5 секретов хорошего заголовка

Автор   Опубликовано 14-01-2016 в Журналистика   Всего комментариев: 0

Редактор написал хороший, полезный материал на актуальную тему — а читателей у него меньше, чем ожидалось.

Почему так? Две вероятные причины: автор переоценил интересность темы или же подкачал заголовок. Возникает вопрос: как составить заголовок, который привлекает внимание и побуждает кликнуть на ссылку?

От WSBB: Ольга Выходченко, главный редактор проекта Дети Mail.Ru, рассказывает о том, как правильно составлять заголовки материалов, если вы пишете на социальные или светские темы. Этот опыт пригодится редакциям, пишущим об образе жизни во всех его проявлениях.

Используйте конкретные цифры

Всегда лучше использовать в заголовке конкретные цифры вместо абстрактных «много», «мало», «быстро», «старше», «больше», меньше».

Плохой пример: «Педиатры рассказали, как быстро уложить ребенка спать». Что значит — быстро, это за три минуты или за полчаса? Читатель не хочет об этом размышлять. Он хочет знать,когда именно или как быстро он сможет унять плач, и в доме воцарится тишина.
Поэтому мы напишем: «Педиатры рассказали, как уложить ребенка спать за 60 секунд». Здесь, кроме конкретного времени, появляется еще и интрига — что же он такое волшебное делает с ребенком, что тот минуту назад рыдал, а теперь спит? Смогу ли я так?

Еще один пример неработающего заголовка: «У поздних мам рождаются более здоровые дети». Поздние мамы — это какие? По давним советским меркам — старше 28 лет, или, по современным европейским, после 35? Если мне 30, касается ли меня этот материал? У читателя возникают сомнения, он может не кликнуть на заголовок. Поэтому предложим такой: «У мам после 35 рождаются более здоровые дети».

Указав конкретную цифру, мы заинтересуем статьей две категории читательниц. Те, кто родил до 35, обязательно прочтут материал, чтобы написать комментарий, что их дети ничем не хуже. Те, кто старше, тем более прочтут новость: в ней написано хорошее об их детях. При этом мы избежали неприятного ярлыка «Поздняя мама».

ChorZag1

Используйте catch-words

Это слова, которые усиливают заголовок и побуждают кликнуть по ссылке: опасный, неожиданный, ошибочный, миф, несправедливо, странный, вредный, трогательный, уникальный, эксклюзивный, первый в мире, загадочный, признался, раскрыл секрет и подобные.

В редакции мы называем catch-words «словечками». Они буквально притягивают пользователя, обещают: прочитаешь статью и удивишься, узнаешь новое, развлечешься или получишь другие эмоции.

Сразу хочу провести черту между «словечками», употребление которых приемлемо и оправдано, и словами, которые делают заголовок «желтым». Сравните:

  • «5 неожиданных способов, которые помогут похудеть после родов»
  • «Ты не поверишь глазам, когда похудеешь. 5 неожиданных способов. Шок! Скандал!»

В материалах о политике и экономике даже безобидные на первый взгляд слова могут «желтить». Поэтому советую использовать catch-words только если вы пишете на светские темы.

Как «словечки» могут сделать скучный заголовок более привлекательным?

«5 продуктов, которые могут навредить детям». Звучит скучно. В голову сразу приходят чипсы, газировка и конфеты с пальмовым маслом. Ничего нового материал не сулит.
Напишем чуть по-другому: «5 продуктов, которые ошибочно считают полезными для детей». Сatch-word — «ошибочно». Оно сулит читателю новую информацию, благодаря статье он сможет избежать ошибок. А это вызывает куда больший интерес, что сразу же отражается на CTR заголовка.

И все же пользуйтесь «словечками» осторожно. В погоне за трафиком можно далеко уйти от содержания текста. Но если многообещающий заголовок не соответствует статье, читатель почувствует себя обманутым и просто закроет страницу. Если это будет повторяться из раза в раз, вы потеряете читателя навсегда.

Недавно у нас был материал «10 фактов о кофе, которые вас удивят». Но автор подобрал не самые удивительные факты — например, что кофе бодрит. В результате мы получили негативные комментарии в духе «ничего особенного, общеизвестные факты». И хотя CTR у этого заголовка был высокий, мы заменили его на более спокойный, зато правдивый: «10 фактов о кофе».

ChorZag2

Используйте кириллицу и слово«российский»

В последнее время все русское стало популярнее. Во-первых, на названия и имена, написанные кириллицей, кликают лучше. Во-вторых, материалы обо всем российском стали лучше читать. Поэтому, если в заголовке используется слово «российская» — школьница, воспитательница, мама и так далее, материал вызовет интерес и будет живо обсуждаться. Если история приключилась в другой стране, то вы не соберете трафик и получите несколько комментариев в духе: «Снова про иностранцев, надоело!».

Эта тенденция хорошо заметна по селебритиз. Звезда сериала «Универ» привлекает сейчас вдвое больше внимания, чем жена Алека Болдуина или Мила Йовович.

Еще один нюанс: мы заметили, что если «американец» или «англичанин» упоминаются в негативном контексте, такой заголовок сработает лучше. Если хорошее событие произошло в России — подчеркните это. Если за границей — не упоминайте географию.

Например, «Российская шестиклассница спасла от пожара 4 малышей» vs «Многодетных мам со скандалом выгнали из магазина». Во втором случае дело было в США, поэтому в заголовке об этом не пишем.
ChorZag3

Обращайтесь к чувству справедливости

Тенденция последних месяцев: социальные темы становятся все популярнее. Еще год назад новости о детях-инвалидах мало кого трогали, читатели охотнее смотрели фотоподборки детей и котиков. Теперь, как показывают цифры, все наоборот. Злободневные статьи собирают больше комментариев и share, обгоняя даже звездные новости.

Вот материалы, которые собрали свыше 1000 комментариев:
«Ребенку запретили брать игрушки в детском саду»
«Девочку с ДЦП не пустили на утренник»
«Родители потребовали убрать девочку с синдромом Дауна из школьного альбома»
«Семью с ВИЧ-инфицированными детьми выгнали из города»

Соответственно, заголовки, которые апеллируют к чувству социальной справедливости, кликаются лучше.

ChorZag4

Правильно пишите о звездах

В написании заголовков о знаменитостях также есть несколько секретов.

Во-первых, используйте имена популярных звезд даже там, где вы не собирались их использовать.

Было: «Вышел первый трейлер «Лазурного берега»
Стало: «Вышел первый трейлер «Лазурного берега» с Джоли и Питтом»

Во-вторых, плохо узнаваемых персон лучше указывать в контексте громких проектов или более узнаваемых родственников.

Было: «Анна Шульгина впервые снимется в кино»
Стало: «Дочь Валерии впервые снимется в кино»

Впрочем, через какое-то время, имя актера или актрисы окажется на слуху и тогда вместо заголовка «Звезда сериала “Универ” станет мамой» можно будет смело писать: «Анна Хилькевич станет мамой».

Как узнать, что этот момент настал? Например, зайдите на Wordstat и проверьте, что пользователи ищут чаще: сериала «Универ» или информацию об Анне Хилькевич.

Не забывайте классику

Кстати, о Wordstat и других классических правилах хорошего заголовка. Их никто не отменял.

Первое правило: заголовок должен быть простым и отвечать на вопросы: «Кто? Где? Что сделал?»

«Брэд Питт в первом трейлере нового фильма Джоли»
«Как нас обманывают гинекологи»
«Принц Джордж впервые пошел в детский сад».

Второе правило: заголовок должен сохранять интригу, чтобы за подробностями пользователь перешел на статью. Например, заголовок «С 1 января власти увеличат маткапитал на 20 тысяч» неудачный. Интрига раскрыта, незачем кликать и читать. Вариант получше: «Стало известно, когда и на сколько увеличат маткапитал». Интрига сохранена, читатель кликнет.

ChorZag5

Интерес пользователя зависит не только от заголовка, но и во многом от темы материала. Однако редактор — не всегда заложник того, о чем пишет. Даже очень скучную новость можно «облагородить» при помощи заголовка, равно как и «закопать» изначально выигрышную.

Автор материала: Ольга Выходченко

Текст, фото и схемы Медиум

Подробнее ...

Евгений Арсюхин: Никому ничего не надо

Автор   Опубликовано 25-12-2015 в Журналистика   Всего комментариев: 0

Евгений Арсюхин: Никому ничего не надо

Главный редактор Радио «Комсомольская Правда» - о том, почему российские ракеты падают, а «Плутон-не-наш»

Поражаюсь тому, сколько усилий тратят пропагандисты, чтобы доказать: американцы не были на Луне. В самом деле, стороннему от политики человеку и невдомек, зачем все это: статьи в газетах, передачи по центральному телевидению, даже и в новостях (хотя высадке на Луне 46 лет, какие уж тут новости), мнения экспертов… И везде одно – да никуда они не летали! А ведь все просто на самом деле. Мы уже никуда сами лететь не можем. Вот и хотим затвердить: и они все врут.

Подробнее ...

Издатель «Медузы» Илья Красильщик по просьбе vc.ru написал колонку о том, как онлайн-СМИ могут справиться с кризисом на медийном рынке.

Он рассказал об альтернативных способах привлекать трафик и новых форматах размещения рекламы, которые использует «Медуза».


 

Плохая новость: медийный рынок находится в глубокой заднице. Об этом можно судить по рынку рекламы, по количеству закрытых изданий, еще как-то. Впрочем, на каждый такой аргумент найдется контраргумент. Рекламный рынок падает? Да, но он по-прежнему гигантский. Издания закрываются пачками? Ну так они и открываются не меньшими пачками.

Подробнее ...

Фейки бесполезно опровергать

Автор   Опубликовано 24-12-2015 в Журналистика   Всего комментариев: 0

Журналистка известной американской газеты Washington Post Кейтлин Дьюи (Caitlin Dewey), в течение последних полутора лет писавшая еженедельный обзор ставших популярными в интернете фейков, разуверилась в необходимости своей работы.

По её мнению, невозможно бороться с людьми, которые распространяют лживые истории, так как они искреннее хотят верить в их правдивость.

Дьюи работала в Washington Post над еженедельной рубрикой «Что было неправдой» с мая 2014 года. По её словам, в те времена вымышленные истории в основном касались разных «дурацких» городских легенд вроде несуществующих вкусов печенья Oreo, однако разоблачить их было непросто.

Подробнее ...

Второй день конференции «Радио в глобальной медиаконкуренции» проходил одновременно в двух залах.

В то время как в одной аудитории обсуждались новые технические возможности радио, в другой, где ведущим выступил Михаил Бергер, генеральный директор группы компаний «Румедиа», говорили о разговорном формате радиостанций и новых формах прямого эфира.

Михаил Бергер и его оппоненты с «Коммерсант FM» и «Comedy Radio» разбирались: что же такое разговорное радио сегодня? Это музыкальное радио с разговорными элементами или это разговорное радио с музыкальными элементами? Или это такое радио, где нет музыки вовсе, каким, например, является «Business FM»? Это радио, которое только «общается» и «разговаривает» с аудиторией, или же возможен микс с музыкой?

Подробнее ...

Интервью – наиболее важный жанр в работе радиожурналиста. Как к нему готовиться, о чем говорить с гостем и что делать, если вы ему не нравитесь, рассказал ведущий «Коммерсантъ FM» Константин фон Эггерт на лекции «Секреты интервью», которая прошла 28 ноября в рамках фестиваля «Вместе медиа. Северо-Запад» в гостинице «Октябрьская». 

До того, как возник интернет, готовиться к интервью было непросто, однако теперь у журналиста появилось гораздо больше возможностей, считает фон Эггерт. Как правило, публичный человек дает не первое интервью и вы можете их изучить. «За вас уже сделали какую-то работу, – добавил журналист, – можете строить на этом фундаменте что-то еще». Часто журналисты пренебрегают подготовкой, что, по словам фон Эггерта, в корне неправильно. «Сегодня есть возможность узнать о госте все что угодно, – отметил журналист, – не воспользоваться этой информацией – просто грех». 

Подробнее ...

Обставляем компьютер для журналиста

Автор   Опубликовано 28-10-2015 в Журналистика   Всего комментариев: 0

Установить на новый компьютер нужное программное обеспечение – это примерно то же самое, что обставить мебелью пустую квартиру. Выбираешь то, что тебе нужно для работы и жизни, прицениваешься, оцениваешь потребительские качества, потом совмещаешь все это внутри квартиры.

Сегодня у нас есть возможность «с нуля» подобрать и установить ПО на новенький ноутбук, который был специально куплен для журналистской работы. Итак, каковы тут особенности и требования, диктуемые спецификой профессии.

Ситуация

Несколько недель назад я купил новый ноутбук – 15,6-дюймовый Dell Inspiron 15 (3551-7917). Его я изначально приобретал в качестве резервного – основным рабочим аппаратом у меня по-прежнему остается 17,3-дюймовый НР ProBook 4730s, который я пока менять ни на что не собираюсь. Тем не менее, резервный ноутбук немного меньшей диагонали нужен – и для рабочих поездок, и при работе на разного рода конференциях, и просто так, на всякий случай. Однако с самого начала было понятно: это будет не домашний ПК, а рабочая машинка журналиста. Отсюда и специфика всех последующих действий.

Подробнее ...

Социальные сети в жизни журналиста, обзор

Автор   Опубликовано 21-10-2015 в Журналистика   Всего комментариев: 0

Журналисту без социальных сетей – как без рук

К хорошему привыкаешь быстро – это правило вполне можно назвать непреложным. Социальные сети относительно недавно вошли в нашу жизнь, но уже сегодня практически невозможно представить себе полноценную работу журналиста без их использования. Особенно в наш век онлайн-СМИ, когда оперативность работы выходит на первое место.

Повсеместно протянутые соцсети

Недавно глобальный PR-сервис Cision опубликовал результаты своего недавнего исследования того, как журналисты во всем мире используют соцсети в своей работе. Исследование проводилось в этом году и охватило 3000 журналистов из 11 стран. В Рунете краткие результаты этого исследования представил ресурс Pressfeed.

Подробнее ...

Новости

Дни рождения

  • Сегодня
  • Завтра
  • На неделю
02 июля Александр Роднянский

советский, украинский и российский режиссёр, продюсер и медиа-менеджер, основатель телеканала «1+1»

02 июля Андрей Писарев

заместитель генерального директора «Первого канала», член Академии российского телевидения

02 июля Сергей Столяров

актер, продюсер

02 июля Алексей Фаюстов

член Академии Российского телевидения, директор Медиацентра Уральского федерального университета имени первого Президента России Б.Н. Ельцина, ведущий информационной программы «Новости-41» ЗАО «Телерадиокомпания «Студия-41», г. Екатеринбург

02 июля Артем Варгафтик

музыкальный критик,теле- и радиоведущий

03 июля Леонид Юргелас

российский медиаменеджер, телепродюсер, генеральный директор телеканала «MTV Россия», генеральный продюсер музыкальной премии MTV Russia Music Awards, генеральный продюсер кинопремии MTV Russia Movie Awards

02 июля Александр Роднянский

советский, украинский и российский режиссёр, продюсер и медиа-менеджер, основатель телеканала «1+1»

02 июля Андрей Писарев

заместитель генерального директора «Первого канала», член Академии российского телевидения

02 июля Сергей Столяров

актер, продюсер

02 июля Алексей Фаюстов

член Академии Российского телевидения, директор Медиацентра Уральского федерального университета имени первого Президента России Б.Н. Ельцина, ведущий информационной программы «Новости-41» ЗАО «Телерадиокомпания «Студия-41», г. Екатеринбург

02 июля Артем Варгафтик

музыкальный критик,теле- и радиоведущий

03 июля Леонид Юргелас

российский медиаменеджер, телепродюсер, генеральный директор телеканала «MTV Россия», генеральный продюсер музыкальной премии MTV Russia Music Awards, генеральный продюсер кинопремии MTV Russia Movie Awards

04 июля Алексей Пищулин

директор дирекции общественно-политических программ «Первого канала», член Академии российского телевидения

04 июля Наталия Пятерикова

шеф-редактор ЗАО "ТелеАльянс" ("ТелеФормат", "Телероман", "Докудрама"), член Академии российского телевидения

04 июля Дмитрий Назаров

советский и российский актёр театра и кино, телеведущий, народный артист   

05 июля Валентин Черновол

оператор-постановщик, член Академии российского телевидения

05 июля Антон Степаненко

российский военный журналист, телеведущий, член Академии российского телевидения

05 июля Юлия Бордовских

российская телеведущая

05 июля Тутта Ларсен

российская теле- и радиоведущая, журналистка, певица, актриса

06 июля Сергей Савушкин

телевизионный режиссер и продюсер

06 июля Андрей Торстенсен

режиссер студии музыкальных программ телеканала «Культура»

06 июля Юрий Грымов

режиссер, продюсер, художественный руководитель арт-студии «ЮГ»

07 июля Татьяна Дюжикова

главный звукорежиссер телекомпании «Техностайл Технолоджи», член Академии российского телевидения

07 июля Елена Поберезникова

шеф-редактор программы "Народ хочет знать" телекомпании «Авторское телевидение», член Академии российского телевидения

08 июля Владимир Таллер

президент компании «ТВМ Групп», издатель журнала «Медиапрофи»

08 июля Андрей Друккер

главный технолог НТВ 

08 июля Александр Гурнов

советский и российский журналист, телеведущий, переводчик, общественно-политический деятель

08 июля Елена Хартвиг

региональный директор группы станций по Сибири, ООО "Выбери радио"

09 июля Людмила Зайцева

генеральный директор телекомпании «Класс!», член Академии российского телевидения

09 июля Владимир Топильский

советский и российский телеведущий, спортивный комментатор

09 июля Борис Боярсков

Экс-глава Федеральной службы по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций

09 июля Светлана Колосова

Президент компании "Старая Площадь"

09 июля Сева Новгородцев

музыкальный комментатор BBC