав и должна быть предусмотрена не нормой процессуального, а нормой материального права".
По мнению юриста, формулировка этой поправки является неудачной. Она предусматривает возможность для правообладателя сначала заявить иск по одному объекту авторского права, размещенному на сайте, а после вступления в силу решения суда заявить второй иск по другому объекту и таким образом добиться постоянной блокировки сайта. Александр Титов отмечает, что разумнее было бы связать возможность такой блокировки с повторным размещением того же произведения на пиратском сайте. Либо постоянную блокировку было бы логичнее связать с выявлением нового нарушения авторского права на сайте после вступления в силу решения суда без привязки к тому, кем был заявлен первый иск в защиту авторских и (или) смежных прав.
Александр Титов также недоумевает, почему закон не расширил свое действие и на фотографии. "За бортом" остались средства индивидуализации - товарные знаки. А ведь индустрия контента, в особенности персонажного, неразрывно связана с продажей брендированных товаров, в том числе детских. Сейчас уровень их контрафакта крайне велик, но защитить их по антипиратскому закону нельзя", - говорит управляющий партнер юридической фирмы "Катков и партнеры", президент НП "Объединение правообладателей" Павел Катков. По его мнению, нужно расширить предметную область антипиратского закона на "результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации".
Представители отрасли сходятся во мнении, что нынешний антипиратский закон вряд ли приведет к исчезновению сайтов с незаконно размещенным контентом.
"Ряд сайтов предоставили правообладателям модераторские кнопки, но другие ресурсы, наоборот, стали распространять среди пользователей информации об обходе блокировок, - говорит Павел Катков. - Рынок разделился, это нормально. Мы будем дальше наблюдать за ситуацией, вырабатывать разные стратегии". Президент НП "Объединение правообладателей" полагает, что закон поможет цивилизовать рынок произведений интеллектуального труда, хотя устранить пиратство на 100% - нереально.
Карен Казарян полагает, что, скорее всего, пиратские сайты начнут уходить в подполье. "Они будут вести постоянную игру в кошки-мышки с правообладателями. Опыт показывает, что лучший способ избавления от пиратского контента - это расширение предложения актуального и доступного легального контента в Сети", - отметил он.
Юрист Александр Титов и вовсе считает, что закон никак не повлияет на пиратские сайты. "По собственным наблюдениям, за период действия прежней редакции закона не было особых проблем найти в Сети новинки кинопродукции и сериалов", - делится он. Специалист добавил, что если, конечно, все пиратский сайты заблокируют, то можно будет ожидать возрождения продажи дисков с контрафактом.
Многие откровенно пиратские ресурсы, торрент-трекеры и книжные файлообменники, загодя готовясь к закону, уже запаслись большим количеством доменных имен и IP-адресов, и в случае блокировки с легкостью смогут менять адреса, отметил Саркис Дарбинян. "История непотопляемой The Pirate Bay должна была вроде всему научить, но, к сожалению, не научила тех, то лоббировал его принятие. Кроме того, многие сайты уже сегодня разъясняют пользователям, как с легкостью, с использованием самых различных технических средств, обходить блокировки на уровне ISP, а также находить зеркала сайтов в даркнете (i2p, TOR и др.). Техническая граммотность пользователей растет, а принятие законов, дающих возможность ограничивать доступ к сайтам способствует резкому росту интереса к нехитрым средствам проксирования, VPN и анонимизации", - говорит он. Поэтому, ожидать снижения цифрового пиратства не приходится, резюмирует адвокат.
Что касается самих правообладателей, то, например, "Лаборатория Касперского" придумала, как избежать пиратских копий. "У нас есть простой инструмент блокировки растиражированных лицензий. С его помощью мы блокируем ключи и коды пиратских копий наших продуктов, когда число их активаций, что называется, "зашкаливает". Для нас самих как разработчиков пиратство не является большой проблемой", - говорит руководитель управления потребительского рынка "Лаборатории Касперского" Сергей Пиккат-Ордынский. Кроме того, на рынке существует бесплатное легальное защитное ПО, которое забирает на себя львиную долю потенциальных пользователей пиратских ключей.
Компания одобряет использование легального ПО и считает, что усложнять пиратам их деятельность законодательными мерами можно и нужно.
Антипиратское законодательство в России действует почти два года. Первая часть "антипиратского закона" (об изменениях в законодательстве по вопросам защиты интеллектуальных прав в информационно-телекоммуникационных сетях) вступила в силу 1 августа 2013 г. (см. новость ComNews от 20 августа 2013 г.) и позволила блокировать в Сети нелегальный видеоконтент. В ноябре 2014 г. Государственная Дума приняла дополнения в "антипиратский закон", распространив его на программное обеспечение, книжную и музыкальную продукцию (см. новость ComNews от 17 ноября 2014 г.).
Более того, в конце 2014 г. Российский союз правообладателей предложил ввести концепцию глобальной лицензии. Согласно ей, пользователи Сети не только будут платить оператору связи за доступ к Интернету, но и станут ежемесячно вносить 25 руб. в пользу правообладателей (см. новость ComNews от 5 декабря 2014 г.). Полученные от пользователей средства операторы отчислят организации по коллективному управлению правами, которая будет выплачивать правообладателям лицензионное вознаграждение. Однако представители интернет-индустрии не поддержали эту инициативу.
Автор Елизавета Титоренко
Источник
- Теги
- Комментарии
Дни рождения
- Сегодня
- Завтра
- На неделю
член Правления Международной академии телевидения и радио, проректор Института кино и телевидения (ГИТР)
гендиректор ГТРК «Брянск»
гендиректор «Сахалинской Медиа Группы»
директор мастерской "Эволюция медиа"
российский тележурналист, автор и ведущая документального цикла «Советская империя» на телеканале «Россия»
генеральный директор ООО «Корпорация Телеком»
художественный руководитель и ведущая программы «Аншлаг» («Россия»)