Минпромторг просит освободить киоски с прессой от торгового сбора
По оценкам экспертов, введение торгового налога приведет к закрытию 70% столичных газетных киосков. Минпромторг направил обращение московским властям с предложением освободить розничные точки по продаже прессы от торгового налога, который должны выплачивать предприниматели уже с 1 июля. Соответствующие письма, подписанные замминистра промышленности и торговли РФ Виктором Евтуховым, были направлены заммэра по вопросам экономической политики и имущественно-земельных отношений Наталье Сергуниной и заммэра по вопросам региональной безопасности и информационной политики Александру Горбенко (документы в распоряжении «Известий»). В министерстве считают, что необходимость выплачивать торговый налог приведет к массовому закрытию точек по продаже прессы. В то же время представители других направлений малого бизнеса называют «несправедливым» выделение газетных киосков в льготную категорию.
Напомним, согласно ст. 410 Налогового кодекса РФ, городам федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополю дано право вводить торговый сбор для предпринимателей и организаций. При этом субъекты также имеют право самостоятельно устанавливать льготы, основание и порядок их применения.
В Москве, согласно принятому Мосгордумой закону «О торговом сборе», налог начнут взимать с предпринимателей, занимающихся оптовой и розничной торговлей, с 1 июля 2015 года. Санкт-Петербург и Севастополь пока не приняли соответствующие документы на местном уровне.
Для объектов стационарной и нестационарной торговли без торгового зала, расположенных в ЦАО, торговый сбор составит 324 тыс. рублей в год, в других районах — 162 тыс. рублей в год. Владельцы объектов стационарной торговли с торговым залом до 50 кв. м должны будут каждый год платить 120 тыс. рублей.
Московское руководство ожидает, что этот закон поможет многим предпринимателям вывести свой бизнес из тени. Такими на данный момент, по оценкам экспертов, являются половина столичных бизнесменов.
По закону «О торговом сборе», индивидуальные предприниматели, купившие патент, не платят торговый сбор. От уплаты также освобождены ярмарки выходного дня, торговля через вендинговые автоматы, организации почтовой госсвязи и пр.
В Минпромторге уверены, что «введение торгового сбора для предпринимателей, осуществляющих розничную продажу прессы, приведет к потере рентабельности и убыткам, и, как следствие, к сокращению общей сети дистрибуции прессы, увольнению персонала».
«Торговля через нестационарные торговые объекты (киоски и павильоны) и пресс-стенды (разносчиков) является ключевым каналом розничных продаж ежедневных изданий — до 90% розничного тиража — и еженедельных — до 80% розничного тиража печатных изданий. Их дистрибуция через стационарные точки продаж минимальна. При сокращении или закрытии нестационарных точек продаж прекратится дистрибуция ежедневных и еженедельных изданий и прекратится соответствующая издательская деятельность», — говорится в письме столичным чиновникам.
Также в министерстве отмечают, что в нестационарных торговых объектах по продаже печати — киосках, павильонах, пресс-стендах — работают более 80% женщин предпенсионного и пенсионного возраста, считающиеся наиболее социально незащищенной категорий граждан.
«В связи с наличием риска прекращения работы системы розничной дистрибуции прессы, предлагаю рассмотреть вопрос о введении льготы в части освобождения от обложения упомянутым торговым сбором розничной торговли прессой всех форматов (разносной, мобильной, нестационарноной, стационарной) на территории города Москвы», — считает замминистра промышленности и торговли РФ Евтухов.
С предложением повременить, а в идеале и вовсе отменить такой налог на определенные категории торговых точек уже не раз выступали представители бизнеса и Госдумы.
Так, как ранее писали «Известия», первый зампред комитета Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи Андрей Туманов подготовил законопроект с изменениями в Налоговый кодекс РФ, в соответствии с которыми торговый налог не будет распространяться в отношении тех объектов, которые реализуют периодическую печатную и книжную продукцию, а также и иные социально значимые товары.
— Сейчас законопроект находится в правительстве РФ на рассмотрении, предварительное одобрение уже получено, также нас поддерживают представители Общественной палаты РФ, — сказал Туманов. — Для газетных киосков необходимо предусмотреть льготные условия, потому что распространители газет и журналов не могут устанавливать большие наценки на свою продукцию, этому бизнесу сложно конкурировать с торговлей молочными продуктами, мясом и пр.
Председатель правления Ассоциации распространителей печатной продукции (АРПП) Александр Оськин отметил, что обращение Минпромторга к московским властям крайне своевременно и актуально.
— Объекты по продаже прессы особенно нуждаются в освобождении от торгового налога. По нашим оценкам, половина всех торговых точек имеет низкую рентабельность — 0-1%, поэтому для них дополнительный налог станет просто неподъемным. Газетные киоски начнут закрываться, причем речь идет об уничтожении 70% точек, торгующих периодикой, — сказал Оськин. — Среди всех газетных киосков только 20% приносят прибыль, потому что расположены вдоль оживленных магистралей, где высокие проходимость и покупательный спрос.
По оценкам экспертов, выплаты в Москве с одного киоска составят от 28 тыс. рублей до 81 тыс. рублей в квартал.
По расчетам одной из крупных распространительских компаний, владеющей сетью киосков печати, после введения торгового сбора выручка от продаж одного киоска в ЦАО должна составлять от 224 тыс. рублей в месяц, а в остальных округах Москвы — от 187 тыс. рублей. В противном случае предприятия будут работать в убыток.
— Это означает, что после введения торгового сбора 83% наших киосков будут нерентабельными, эти киоски прибыли приносить не будут. Таким образом, после введения торгового сбора будут закрыты порядка 70–75 киосков нашей группы компаний, что составит для нашей сети порядка 80%, — отметил дистрибутор.
По мнению эксперта Института современного развития Никиты Масленникова, газетные киоски предлагают выделить в льготную категорию, потому что они находятся в крайне тяжелом положении.
— В целом торговый налог тяжело отразится на всех предприятиях малого бизнеса. По оценкам экспертов, с введением дополнительной налоговой нагрузки до 15 тыс. торговых объектов будет ликвидировано и как минимум 60 тыс. рабочих мест сокращено, — отметил он.
В то же время председатель московского городского отделения «Опоры России» Александр Жарков считает несправедливым появление отдельных льготных категорий.
— В связи со сложившейся экономической ситуацией все предприниматели испытывают трудности, поэтому непонятно, почему газетчикам будут предоставляться льготы, а другим — нет. К тому же это выглядит странно на фоне того, что сейчас в правительстве Москвы идет активная работа по формированию отдельного ГБУ, в ведение которого перейдут без конкурса все газетные киоски, — говорит Жарков.
Представители мэрии не ответили на запрос «Известий».
Татьяна Бородина
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Владимир Суворов
Защита авторских прав в России — не только святое дело, но и денежное дело
Остап Бендер знал 400 сравнительно честных способов отъема денег у населения, но он так и не смог купить себе замок в Шотландии. Зато это удалось Сергею Сергеевичу Федотову, генеральному директору Российского авторского общества. Хотя способ отъема денег у населения он знает только один — сбор авторских отчислений.
Купленный Сергеем Сергеевичем замок (говорят, в нем даже водится привидение) стоит £1 млн. Не так уж и много для директора организации, оперирующей миллиардами. Но не так уж и мало для директора содружества композиторов, писателей и поэтов, каждый их которых вряд ли может позволить себе такой замок.
Сергей Федотов стал директором РАО в 2004 году в возрасте 27 лет. Организация пребывала в состоянии хаоса: за 4 года ее Авторский совет (действовавший между общими собраниями членов РАО, которые созывались раз в 5 лет) сменил четырех председателей правления. То есть по одному в год. Молодой и талантливый менеджер положил этой неразберихе конец.
Во-первых, он сделал своим заместителем главного бухгалтера РАО, а по совместительству — собственную маму Веру Владимировну Федотову.
Во-вторых, подготовил такие поправки в Устав общества: вместо председателя правления — генеральный директор. Генерального директора избирает не Авторский совет, а общее собрание. Перерыв между общими собраниями увеличен до 6 лет.
А чтобы общее собрание приняло эти поправки, его созывали вот как: от каждого региона по одному делегату. То есть один делегат от Еврейской автономной области. Один делегат от Адыгеи. И по одному делегату от Москвы (больше половины всего состава РАО) и Санкт-Петербурга (больше 10% состава РАО). Непризнанных региональных гениев за счет РАО привезли в Москву, поселили в «Президент-отеле» — и как тут было не проголосовать за то, что попросят?
Так Сергей Федотов стал единовластным, никому не подконтрольным (ну разве что кроме мамы) руководителем крупнейшего в стране общества по управлению авторскими правами.
Но до замка в Шотландии было еще далеко.
В январе 2013 года в Девятом арбитражном апелляционном суде слушалось интересное дело. Московская налоговая инспекция № 3 спорила с РАО насчет более чем полумиллиарда рублей, начисленных по итогам проверки за 2007–2008 годы.
Дело в том, что РАО собирает авторские отчисления не только за использование произведений своих членов. А вообще — ВСЕ авторские отчисления, за использование ВСЕХ произведений (это позволяет делать ему государственная аккредитация). И забирает эти деньги себе. Если автор (не член РАО) обратится за этими деньгами — он их получит. А если не обратится — они останутся в РАО. Налоговики считали, что по истечении 3 лет эти деньги переходят в собственность РАО и на них надо начислить подоходный налог. А РАО оспаривало, говоря: нет, автор не ограничен в сроках и может заявить свои права на деньги когда угодно.
И пока автор не пришел, деньги у нас полежат. Налоговики проиграли.
О каких же суммах идет речь?
Согласно отчетам РАО (опубликованы на сайте организации), с 2009 по 2012 год организация собрала 11,794 млрд рублей. Потратила (на выплаты авторам, налоги и собственные нужды) 9,826 млрд рублей. Разница между этими суммами — почти 2 млрд рублей. Это те самые деньги, о которых напоминала налоговая. И которых нет ни в одном отчете РАО.
Согласитесь, что замок за жалкие 80 млн рублей на фоне 2 млрд вообще незаметен. Такой замок, честно говоря, незаметен даже на фоне тех денег, которые РАО тратит на саму себя официально — в прошлом году, например, это был миллиард. 1 млрд рублей! Из которых одна только зарплата центрального аппарата — почти 320 млн рублей.
Конечно, за такие деньги мать и сын Федотовы могут позволить себе и персональную охрану, и личных поваров и парикмахера, работающих в здании РАО (сам не видел, но так рассказывают бывшие сотрудники организации).
Однако по-настоящему талантливому человеку всегда тесно в текущих условиях. Хочется расширяться.
И Сергей Федотов расширяется. Он придумал и осуществил еще два общества — Всероссийскую организацию интеллектуальной собственности, управляющую смежными правами, и Российский союз правообладателей, собирающий процент с продажи носителей. И получил для обоих этих организаций государственную аккредитацию.
Генеральный директор ВОИС — Андрей Борисович Кричевский, он же член совета директоров РАО и заместитель генерального директора РСП. А генеральный директор РСП — сюрприз! — сам Сергей Сергеевич Федотов. Еще есть человек по имени Евгений Юрьевич Моросников — он тоже входит в советы директоров всех трех организаций.
То есть компания одних и тех же людей собирает деньги со всей страны, тратит их по своему усмотрению и ни перед кем не отчитывается. А тратит-то как! РАО может тратить на себя до 35% собранных денег, ВОИС — до 40%, РСП в 2012 году выплатил всего 290 млн рублей из собранных 683 млн.
Какой тут замок, тут целую Шотландию купить можно!
Последняя идея Сергея Федотова — введение глобальной лицензии (так называемый налог на интернет) пока не реализовалась. Но почему-то мне кажется, что она все-таки будет реализована.
Потому что защита авторских прав, как ни крути — дело святое. И денежное.
Максим Кононенко
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Александр Давашкин
Гуцериев гонит волну: владелец "Русснефти" может расширить свою радиоимперию. «Русская медиагруппа» – радийный холдинг №3 в России – в обозримом будущем может быть продан структурам Михаила Гуцериева
Сразу два источника на медиарынке рассказали Forbes о контактах представителей Гуцериева и владельцев «Русской медиагруппы» (78% акций принадлежат компаниям, подконтрольным совладельцам «Лукойла» Вагиту Алекперову и Леониду Федуну). «Переговоры идут, насколько они близки к завершению, не знаю, – говорит управляющий одного из медиахолдингов. – Возможно, речь идет о продаже не всей группы, а отдельных радиостанций». «Разговоры о вероятной продаже «Русской медиагруппы» идут давно. Возможно, что в какой-то форме предложение о покупке было сделано и Михаилу Сафарбековичу», – поясняет источник, близкий к Гуцериеву.
В пресс-службе ИФД «Капиталъ», управляющего активами акционеров «Лукойла» (в том числе «Русской медиагруппой»), на вопрос Forbes ответили, что переговоры не ведутся. В компании «Русснефть» от комментариев отказались. Пресс-служба «Лукойла» ответила, что не может прокомментировать информацию о переговорах относительно «Русской медиагруппы».
Михаил Гуцериев начал создавать свою радийную группу летом 2012 года, когда выкупил у банкира Александра Лебедева станции «Добрые песни» и «Просто радио». На этих частотах были запущены «Весна FM» и «Восток FM». Затем инвестиционный холдинг «Финам» согласился продать владельцу «Русснефти» станцию «Финам FM» (с 2014 года – «Столица FM»). В 2013 году Гуцериев приобрел у продюсера Игоря Крутого станции Love Radio, «Радио Дача» и «Такси FM», а у сенатора Виталия Богданова – Ru.FM (ныне «Говорит Москва»). Наконец, в апреле этого года миллиардер стал собственником 100% акций «Радио Шансон» – одной из самых популярных и коммерчески успешных российских станций. Предположительно, она была оценена в $70 млн (выручка «Радио Шансон», по данным СПАРК, в 2013 году составила 698 млн рублей, чистая прибыль – 85 млн рублей).
Только три из купленных радиостанций – Love Radio, «Такси FM» и «Радио Дача» – объединены в «Чайка Медиа Груп». Создавать единый холдинг Гуцериев, насколько известно Forbes, пока не намерен. Но уже сейчас его группа станций по совокупности долей входит в пятерку крупнейших радиовещателей России.
«Михаил Гуцериев не торгуется, если ему интересен актив, – отмечает бывший владелец одной из станций. – Он решает, что покупать, дальше действует его команда, и сделка проходит довольно быстро». С покупкой «Русской медиагруппы» (выручка в 2013 году – 2,5 млрд рублей) Михаил Гуцериев мог бы занять второе место на радиорынке, подвинув «Газпром-Медиа холдинг».
У основателя «Русснефти» есть собственный продюсерский центр, записавший более 70 песен на стихи своего владельца. В 2014 году две песни получили «Золотые граммофоны» от «Русского радио», входящего в «Русскую медиагруппу». «Когда велись переговоры, Михаил Гуцериев обозначил инвестиции в радио как хобби, дополняющее его творчество, – рассказал Forbes источник, знакомый с деталями сделки по «Финам FM». – Впрочем, в процессе общения один из менеджеров Гуцериева отметил, что Михаил Сафарбекович умеет делать свое хобби прибыльным».
При участии Елены Ходяковой и Петра Руденко
Фото РИА Новости
ЛЕТО ВРЕМЯ ГОРЯЧИХ ПРЕМЬЕР НА ТЕЛЕКАНАЛЕ HISTORY
Гонки внедорожников на Аляске и битва при Ватерлоо, новые аукционы и сделки, поиски редких автомобилей и проклятых кладов встречайте летние премьеры HISTORY!
Москва, XX мая 2015 г.: Телеканал HISTORY приглашает зрителей в захватывающее путешествие: вас ждут гонки по бездорожью Аляски, реконструкция одного из легендарнейших сражений первой половины XIX века от Шона Бина и беспрецедентный эксперимент по выживанию в дикой природе. Кроме того, уже этим летом в эфире одного из самых популярных кабельных телеканалов планеты новые сделки в ломбарде «Золото и серебро», аукционы Техаса, поиски «отверженных» автомобилей и многое другое.
Июнь
Последняя битва Наполеона предстанет перед телезрителями во всем великолепии в документальном фильме «Шон Бин при Ватерлоо» (Wavelength Films). Через 200 лет после легендарного сражения знаменитый актер отправляется под Шарлеруа, Бельгия, чтобы своими глазами увидеть место, где изменился ход истории, и шаг за шагом реконструировать события 18 июня 1815 года. В документальном фильме Шон Бин стремится показать битву так, как её видели солдаты, и поэтому опирается именно на их воспоминания. Вместе с историками, экспертами в области тактики и оружия, потомками воевавших при Ватерлоо солдат Шон Бин по крупицам воссоздает хронологию и реалии сражения, а также пробует разобраться, что же привело к фиаско одного из самых блистательных полководцев Европы. Увидеть первую часть двухсерийного фильма вы сможете 17 июня в 21:00, вторую 24 июня в 20:00 на телеканале HISTORY.
Кроме того, в июне на HISTORY стартует самый смелый и длительный эксперимент по выживанию в дикой природе в истории телевидения от Leftfield Pictures шоу «В изоляции» (премьера 24 июня в 21:00).
Июль
Фамильный ломбард Харрисонов «Золото и серебро» открывает свои двери для всех искателей приключений в 14-ый раз! Новый сезон «Звезд ломбарда» (Leftfield Pictures) возвращается на телеканал HISTORY 6 июля в 21:00.
Удар аукционного молотка 14 июля в 21:00 возвестит о начале торгов в 6-ом сезоне «Хватай не глядя: Техас» (Original Productions).
Кроме того, 20 июля в 21:00 продолжат свою охоту за древностями герои 7-го сезона шоу «Американские коллекционеры» (Cineflix Production и A&E Television Networks).
Август
Золотой рудник голландца является самым известным из «забытых рудников» Америки. Согласно преданию, именно здесь, посреди аризонской пустыни, в горах Суеверия спрятан один из величайших кладов в истории человечества. На поиски отправляется и герой «Легенды гор Суеверия» (Go Go Luckey Entertainment) Уэйн Таттл. Его ждет немало смертельных опасностей, ведь в надежде обнаружить рудник сложили головы тысячи охотников за сокровищами со всего мира. Говорят, что эти индейские земли прокляты... Удастся ли Уэйну отыскать следы предыдущих экспедиций и найти ключ к разгадке? Смотрите «Легенду гор Суеверия» с 5 августа по средам в 22:00 на телеканале HISTORY.
О HISTORY Channel
HISTORY – это ведущий телеканал, транслирующий оригинальные шоу и специальные программы, которые вовлекают телезрителя в исторические события, комбинируя информативную и развлекательную подачу с эффектом присутствия на различных платформах. Полностью оригинальная телевизионная сетка канала включает такие популярные шоу, как «Американские коллекционеры»®, «Реставрация по-американски»™, «Лесорубы»™, «Поворот-наворот»™, «Звезды ломбарда»® и «Люди болот»®. HISTORY предлагает свежий и современный взгляд на историю человечества при помощи информативных и увлекательных передач, доступных в более чем 185 странах мира на 39 языках. В России HISTORY доступен для пользователей операторов «Ростелеком», «Билайн», «НТВ-Плюс», «Мегафон», «Моё ТВ», Lifestream, «Наука-Связь», «Е-Лайт Телеком», «Интерсвязь», «Комтехцентр» и «Еканет». Для получения дополнительной информации посетите https://www.facebook.com/HistoryRussia и https://vk.com/the_history_russia.
O A+E Networks
A+E Networks – одна из ведущих мировых медиа-компаний и вторая по величине сеть кабельного телевидения в США. Телеканалы сети A+E Networks смотрят свыше 330 млн семей более чем в 200 регионах мира. A+E Networks – это совместное предприятие Disney-ABC Television Group и Hearst Corporation.
A+E Networks состоит из следующих сетей и подразделений: A&E®, Lifetime®, HISTORY®, LMN®, bio.®, H2™, HISTORY en Español™, LRW®, Crime + Investigation™, Military HISTORY®, A&E IndieFilms®, A+E Networks International®, A+E Networks Digital®, and A+E Networks Consumer Products®.
За дополнительной информацией обращайтесь
Pro-Vision Communications
Амалия Муртазалиева
amalia.murtazalieva@pvc.ru
+7 (495) 221-69-12
Российская музыкальная сеть для профессионалов Film Music PRO, созданная в содружестве с американской сетью Film Music Network, объявляет о запуске онлайн-платформы по поиску и подбору музыки для кино- и телевидения. Сервис разработан на базе международной онлайн-платформы SubmitDIRECT и адаптирован для российских пользователей.
Музыкальная сеть для профессионалов Film Music PRO предназначена для взаимодействия композиторов и музыкантов с продюсерами и режиссерами со всего мира. Специализированная онлайн-платформа обеспечивает доставку музыкальных демо-материалов непосредственно заказчикам (кино- и телевизионным компаниям, продюсерам и режиссерам). Платформа имеет удобный графический и русифицированный пользовательский интерфейс, позволяющий легко прослушивать, отбирать и хранить присланные музыкальные материалы.
Валерия Коротина, директор по международному развитию музыкальной сети для профессионалов Film Music PRO, рассказала, что проект призван упростить поиск и подбор музыки для кино- и телевизионных проектов.
«Онлайн-платформа SubmitDIRECT позволяет отправлять и прослушивать музыку, при этом процесс отбора музыки значительно ускоряется. С помощью нее заказчики музыкальных материалов могут получать большие аудиофайлы безо всяких проблем, связанных с перегрузкой электронных почтовых ящиков, так как сервис имеет собственную площадку для прослушивания присланных по объявлениям mp3-файлов», — подчеркнула Валерия Коротина.
Марк Нортам, основатель и руководитель международной сети Film Music Network: «Мы рады, что российские музыканты могут стать частью глобального музыкального сообщества профессионалов. Запуск проекта в России открывает большие перспективы для российских композиторов на международном рынке. Мы уверены в том, что российские пользователи смогут в полной мере не только оценить удобство и эффективность работы с ресурсом, но и получить реальные предложения от кино- и телевизионных компаний со всего мира».
Новый сервис предоставляет уникальную возможность российским композиторам, музыкантам и исполнителям принять участие не только в российских, но и в различных международных кино- и телевизионных проектах. Объявления о поиске музыки, которые специально отбираются для членов музыкальной сети Film Music PRO со всего мира, проходят модерацию не только российским офисом, но и сотрудниками международной сети Film Music Network.
Одной из главных задач работы музыкальной сети для профессионалов Film Music PRO является развитие и поддержание отношений с продюсерами, режиссерами, музыкальными супервайзерами, продакшн компаниями, агентами, управляющими музыкальных компаний и другими людьми, занимающими ключевые должности в индустрии.
«Музыкальная сеть для профессионалов Film Music PRO создает единое информационное пространство для композиторов и музыкантов, которые хотят найти работу в индустрии музыки для кино и телевидения. У наших сотрудников есть единственная цель: находить кино- и телевизионные проекты высокого уровня и создавать возможности для членов нашей сети отправлять свою музыку на тендеры. Мы публикуем объявления о поиске музыки на своем сайте, где стараемся указывать максимальное количество информации о проекте, насколько нам это позволяют работодатели», — пояснила Валерия Коротина.
Платформа уже более трех месяцев работает в тестовом режиме, и уже сейчас есть первые отклики от зарубежных кино- и телевизионных компаний, которые отмечают высокий профессиональный уровень российских музыкантов.
Для членов музыкальной сети Film Music PRO предусмотрены дополнительные привилегии. Одной из самых востребованных, кроме поиска работы, является первая бесплатная ознакомительная консультация у юриста, специализирующегося на авторском праве. Официальным партнером музыкальной сети для профессионалов Film Music PRO в России стала юридическая компания SHATTERS.
Карина Авдали, руководитель юридической компании SHATTERS: «Наша компания обеспечивает полное юридическое сопровождение как творческой деятельности артистов, музыкальных коллективов, композиторов, так и реализации полного цикла кино- и телевизионных проектов. Мы хорошо знакомы с проблемами, с которыми сталкиваются композиторы при заключении контрактов с продюсерами. Поэтому главная задача юристов SHATTERS — помочь членам музыкальной сети Film Music PRO работать на наиболее выгодных для себя условиях и грамотно распоряжаться своей музыкой по всему миру».
---
Информационный партнер музыкальной сети для профессионалов Film Music PRO:
Специализированный ресурс о музыке кино и телевидения «КиноМузыка online»
www.filmmusiconline.ru
Пресс-служба музыкальной сети для профессионалов Film Music PRO
https://www.facebook.com/FilmMusicPRO
http://vk.com/filmmusic_pro
Контакты:
Пресс-секретарь
Ольга Рачкина
Моб.: + 7 911 914. 99. 19
E-mail: olga.rachkina@yahoo.com
ТЕЛЕреволюция. Стратегия развития телевещания до 2025 года определит, что и на каком экране будем смотреть «сидя на диване, щёлкая каналы».
Министерство связи и массовых коммуникаций РФ разрабатывает документ, который определит будущее российского телевидения.
Стратегия развития телевещания на период до 2025 года касается таких ключевых вопросов, как тотальный переход на «цифру» и отмена аналогового вещания, некачественный контент и нишевые каналы, проблемы выживания региональных телекомпаний и увеличение доли платных сервисов. Об этом заявил замглавы Минкомсвязи РФ Алексей Волин, перечислив основные пункты будущей стратегии, которая в скором времени будет вынесена на обсуждение.
Мы предложили специалистам в сфере телепроизводства обсудить некоторые тезисы.
«Телевидение становится многоэкранным и многоформатным. Если до сегодняшнего дня задачей государства было создать инфраструктуру цифрового эфирного вещания, то теперь эта задача уже почти выполнена. Новая цель — обеспечить каждому жителю возможность приёма тех каналов, того качества, на те устройства, какие он пожелает».
Игорь Глухих, директор филиала РТРС «Свердловский ОРТПЦ»:
— Я ознакомился с основными пунктами будущей стратегии и хочу сказать, что полностью согласен с ними. Именно так российское и в том числе наше региональное телевидение, на мой взгляд, будет развиваться в ближайшие годы. Сейчас мы завершаем создание федеральной сети цифрового телевидения, наша главная задача — обеспечить каждому жителю области бесплатный доступ к основным телеканалам. Сейчас же многие платят абонентскую плату за спутниковое и кабельное ТВ. Мы хотим, чтобы у людей был выбор: 100 каналов за деньги или 20 бесплатно. Кстати, наряду с общедоступными федеральными мы подключаем мультиплекс развлекательных каналов, куда входят ТНТ, РенТВ, СТС и др. Мы смонтировали 19 передатчиков в Свердловской области, пока вещают только три — в Екатеринбурге, Серове и Асбесте. Остальные мы будем подключать в течение ближайших трёх лет.
«Государство не должно отключать аналоговое вещание. Оно должно и может существовать до тех пор, пока на него будет спрос».
Игорь Глухих:
— Это очень важное решение с точки зрения развития регионального телевидения. Раньше концепция была такова: после масштабного введения «цифры», аналоговое ТВ будут выключать принудительно. Но, прислушавшись к мнению професионального сообщества, государство решило изменить эту концепцию. Взять, к примеру, Областное телевидение с аналоговым вещанием по Уральскому региону. Пока будут желающие смотреть их программы именно в таком качестве и пока компания сама не примет решение, никто их не вытеснит из эфира.
«Ключевым элементом развития телевидения становится контент».
Дмитрий Астрахан, российский режиссёр театра и кино:
— Я привык смотреть телевизор традиционно, по старинке — то есть дома. Использовать различного рода приспособления вроде планшетов и смартфонов не люблю. Сидишь на диване, щелкаешь каналы — нет-нет да что-то вкусное попадётся. Думаю, большинство россиян поступают так же — лёжа на диване и нажимая все кнопки подряд выбирают свой контент из того, что предлагают телевизионщики. А вот предлагать что-то более качественное, конечно, нужно. Ну вот взять хотя бы наши телесериалы, которые пачками снимают. По степени эмоциональности, сценарного и режиссёрского мастерства, по уровню драматургии нам ещё очень далеко до, скажем, канала HBO. Посмотрите их сериалы — это здорово написано, это здорово сыграно и здорово снято. От руководителя канала зависит, чем «кормить» публику: качественным кино или пустой «жвачкой». Это уже на их совести…
«Производство качественного контента обходится дорого. Развитие рынка обеспечат пять-шесть крупных игроков, которые в состоянии тратить миллиарды рублей на контент».
«Сетевому партнёрству приходит конец. В этих условиях региональным каналам надо увеличивать объёмы собственного производства, переходить к синдикации».
Алёна Вугельман, директор телекомпании «Четвёртый канал» (С 1 апреля 2015 года канал работает с федеральным сетевым партнёром «Пятница!»):
— Это «капитан очевидность». Ничего нового в этой стратегии я не увидела. Кроме того, некоторые пункты явно противоречат друг другу. Например, заявление о том, что качественный контент — это дорого, и обеспечить его смогут только пять-шесть крупных игроков. А дальше: регионам надо увеличить собственное производство. Но как, если это дорого? Телевидение всегда — очень дорого. Даже федеральные каналы сокращают новое производство, тот же «Первый канал» показывает снятое год-два назад, о чём недавно говорил Константин Эрнст, и к концу года он останется на старом контенте. Что говорить о регионах? Мне часто звонят и говорят: мы на грани закрытия, рекламные рынки падают, что делать? Да, хорошо строить планы на 10 лет вперёд, до 2025 года. Но за это время очень многое может измениться. Сегодня наша задача — выжить в условиях непростой экономической ситуации. А государство должно не только предлагать нам стратегии развития, но и принимать конкретные меры поддержки. Например, разрешите региональным телевизионщикам бесплатно или на льготных условиях пользоваться советской синематекой или откройте свободный доступ к базам Госфильмофонда. Чтобы не пришлось покупать авторские права у коммерческих структур.
«Спрос на интерактивность. Важное значение будет иметь возможность обратной связи со зрителем».
Алексей Ванченко, ведущий программы «Утренний Экспресс»:
— Согласен. Обратная связь со зрителем всегда была, есть и будет востребованной. Прямой эфир — это всегда более живые, доверительные отношения между зрителем и передачей. С современными технологиями обратная связь становится другой. Появляется та самая интерактивность — возможность изменить программу, заказать что-то другое. Кстати, это и не от хорошей жизни происходит — качество контента на наших каналах оставляет желать лучшего. Я говорю о новых каналах, которые по-явились как грибы после дождя. Мы катимся куда-то вниз…
«Объёмы контента будут нарастать, причём и полупрофессионального. Это приведёт к появлению нишевых каналов, что усилит конкуренцию на рынке».
Ольга Чебыкина, главный редактор телеканала «Малина»:
— Нишевых каналов, рассчитанных на узкую аудиторию, сегодня огромное множество, и будет ещё больше. Люди получают новости из лент в социальных сетях, приходят домой и хотят видеть конкретную информацию – спорт, про охоту-рыбалку или посмотреть ретрофильмы... Будут ли они создавать конкуренцию крупным игрокам? Я не уверена. Телеаудитория сегодня статична, она не увеличивается и не падает. Нишевым тоже приходится бороться за зрителя, но иногда не самым качественным содержанием...
«Несмотря на увеличение количества и доли платных сервисов, для телеканалов главным источником дохода останется реклама».
Ирина ПУДОВКИНА, директор телекомпании «Телекон» (Нижний Тагил):
— Региональные телеканалы испытывают дополнительные сложности: все крупные рекламодатели заходят на этот рынок через федеральные агентства. Местным достаются лишь остатки федеральных денег, а также небольшие суммы, которые можно заработать за счёт местных рекламодателей. Но сейчас, в условиях кризиса, местные компании в три-четыре раза урезали рекламные бюджеты. Безусловно, сильные федеральные партнёры нас спасают. У них хороший контент, понятная целевая аудитория. А это много значит: сейчас все рекламодатели стараются работать, чётко попадая в цель.
«Проблема кадров. Те специалисты, в которых по-настоящему нуждается отрасль, без её участия не появятся. Институт даст базу, специалиста сделают сами каналы».
Борис Лозовский, директор департамента «Факультет журналистики» УрФУ:
— Отрасль всегда предъявляет претензии к журналистам-выпускникам, а поучаствовать в их подготовке не хочет… Я на 100 процентов согласен с заявлением Алексея Волина. Это совместная работа, и сегодня мы в ней особенно нуждаемся: время учёбы сократилось до четырёх лет, у будущих журналистов теперь меньше практики. Те, кто может и хочет работать, приходят в профессию уже на втором курсе. Те, кто четыре года болтается, оказывается «за бортом». Сегодня треть выпускников идут работать по специальности, треть — в смежные профессии, остальные, увы, — кто где…
Алексей Волин назвал 16 пунктов стратегии телевизионного развития в РФ
Министерство связи и массовых коммуникаций Российской Федерации завершает работу над стратегией развития телевещания в стране на период до 2025 года. Об этом на проходящей в Крыму второй общероссийской отраслевой «Конференции кабельной и медиаиндустрии» сообщил замглавы Минкомсвязи России Алексей Волин. Главная задача документа — показать отрасли четкие ориентиры и магистральные пути развития, а также наметить перечень проблем, которые необходимо решить.
По словам Алексея Волина, документ вскоре будет вынесен на обсуждение с экспертами и участниками рынка. Приводим тезисы выступления замглавы Минкомсвязи России, в которых он рассказывает о 16 пунктах стратегии телевизионного развития в РФ.
1. Ключевым элементом развития телевидения становится контент. Выиграет и утвердится на телерынке только тот, кто сможет произвести и показать зрителю интересные и качественные фильмы и передачи, тот, чью продукцию зритель захочет получить.
2. Так как производство качественного контента обходится дорого, осуществить его сможет только ограниченное количество каналов. Поэтому развитие рынка обеспечат пять-шесть крупных игроков, которые в состоянии тратить миллиарды рублей на контент. Они — локомотивы индустрии, они задают стандарты. По сути дела, что хорошо для них, то хорошо и для телевидения. Национального телевидения в России не будет, если не станет крупных игроков.
3. Объемы произведенного контента будут и дальше нарастать, причем, как профессионального так и полупрофессионального, включая пользовательский контент. Это приведет к появлению большого количества нишевых каналов, что в свою очередь усилит конкуренцию на рынке.
4. В стране не будет одного главного способа приема телевизионного сигнала. Зритель будет пользоваться эфирным приемом, доставкой сигнала по кабельным и спутниковым сетям, мобильными платформами и IPТV. Нет и не будет одного главного экрана, на котором смотрят телепередачу. Уже сегодня он и в телеприемнике, и в планшете, и в смартфоне.
Телевидение становится многоэкранным и многоформатным. От этого меняются и задачи государственной политики. Если до сегодняшнего дня задачей государства было создание инфраструктуры цифрового эфирного вещания, которая в состоянии в каждый дом доставить 20 каналов стандартного телевизионного качества, то теперь эта задача уже почти выполнена.
Программа цифрового ТВ завершается. Новая цель звучит иначе: обеспечить каждому жителю возможность приема тех телевизионных каналов, того качества, на те устройства, тем способом, каким он пожелает.
5. Мы уже сегодня вошли в стадию, когда в телевизионной технике не спрос определяет предложение, а наоборот. Вначале придумываются технические новшества, затем их предлагают потребителю. И уже потребитель с разработчиками начинают думать, что с ними делать и как их можно использовать. Зачастую новые технические решения становятся маркетинговыми инструментами и используются для замены телевизоров, антенн или декодеров.
6. У зрителя будет возрастать спрос на многоэкранность и интерактивность. Поэтому важное значение будет иметь возможность обратной связи со зрителем.
7. Телевизионные каналы в новых условиях меняют свое функциональное предназначение. Они из обычных трансляторов превращаются в фабрики контента. При этом они обрастают библиотеками, собственным производством, а зачастую выходят и на рынки кабельных, спутниковых и других услуг. Равно как и крупные операторы начинают формировать свои библиотеки. Таким образом, формируются крупные многопрофильные корпорации.
8. Телевизионные измерения сегодня отстают от основных тенденций развития индустрии. Поэтому в медиаметрии в ближайшее время необходимо учесть весь набор происходящих изменений. С учетом многоэкранности, видимо, измерять уже надо будет не домохозяйство, а каждого зрителя. Внутри одного домохозяйства уже сформировался разный телевизионный просмотр.
9. Мы понимаем, что сетевому партнерству приходит конец. В этих условиях региональным каналам надо увеличивать объемы собственного производства, расширять закупки в библиотеках, переходить к синдикации.
Отдельно перед государством встает вопрос, что делать с частотами. Сегодня лицензией на частоту обладает именно партнерство в лице федерального и местного канала. Как быть, если федеральный партнер «потребует развода и уйдет из семьи»? Сегодня по закону имущество в виде эфирной частоты уходит к государству и выставляется на конкурс. На наш взгляд, здесь может возникнуть противоречие между законом и справедливостью.
10. Мы считаем, что государство не должно отключать аналоговое вещание. В рамках многоукладности и многоформатности, аналоговое вещание должно и может существовать до тех пор, пока на него будет спрос. То есть пока будут желающие оплачивать эту услугу. Оно отомрет естественным путем.
Первым шагом на пути к его исчезновению станет прекращение финансирования со стороны государства распространения аналогового сигнала обязательных общероссийских общедоступных каналов в городах с населением менее 100 тыс. человек после 2018 года. В этих условиях население переключится на мультиплексы, и разница между цифровой и нецифровой картинкой станет очевидной. С увеличением возможных способов доставки сигнала зрителю аналоговое вещание, скорее всего, исчезнет через два года.
11. Государство создает серьезную инфраструктуру, которая открывает широкие возможности для неэфирного кабельного вещания. Речь идет о прокладке волоконно-оптических сетей связи и предоставлении широкополосного доступа в Интернет в населенные пункты численностью свыше 250 человек. Эта программа сильно изменит ландшафт медиапотребления.
12. Проблема всех индустрий сегодня — это проблема кадров. Те специалисты, в которых по-настоящему нуждается отрасль, без ее участия не появятся. Институт даст базу, специалиста сделают сами каналы. И чем дальше, тем больше подготовка кадров будет становиться делом производств. Потому что кроме самих телевизионщиков никто не сможет подготовить тех специалистов, которые им нужны.
13. Тема ближайших лет — это импортозамещение. Доля оборудования может быть средней, программного обеспечения — высокой, оптических каналов связи — низкой. Несмотря на это, в стране начнется производство целого ряда узлов и оборудования. И особенно велик будет спрос на отечественный контент. Этому способствует и закон, разрешающий неэфирным каналам продавать рекламу при условии, что не менее 75% их продукции — отечественного производства.
14. Сегодня особую актуальность приобретает устойчивость системы передачи сигнала, потому что потребителю важна гарантированная и качественная услуга. Все это требует денег и увеличения поступлений на каналы.
15. Будет происходить увеличение доли платных сервисов. Все участники рынка, которые оказывают качественные услуги, будут вынуждены сокращать количество бесплатных сервисов и услуг. Будет реализовываться принцип «хорошо бесплатно не бывает».
16. Несмотря на увеличение количества и доли платных сервисов, для телеканалов главным источником дохода останется реклама. Но при этом внутри самой рекламы тоже будут происходить изменения. Рекламодатель видит, как работает таргетированная реклама в Интернете и при помощи уже появившихся технологий желает распространить таргетирование на рекламу в телевидении.
Фото: Алексей Кунилов
Новые данные исследования цикла «Социальные сети в России сегодня: цифры, тренды, прогнозы», за первое полугодие 2015 г. Шестая регулярная публикация содержит актуальные данные о проникновении социальных медиа по регионам России, демографический анализ аудитории, а также динамику публикационной активности в социальных сетях.
Количество публичных сообщений и авторов
Одним из ключевых показателей «жизненной активности» социальной сети является число «говорящих» пользователей, открыто выражающих свою позицию публичными сообщениями в социальных медиа. Таких активных авторов в апреле 2015 года в России было около 35 млн. человек, которые сгенерировали почти 620 млн. сообщений за месяц. Активные авторы, создающие публичный контент, делают социальные сети актуальным индикатором общественных настроений, позволяя уловить «живые» общественные проблемы самом начале формирования значимых трендов.
По количеству «пишущих» российских авторов лидирует ВКонтакте, почти на порядок обгоняя конкурентов – 21,6 млн. уникальных авторов. У следующего на втором месте Instagram – всего 2,4 млн. авторов (снижение по отношению к данным прошлого полугодия составило 11%, предновогодняя активность осталась непреодолимой пиковой высотой). Третье место – Twitter – показал значительное падение (-24% к ноябрю 2014 г.), говорящих авторов в апреле 2015 г. зафиксировано всего 1,6 млн. чел.
Более подробные данные в статье и презентации (см. ниже)
Brand Analytics
Вступающий в силу с 2016 года запрет иностранцам владеть свыше 20% в российских СМИ этой осенью может быть частично пересмотрен. Послабление не исключено для развлекательных изданий
Дискуссия продолжается
В осеннюю сессию Госдума может пересмотреть принятые в прошлом году поправки в закон «О СМИ», сообщили РБК сразу три федеральных чиновника. Речь идет о запрете иностранцам с 2016 года владеть напрямую или косвенно 20% и более в учредителе любого российского СМИ.
Ограничение затрагивает прежде всего телевизионный холдинг «СТС Медиа» (38,5% принадлежит шведской Modern Times Group, а еще около 36% торгуется на NASDAQ), эфирный телеканал Disney (49% у американской Walt Disney Co.), распространяющиеся через кабельные сети русскоязычные версии зарубежных телеканалов (Discovery Channel, TV 1000, Sony Entertainment Television и др.), а также большинство издательских домов (Sanoma Independent Media, Hearst Shkulev Media, Burda, Axel Springer Russia и т.д.).
В дискуссии по возможному смягчению закона «О СМИ» участвуют чиновники Кремля и профильного министерства, депутаты Госдумы, представители медиакомпаний с иностранным участием, уверяют собеседники РБК. По их словам, обсуждались различные варианты: отсрочка вступления закона, пересмотр разрешенной доли владения (например, 51% у российского партнера и 49% у иностранного) или вообще отмена этого закона, но тогда вопрос о допуске иностранцев на российский медиарынок должен решаться исключительно на правительственной комиссии по контролю за осуществлением иностранных инвестиций. Параллельно сейчас Минкомсвязь и Роскомнадзор обсуждают разработку подзаконных актов.
Окончательного решения еще нет, оговариваются собеседники РБК. У отмены или частичного смягчения есть как свои влиятельные сторонники, так и не менее влиятельные противники. Компромиссным вариантом, по мнению одного из чиновников, может стать вывод из-под действия закона развлекательных и глянцевых изданий. Для общественно-политических печатных СМИ ограничение останется неизменным. Про телеканалы собеседник РБК ничего не говорит.
Заместитель министра связи и массовых коммуникаций Алексей Волин заявил, что ему ничего о таких переговорах неизвестно. Роскомнадзор, по словам его пресс-секретаря Вадима Ампелонского, участвовал в обсуждении подзаконных актов, но это чисто технические документы, подтверждающие, что учредитель СМИ соответствует изложенным в поправках в закон «О СМИ» требованиям.
Возможность корректировки закона, в частности отмена ограничения для тех или иных СМИ в зависимости от их профиля или носителя, обсуждается с момента его принятия, заявил председатель комитета Госдумы по информационной политике Леонид Левин. По его словам, одним из основных предложений отрасли было вывести из-под действия закона развлекательных изданий, добавил депутат. Никаких решений не принято, законопроектов на эту тему нет, дискуссия продолжается, оговаривается Левин.
RFHLKJ:LKJ:LKJ
«Пока это лишь разговоры»
Руководители издательских домов с иностранным участием уже обращались к президенту Владимиру Путину с предложением отложить на год этот ограничение. В 2017 году поправки в закон «О СМИ» распространятся и на российских собственников медиакомпаний, контролирующих их через офшоры. Под тем письмом подписались, в частности, топ-менеджеры Axel Springer Russia (журналы Forbes, OK! , Geo), Burda («Лиза», «Отдохни!», Playboy) Sanoma Independent Media (Cosmopolitan, Harper's Bazaar, «Домашний очаг», Men's Health), Bonnier («Деловой Петербург», «Фонтанка.Ру»), De Agostini (коллекционные издания «Танк Т-72», «Энергия камней», «Автолегенды СССР»), Egmont (Angry Birds, «Веселые гонки», «Винни и его друзья»).
Ответа на свое обращение издатели пока так и не получили, уточнила РБК гендиректор Axel Springer Russia Регина фон Флеминг. Про желание чиновников пересмотреть запрет ей ничего не известно.
В пресс-службах Conde Nast (Vogue, GQ, Tatler, Glamour) и Burda отказались от комментариев. Представитель Sanoma Independent Media не ответил на запрос РБК.
Про возможное поблажки для глянцевых и развлекательных изданий слышал один из партнеров издательских домов. «Пока это лишь разговоры», — категоричен руководитель одной из медиакомпаний. К осени иностранные владельцы российских СМИ планируют уже завершить реструктуризацию своего бизнеса в соответствии с принятыми поправками, так что послабление, даже если оно и случится, может оказаться запоздалым, отмечают топ-менеджеры двух издательских домов.
Действия властей пока свидетельствуют о том, что оно не готово идти навстречу зарубежным владельцам российских СМИ. В минувшем марте правительственная комиссия по контролю за осуществлением иностранных инвестиций впервые заблокировала сделку на медиарынке. Американской AMC, в России управляющей, в частности, распространяющимися через кабельные сети телеканалами CBS Drama и JimJam, было запрещено провести техническую сделку. В российском ООО «Зоун Восток», учредителе российских телеканалов, структуры AMC хотели увеличить свою долю с 50 до 100%, переоформив на себя дополнительные 50%, которые сейчас числятся за Liberty Global (на глобальном уровне консолидация уже произошла).
В том же марте та же правительственная комиссия отложила решение по другой сделке: у ИД Sanoma Independent Media ее ключевой актив — «Фэнш Пресс» (Cosmopolitan, «Домашний очаг», Harper's Baazar, Esquire) — хочет купить группа Hearst Shkulev Media (50% в ней, как и в «Фэшн Пресс», принадлежит американской Hearst Corp., другие 50% — у Виктора Шкулева). Накануне заседания правительственной комиссии свое отрицательное заключение на сделку выдала Минкомсвязь. Эта сделка, по мнению чиновников, в преддверии вступающего в 2016 году запрета может дезориентировать рынок.
Для рынка хотя бы частичный пересмотр ограничения стал бы хорошей новостью, вопрос в том, хватит ли у депутатов политической воли и ресурсов, чтобы воплотить такую инициативу в жизнь, заявил РБК президент Hearst Shkulev Media Виктор Шкулев.
Сейчас в законе «О СМИ» не прописано, какие СМИ являются развлекательными, а какие — общественно-политическими, обращает внимание партнер московского бюро Коллегии юристов СМИ Федор Кравченко. Соответственно, если какие-то типы изданий надо вывести из-под запрета, необходимо дать им четкое определение. Впрочем, законодательная практика последних лет такова, что на такие терминологические «мелочи» депутаты могут просто не обратить внимание, сетует Кравченко. Он напоминает, что, согласно принятому 2010 году закону «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», обязательная возрастная маркировка продукции не распространяется «на периодические печатные издания, специализирующиеся на распространении информации общественно-политического характера». Какие именно издания подпадают под это расплывчатое определение, уже пришлось давать свое разъяснение Роскомнадзору.
Прецеденты, когда принятые в спешном порядке законы потом приходилось пересматривать, уже есть. Прошлым летом Госдума запретила с января этого года рекламу на платных каналах, распространяющихся через кабель и спутник. Уже в декабре такое ограничение было признано ошибочным, и в январе депутаты смягчили запрет: из-под него вывели каналы, на которых доля отечественного контента составляет не менее 75%.
Полина Русяева, Максим Гликин, Светлана Бочарова
Фото: Екатерина Кузьмина/РБК
- Теги
- Комментарии
Дни рождения
- Сегодня
- Завтра
- На неделю
деятель российского телевидения и радио,в 90-е годы получил широкую известность как организатор телерадиовещания, заслуженный работник культуры Российской Федерации
российский журналист, теле- и радиоведущий, преподаватель в МГУКИ и ГИТРе
гендиректор ОАО «Роскино», киновед, телеведущая
завкафедрой средств массовых коммуникаций факультета филологии и журналистики РГУ, международный тренер по тележурналистике
тележурналист, шоумен, продюсер, актёр, преподаватель курсов журналистики в РГГУ, ведущий телепрограмм
директор ГТРК «Ока» (г.Рязань)
деятель российского телевидения и радио,в 90-е годы получил широкую известность как организатор телерадиовещания, заслуженный работник культуры Российской Федерации
российский журналист, теле- и радиоведущий, преподаватель в МГУКИ и ГИТРе
гендиректор ОАО «Роскино», киновед, телеведущая
завкафедрой средств массовых коммуникаций факультета филологии и журналистики РГУ, международный тренер по тележурналистике
тележурналист, шоумен, продюсер, актёр, преподаватель курсов журналистики в РГГУ, ведущий телепрограмм
директор ГТРК «Ока» (г.Рязань)
член Академии Российского телевидения, советник Генерального директора (Телеканал "Санкт-Петербург"), заместитель генерального директора НАТ, старший преподаватель (Департамент медиа НИУ ВШЭ)
журналист и ведущая, член Академии российского телевидения
российский журналист и телепродюсер, генеральный директор Фонда «Академия российского телевидения», член Союза журналистов России
российский журналист и телеведущий, колумнист
продюсер, актер
журналистка, директор по связям с общественностью, член попечительского совета благотворительной организации «Подари жизнь»
мастер спорта СССР по автогонкам, журналист
советская и российская журналистка, теле- и радиоведущая, режиссёр, преподаватель
журналист
тележурналист
российский журналист, репортёр, автор и ведущий документальных фильмов, художник
заместитель генерального директора ФГУП ТТЦ «Останкино»