Теле- и радиоведущий будет отвечать за продвижение брендов радиохолдинга
Известный шоумен, радио- и телеведущий Антон Комолов назначен на должность директора по маркетинговым коммуникациям «Европейской медиагруппы». Как сообщили Sostav.ru в пресс-службе холдинга, ключевой задачей Комолова станет продвижение брендов ЕМГ, реализация промо- и рекламных кампаний и внеэфирных проектов радиостанций.
Антон Комолов обладает богатым опытом работы на телевидении и радио. Он сотрудничал с такими радостанциями, как «Максимум», «Серебряный дождь», «Хит-ФМ», «Маяк». Долгие годы посвятил работе на «Европе Плюс», где является ведущим по настоящее время.
Хорошо знаком Комолов и телезрителям: популярность к нему пришла благодаря телеканалу MTV, позже он сотрудничал с «Первым каналом», «Россией», СТС, НТВ, ТНТ, «Пятницей». Также он отвечал за коммуникации издательских домов GameLand и Independent Media.
Сегодня стало известно, что Комолов стал директором по маркетинговым коммуникациям ЕМГ - крупнейшего в России радиохолдинга, под управлением которого находятся радиостанции «Европа Плюс», «Дорожное радио», «Ретро FM», «Радио 7 на семи холмах», «Спорт FM», «Кекс FM», «Радио Рекорд» (Москва), «Радио Для Друзей».
За последнее время это уже не первый случай, когда маркетинг медиакомпании доверяют шоумену и ведущему. Так, в декабре прошлого года звезда Comedy Club Гавриил Гордеев (Гавр) стал директором по маркетингу телеканала ТНТ.
Совладелец Русской медиагруппы – РБК: «Гендиректор попросил не звонить»
Председатель правления ИФД «Капиталъ» Ольга Плаксина рассказала РБК о полученном от Сергея Кожевникова предложении выкупить 78% Русской медиагруппы. «Госконцерт», по ее словам, готов заплатить более высокую цену
Конфликт между акционерами Русской медиагруппы (РМГ), управляющей «Русским радио», DFM, «Радио Монте-Карло», Maximum и «Хит FM», стал публичным.
ИФД «Капиталъ», структуры которого владеют 78% головного ЗАО «Русская медиагруппа» (РМГ) в интересах Леонида Федуна и Вагита Алекперова, хочет продать радиохолдинг госпредприятию «Госконцерт». Гендиректор и собственник оставшихся 22% РМГ Сергей Кожевников выступает против этой сделки, считая ее сумму заниженной.
Не допустить продажи РМГ попросили президента Владимира Путина известные артисты и продюсеры. После этого ИФД «Капиталъ» инициировал отставку ушедшего в отпуск Кожевникова. Тот, в свою очередь, направил в ИФД «Капиталъ» официальное предложение выкупить его 78% по цене, якобы предложенной «Госконцертом». Оценка всего холдинга в этом случае не превышает 3,4 млрд руб.
Предправления ИФД «Капиталъ» и председатель совета директоров РМГ Ольга Плаксина изложила РБК свою точку зрения на происходящие события.
«Попросил не писать и не звонить»
— Еще ни одна продажа радиохолдинга не сопровождалась такой кампанией в СМИ. Уместно ли говорить об информационной войне между акционерами РМГ?
— Я не понимаю самого термина «информационная война». На наш взгляд, просто есть вопросы, которые надо решить. Я лично точно не участвую ни в какой корпоративной войне, а осуществляю те корпоративные процедуры, которые и обязана осуществлять в данном конкретном случае.
— ИФД «Капиталъ» инициировал созыв совета директоров, на котором будет рассмотрен вопрос о новом гендиректоре ЗАО «Русская медиагруппа». Об этом стало известно после того, как против продажи РМГ в письме президенту Путину выступили известные артисты и продюсеры. Это простое совпадение?
— С инициативой артистов созыв совета директоров абсолютно никак не связан. Не знаю, совпадение это или нет, но Сергей Витальевич Кожевников, который как гендиректор РМГ должен согласовывать свой отпуск с советом директоров, написал совету письмо и в нем сообщил, что отбывает почти на три месяца без средств связи, попросил его не беспокоить, не писать и не звонить. А исполняющего обязанности на эти 82 дня не оставил.
При этом мы видим, что человек имеет средства связи: он активен в социальных сетях, дает комментарии и интервью в СМИ. А вверенное ему общество находится без руководителя. В этой ситуации я просто не могу не поставить вопрос о смене гендиректора.
«Слово «патриотизм» можно трактовать по-разному»
— В целом ИФД «Капиталъ» удовлетворен своими инвестициями в РМГ?
— Да, для нас это очень эффективная инвестиция. РМГ все свои годы была прибыльной организацией, выплачивала дивиденды акционерам. Как можно быть недовольными такой хорошей инвестицией?
— А чем тогда можно объяснить сообщение в конце июня: ИФД «Капиталъ» достиг принципиальной договоренности о продаже РМГ «Госконцерту»?
— По своей сути ИФД «Капиталъ» все-таки является инвестиционным фондом, поэтому каждый наш актив может быть продан. В соответствии с нашей стратегией, если нам поступает предложение по одному из наших активов, которое нас устраивает, мы его рассматриваем. РМГ — не единственный актив, который мы готовы продать.
— За те годы, что структуры ИФД «Капиталъ» являются акционерами РМГ, как много было предложений о покупке актива?
— Они были. Велись различные переговоры. С «Госконцертом» они дошли до самой, я бы сказала, продвинутой стадии.
— Еще в 2009 году всю РМГ хотела купить вещательная корпорация «ПрофМедиа», которая управляет, в частности, «Авторадио». Тогда даже были объединены рекламные службы двух холдингов, но потом этот альянс быстро развалился. А впоследствии РМГ интересовалась уже группа «Выбери радио» Ивана Таврина. Этот холдинг управляет региональными радиостанциями, которые, в том числе ретранслируют и станции РМГ.
— От Ивана Таврина я никогда официальных предложений не получала, да и неофициальных тоже. Хотя я слышала про его интерес. Но это, кажется, было очень давно. После того, как Иван объединил свои активы с Алишером Усмановым [в 2010 году], никаких переговоров не было.
— Утверждают, что покупкой РМГ совсем недавно интересовался также и Михаил Гуцериев, который и так уже приобрел немало радиостанций.
— Я об этом читала в прессе.
— А когда появился «Госконцерт»? И появился он сам по себе или вместе с Владимиром Киселевым, музыкальным продюсером и основателем фонда «Федерация»?
— Они появились если не одновременно, то параллельно. Есть «Госконцерт» во главе с Сергеем Буниным, с которым мы ведем переговоры о продаже РМГ. И не так давно к нам пришел Киселев, как мне кажется, с очень интересной идеей.
Мы знаем Киселева как творческого человека, который привез в Россию таких музыкантов, как Deep Purple, Pink Floyd. И Киселев обратился к президенту с идеей, что надо начать системную работу, скажем так, по выращиванию молодых талантов и групп мирового уровня. И для этой системной работы нужны телеканалы, радиостанции и концертные площадки. На эту тему мы с ним разговаривали и до сих пор разговариваем.
Эта идея, мне кажется, заслуживает внимания. [Соответствующее письмо с предложением растить «идеологически правильно настроенных кумиров миллионов» Владимир Киселев, руководитель рабочей группы по подготовке и проведению социально-идеологических мероприятий, и Ольга Плаксина, председатель совета директоров РМГ, направили президенту Путину еще прошлой осенью.]
— Вас не смущает, что такой холдинг должен иметь ярко выраженную патриотическую или, как говорит Киселев, гражданскую направленность?
— Само слово «патриотизм» можно трактовать по-разному. Если в России будет много артистов, музыкантов мирового уровня, что в этом плохого? Это ведь прекрасная идея и, на мой взгляд, очень патриотичная. Есть, к примеру, проект «Голос», который открыл зрителям немало новых имен. Это разве плохо?
Не обязательно может быть юридическое объединение. Чтобы появились новые имена, чтобы они стали известными, нужны и современные концертные площадки, и радиостанции, которые музыку транслируют, и телеканалы.
«Кожевников был в курсе всех переговоров с «Госконцертом»
— ФГУП «Госконцерт» подавал в Федеральную антимонопольную службу ходатайство на покупку 100% ЗАО «Русская Медиагруппа». Подразумевается, что «Госконцерт» выкупит и пакеты ИФД «Капиталъ», и Сергея Кожевникова?
— Надеемся, что переговоры закончатся именно этим.
— А каковы положения устава ЗАО «Русская Медиагруппа»? Если вам поступает от третьих лиц предложение продать свой пакет, обязаны вы об этом уведомить других акционеров и есть ли у них право преимущественного выкупа?
— Если вы сейчас спрашиваете конкретно про Сергея Кожевникова, то он был в курсе абсолютно всех переговоров с «Госконцертом» и располагал полной информацией обо всех предложениях. Более того, Сергей Витальевич устно подтверждал нам, что согласен продолжать переговоры о сделке. Поэтому это не были переговоры только с одним акционером, это были переговоры со всеми акционерами. Они, собственно, и идут дальше.
— Но из комментариев Сергея Кожевникова следует, что он считает предложенную «Госконцертом» сумму заниженной.
— Скажу вам так: мы сегодня буквально открыли конверт и получили от Сергея Кожевникова предложение о покупке акций. Сергей Витальевич официально предлагает нам продать наш пакет акций по рыночной цене. И эта цена — 33 млн руб. с копейками за акцию. [Кожевников уточнил РБК, что одна акция оценена в 33,87 млн руб.]
Всего у ЗАО 100 акций. Так что вся РМГ оценивается в 3,3 млрд руб. Раза три в письме упоминается выражение «рыночная цена». Как-то сильно это расходится с той оценкой, которую он называет в СМИ.
— Сергей Кожевников говорил ранее РБК, что, по его мнению, справедливая стоимость всей РМГ — 10-15 млрд руб.
— Но, похоже, справедливая оценка у господина Кожевникова сильно разнится в зависимости от того, покупает он или продает.
— Разве Кожевников вам сейчас предлагает сделку не по той же цене, что предлагает и «Госконцерт»?
— С «Госконцертом» мы пока еще не закончили переговоры по цене. Текущая цена, которую мы сейчас обсуждаем, выше чем та, которую предложил Кожевников.
«Знакомство с какими-то певцами происходило благодаря РМГ»
— А сможет ли «Госконцерт» привлечь средства, чтобы расплатиться по сделке? Финансовые показатели «Госконцерта» за 2014 год не известны, но за 2013 год они — при выручке 70 тыс. руб. чистый убыток 2,2 млн руб. — не внушают оптимизма.
— Если «Госконцерт» не найдет источников финансирования, тогда не будет и сделки. А вопросы, откуда он привлечет средства, — к «Госконцерту».
— По крайней мере, теперь известна цена, которую вам предлагает Сергей Кожевников. Хочется понять, как она соотносится с финансовыми показателями РМГ за прошлый год. Вы можете их озвучить?
— Не могу. Все-таки РМГ не публичная компания, и мы не раскрываем ее показатели. Но все радиостанции приносят прибыль
— Неужели все?
— Все. «Русское радио» приносит более половины всей прибыли группы, но все остальные станции также прибыльны.
— Телеканал Ru.tv сейчас дотационный проект или самоокупаемый?
— Телеканал совсем недавно вышел на самоокупаемость.
— Невольно возникает вопрос. Если у РМГ все так хорошо, зачем же ее продавать?
— У нас в группе много компаний генерируют прибыль, но мы все равно рассматриваем возможность их продажи. Как фонд мы готовы продать любой актив. Конечно, в зависимости от предложенной нам цены.
— В минувшем июне вы рассказывали журналу Forbes Woman, как РМГ помогала ИФД «Капиталъ»: за рубежом на различных презентациях, вечерниках выступали Валерия, Пелагея, другие артисты. Если вы лишитесь РМГ, это не повредит бизнесу всего холдинга?
— Конечно, знакомство с какими-то певцами происходило благодаря РМГ. Но эти артисты никуда не уехали, никуда не делись, и мы можем также с ними работать. РМГ — действительно прекрасный актив. Но всегда приходит для инвестора время идти дальше и вкладывать деньги в новые проекты.
— Если сейчас вы пригласите на один из своих корпоративов Валерию, она придет? Она же, как и продюсер Иосиф Пригожин, были в числе тех, кто попросил Владимира Путина не допустить «сомнительный сделки».
— Это надо спрашивать у Валерии и Иосифа, но, мне кажется, что они придут.
«Нас не могут не смущать разговоры о случаях коррупции в РМГ»
— Вскоре у РМГ появится новый гендиректор, правильно?
— Да, как я вам уже объясняла, мы не можем не прекратить полномочия Сергея Витальевича. Нельзя оставлять компанию без управления. Кроме того, честно скажу, нас не могут не смущать разговоры о случаях коррупции в РМГ под руководством Сергея Кожевникова. Мы уже начали внутреннее расследование по фактам, которые всплыли. И если такие случаи коррупции были, то такая практика должна быть пресечена.
— Эти подозрения в коррупции появились только сейчас?
— Такие подозрения возникли только сейчас.
— Среди кандидатов на должность гендиректора РМГ назывались Сергей Бунин, возглавляющий сейчас «Госконцерт», и Сергей Архипов. Соответствует ли действительности информация о том, что Бунина это предложение не заинтересовало?
— Да. В настоящее время мы рассматриваем только Сергея Архипова.
— И когда может собраться совет директоров?
— Все бюллетени для голосования будут разосланы до 10 августа. В понедельник состоится совет директоров и будет принято решение о прекращении полномочий действующего сейчас гендиректора и назначении нового.
Мы рады, что Сергей Архипов принял наше предложение, потому что это истинный отец-основатель РМГ, он был ее креативным вдохновителем.
— Сам Архипов говорил, что ему не так интересно заниматься коммерцией и финансами, он больше «про контент». И он бы предпочел стать главным редактором РМГ, а не ее гендиректором.
— Может быть, мы со временем решим или он решит, что ему лучше сконцентрироваться на работе главного редактора. Но пока мы с ним согласовали позицию гендиректора. И для нас важно, чтобы гендиректор понимал основную деятельность компании, а для РМГ это все-таки контент, творчество.
— Допускаете ли вы такую возможность, что после отставки Кожевникова за ним из РМГ уйдут менеджеры высшего и среднего звена?
— Мне кажется это маловероятным. По крайней мере, те топ-менеджеры, с которыми мы общаемся, подтверждают свое желание работать дальше.
— Последний вопрос: когда, по вашему мнению, может быть закрыта сделка с «Госконцертом»?
— Пока очень сложно давать какие-либо прогнозы.
Русская медиагруппа
Создана на базе «Русского радио», вещание которого началось в августе 1995 года в столице. Сейчас Русская медиагруппа управляет еще и DFM, «Радио Монте-Карло», Maximum и «Хит FM», а также развивает музыкальный телеканал Ru.tv. По данным TNS за октябрь 2014 — март 2015 года, «Русское радио» с ежедневной аудиторией 9,3 млн человек старше 12 лет входит в пятерку самых популярных радиостанций страны после «Европы плюс», «Дорожного радио» и «Авторадио».
Владельцами 78% ЗАО «Русская медиагруппа» являются структуры, связанные с «ИФД Капиталом» и управляющие группой в интересах совладельцев ЛУКОЙЛа Вагита Алекперова и Леонида Федуна. Оставшиеся 22% принадлежат одному из основателей «Русского радио» и всей РМГ — ее нынешнему гендиректору Сергею Кожевникову.
По оценке РБК и AdIndex, в 2014 году рекламная выручка группы могла составить 1,3 млрд руб., из которых 909 млн руб. обеспечило «Русское радио».
Сергей Соболев
Коммерсант
Фото: Коммерсантъ
В США 6 августа 2015 года на экраны выйдет последний выпуск сатирической программы The Daily Show, который будет вести Джон Стюарт. За 16 лет юмористическая программа Стюарта с обзором итогов дня стала одним из наиболее влиятельных информационных шоу для молодых американцев.
Портал Politico в материале-прощании со Стюартом описывает его феноменальное влияние на политическую ситуацию в стране. Сокращенная версия этого материала.
В середине октября 2011 года, в самом разгаре споров о бюджете, телеведущего Джона Стюарта пригласили на кофе в Овальный офис. Сопровождающей его охране Стюарт пожаловался, что чувствовал себя как школьник, которого вызвали в кабинет директора. В следующий раз президент США Барак Обама пригласил Стюарта в феврале 2014 года: за несколько часов до того как выступить с речью, в которой он предупредит Россию, что она «поплатится» за возможное дальнейшее вторжение на территорию Украины.
Можно любить или ненавидеть шутки Джона Стюарта, однако несомненно одно: телеведущий занял уникальную позицию, позволяющую ему превращать скучные политические дискуссии в «вирусное» видео, о котором продолжают говорить на следующее утро после передачи. В Белом доме понимают, что иногда 52-летний ведущий влияет на политику больше, чем президент Обама. Бывший помощник Барака Обамы Эрик Лессер как-то заявил, что «сложно представить себе другоую медиаперсону с таким же огромным влиянием на такую большую группу людей». По словам республиканского сенатора Джона Маккейна, Джон Стюарт – «Марк Твен наших дней».
Росту популярности Стюарта способствовал уход с экранов известных американских ведущих теленовостей, таких как Том Брокау или Ден Ратнер. Новое поколение телезрителей предпочитало ироничный стиль Джона Стюарта. Типичный зритель The Daily Show – белый образованный мужчина с либеральными ценностями в возрасте 18-34 лет. Среднее количество просмотров каждого эпизода в момент вещания составляло около 1.3 миллионов, однако создатели шоу, Comedy Central, делали ставку на то, что передачами будут делиться после их окончания: каждый отрезок шоу можно бесплатно просмотреть онлайн.
Монолог Джона Стюарта спустя 9 дней после теракта 11 сентября 2001 года де-факто дал старт героизации пожарных, полицейских и сотен других пришедших расчищать завалы на месте башен-близнецов Всемирного торгового центра. Спустя почти десять лет Стюарт пригласил к себе в программу четырех из спасателей, страдавших от комплекса заболеваний, вызванных их работой, чтобы те рассказали, с чем им приходится бороться каждый день. Их дискуссия позволила прорвать блокаду, вызванную нежеланием республиканцев проголосовать за закон, который предоставил бы миллиарды долларов финансовой помощи пострадавшим в результате работ на «граунд зеро». Спустя три дня после выхода в эфир программы Стюарта пристыженный Конгресс принял закон. «Мы восемь лет стучались во все двери в Конгрессе и получали отказ, а Джону Стюарту удалось изменить ситацию за 22 минуты», — заявил один из представителей пострадавших от расчистки ВТЦ Джон Фил.
В марте 2009 года Стюарт раскритиковал идею администрации Барака Обамы лишить поддержки ветеранов войны, у которых есть частная медицинская страховка. На следующий день Белый дом отменил свои планы; адвокаты ветеранов вспоминают, что тирады Джона Стюарта обсуждались на самом высоком уровне. В 2014 году Стюарт снова вступился за права ветеранов, «диагностировав» у не желавшего признать ошибки системы министра по делам ветеранов Эрика Шинсеки синдром «постбюрократического стрессового расстройства». «Не думаю, что кто-то в американских СМИ сделал больше для поддержки ветеранов, чем Джон Стюарт», — утверждает основатель и гендиректор Ассоциации ветеранов воен в Ираке и Афганистане Пол Рикхофф.
Влияние Джона Стюарта не ограничивалось только специализированными темами. В 2004 году ведущий принял приглашение поучаствовать в качестве гостя в программе Crossfire на телеканале CNN. Ведущие пытались иронизировать над стилем Стюарта, но тот в ответ выступил с жесткой критикой несбалансированного, политизированного стиля телепрограммы и попросил ведущих «прекратить вредить Америке». Три месяца спустя телеканал прекратил вещание телепрограммы. Газета The New York Times утверждает, что президент CNN Джонатан Клейн сопроводил свое решение словами «Я полностью согласен с подходом Джона Стюарта».
В июне текущего года Джон Стюарт раскритиковал недостаточно серьезную реакцию властей на перестрелку в Чарльстоне, в результате которой погибло 9 афроамериканцев. «Над Южной Каролиной развевается флаг Конфедерации, дороги называют в честь генералов Конфедерации, но именно там белому парню показалось, что у него «забрали страну»», — заявил Стюарт в конце 6-минутного монолога. Его слова сыграли важную роль национальной дискуссии о том, насколько уместен символ белых поработителей времен Гражданской войны на официальных зданиях Южной Каролины, и в конце концов флаг сняли с флагштока у парламента штата.
Бывший вице-президент США Альберт Гор, в свою очередь, благодарит Стюарта за его неутомимость в разъяснении проблемы глобального потепления. «В то время как большинство СМИ страны уклонялось от четкого освещения вызванных глобальным потеплением проблем, он каждый вечер последовательно выставлял напоказ абсурдность утверждений о том, что проблемы не существует», — вспоминает Гор.
Бывший сценарист и ведущий программы Saturday Night Live, ныне член американского Сената Эл Франкен утверждает, что Стюарт создал «платформу для серьезных сатирических обзоров теленовостей». «Он не просто чрезвычайно талантлив, он также глубоко порядочен и очень умен», — отметил сенатор. Хотя как правило политические взгляды Стюарта определяют как левоцентристские, ведущий не упускает возможности покритиковать не только республиканцев, но и демократов. К его словам прислушиваются и те, и другие. По словам одного из лидеров Республиканской партии Майкла Стиле, коллеги часто спрашивали его о том, что он думает о том или ином высказывании Стюарта, и это заставило его пересмотреть свое отношение к ряду щекотливых тем, таких как гей-браки либо создание рабочих мест для выпускников колледжей. «Когда мы пытались расширить базу избирателей нашей партии, мы обратили внимание, что вопросы, которые он поднимал в своих передачах, были незаслуженно нами проигнорированы», — утверждает Стиле.
Сам Стюарт свою значимость воспринимает без лишнего энтузиазма. Когда в январе 2011 года сенатор Кирстен Гиллибранд поблагодарила его за роль, которую его передача сыграла в принятии решения о выплатах пострадавшим от ликвидации последствий 9/11, сатирик с горечью ответил: «Проблема в том, что так не должно быть. Телевидение не должно быть единственной возможностью быть услышанным. У меня такое ощущение, что мы просто проехали мимо горящей машины на шоссе и сказали «Может, кто-то должен вызвать спасателей?»».
Джон Стюарт изменил формат телепрограмм, выходящих в эфир позним вечером. Вместо обычного набора звезд, фильмов и музыки, погружавшего в сон, он предлагал американцам детальное разъяснение системы обмена квотами на выбросы углекислого газа, напоминал (во время правления Джорджа Буша-младшего), что поиски химического оружия Саддама Хуссейна никак не могут увенчаться успехом и затрагивал другие серьезные темы. После ухода Стюарта эстафету подхватят его «выпускники»: шоу Дэвида Леттерман с осени будет вести бывший «корреспондент» The Daily Стивен Колберт; другой экс-сотрудник шоу Джон Оливер получил собственную программу на телеканале НВО. Эфиры The Daily Show будет вести южноафриканский комик Тревор Ной.
Но сможет ли кто-либо стать заменой Джону Стюарту? По словам сенатора от демократов Клэр МакКаскилл, «некоторых демократов этот вопрос волнует не на шутку». Стюарт оказывал демократам «неоценимую помощь» тем, что «напоминал молодым людям о том, что не так в Республиканской партии». Президент Барак Обама появился в эфире The Daily Show семь раз. Последний раз — буквально на днях. Американский лидер, прощаясь с Джоном Стюартом, посетовал, что тот уходит раньше него и заявил, что попытался предотвратить это особым президентским указом. «Указ, однако, оспаривается в суде», — добавил Обама.
Мария Садовская-Комлач
Текст и фото mediakritika.by
Президент радиохолдинга ВКПМ Юрий Костин 1 августа отметил 50-летний юбилей
Разговаривать с ним — удовольствие, сравнимое разве что с наслаждением от хорошего вина, правильной сигары, великолепной книги. Открытый, дружелюбный, искренний, умный, заинтересованный, интеллигентный, простой, обаятельный… Все эти эпитеты приходят сразу и определяют этого человека точно. Self-made man — человек, сделавший себя сам… На личном счету лучший холдинг на радиорынке России, руководство которым он подхватил, как знамя в бою. Первая частная радиостанция в России «Радио 101». Шесть книг, среди которых и «роман о радио». Взрослый сын. И множество деревьев, посаженных по всей земле — от Москвы до Беслана, где растёт «дерево жизни» в память о большой человеческой трагедии.
- В 2009 году вы стали президентом радиохолдинга ВКПМ. Изменилось что-то в вашей жизни?
- Случилось взросление, причём очень быстрое, стремительное. Никто ведь не ожидал, что умрёт Александр Варин и мне придётся встать на его место (Александр Варин — первый президент ВКПМ, ушёл из жизни в декабре 2009-го). Считаю, что в той ситуации моё назначение было правильным решением, потому что мне идеология компании — её основа — была близка, я её понимал и чувствовал сердцем. Но вот с точки зрения понимания бизнеса холдинга, несмотря на количество моих лет на радио, опыт был небольшой. Из-за этого, когда появились первые успехи, возникла некоторая эйфория, что вот я такой правильный смог сохранить то, что было сделано здесь до меня. Но поначалу это в существенной степени был результат задела прошлых лет. Настоящие испытания начались позже. Сейчас, я думаю, мы получаем награду за последовательность, смелость и терпение. Быть частью огромного холдинга с уникальными синергетическими возможностями — это счастье.
- Часто приходится делать то, что вообще не хочется, встречаться и улыбаться тем, кому не хочется?
- Часто, но у меня любовь к людям и к миру такая органичная, что я готов с любым человеком встречаться и улыбаться, особенно ради дела. Но свои принципы стараюсь не нарушать. Если это негодяй какой-то, мы с ним вообще не работаем. А встречаться, общаться — это моя работа. Я этому учился, потому и в МГИМО поступал, что мне нравилась дипломатическая работа, когда ты можешь к себе любого человека расположить, сыграть роль. Мне, слава богу, нечасто приходится играть. В основном люди, с которыми мы общаемся и работаем, — хорошие. Кто-то умнее, кто-то глупее, у всех свои недостатки. Но в целом нас любят. Я чувствую это, и мне хватает этой любви, чтобы бороться с завистью, ненавистью и непониманием, которые и рождают эти чувства в отношении нашей компании и меня лично.
- У вас есть враги?
- Думаю, да, просто я их в лицо не знаю, могу только догадываться. Возможно, они мне улыбаются, возможно даже, я вижусь с ними часто. Они должны быть, не может не быть недоброжелателей у такой компании, как наша.
- А вы бы посоветовали своему сыну уехать из России?
- Это сугубо личное дело каждого. И если человек не бежит от правосудия, то может ехать хоть на Луну, а иначе за что боролись-то? Но вот вопрос: уехать для чего? Когда отсюда бежали остатки Белого движения, они спасали свою жизнь, бежали от смерти. Это была трагедия, до сих пор аукается эта Гражданская война. От чего сейчас уезжают? Уезжают для улучшения качества жизни и карьерных перспектив. Реже — чтобы уйти от правосудия или неправосудия. Мотивы очень индивидуальны. Эмигрировать можно, если у тебя внутреннее, философское неприятие культуры, религии, возможно. Или если вдруг не устраивает политический строй, у тебя есть деньги и тебе за 50 — тут можно понять, выхода нет. Если же тебе 20 лет и ты не великий программист, не перспективный создатель новых «шедевров» вроде «Яндекс» или Google, ты там никому не нужен. Живи здесь, учись, расти сам и меняй что-то в стране. Потому что это твоя страна, ты просто нигде больше не нужен и придётся устраивать жизнь в своём доме. А куда деваться? Где родился, там и пригодился. Важно только, чтобы у человека всегда оставался выбор и он имел возможность поездить, посмотреть, сравнить, перенять опыт. Наша страна уникальна, сказочно богата, народ красивый, талантливый, радио — самое интересное и креативное в мире. Только у нас есть «Авторадио» и «Детское радио», например. Где такое видано вообще? У них форматные ограничения делают радиостанции похожими друг на друга как две капли воды. В общем, всё в России будет как надо, нужно только, чтобы новое поколение не повторяло наши ошибки, а то мы одной ногой всё равно в нашем любимом советском прошлом. И оно обязательно придёт и сделает своё дело. А мы ему поможем. Я в это верю.
- Есть то, что вы безусловно любите?
- Я людей люблю. Жизнь люблю. Люблю свою работу, потому что она даёт мне ощущение победы. Помните, в фильме «Гладиатор» сцена атаки на германцев, и командир во главе, и битва, и победа, и слава, и бессмертие — вот это ощущение мне очень нравится!
Полина Юрьева
Фото Антон Panzer
Сергей Архипов может вернуться в РМГ. Ему поступило предложение возглавить медиахолдинг. В интервью BFM.ru он рассказал, в какую сумму оценивает этот медиаактив и что считает качественным музыкальным контентом.
Один из основателей «Русского радио» Сергей Архипов уже завтра получит письменное предложение стать гендиректором «Русской медиагруппы». В эксклюзивном интервью BFM.ru медиаменеджер заявил, что для него степень патриотичности музыки значения не имеет. Ранее «Коммерсантъ» сообщил, что «ИФД-Капиталъ» Вагита Алекперова и Леонида Федуна намерен сместить с должности действующего гендиректора холдинга Сергея Кожевникова, которому к тому же принадлежат 22% акций РМГ. Кожевников, напомним, поддержал письмо звезд шоу-бизнеса, выступающих против продажи РМГ «Госконцерту» для создания на их базе патриотического медиахолдинга.
По данным СМИ, на место Кожевникова сейчас также претендуют руководитель «Госконцерта» и партнер главы скандально известного фонда «Федерация» Владимира Киселева — Сергей Бунин и Сергей Архипов.
С последним беседовал обозреватель Business FM Иван Медведев.
«Коммерсанту» вы подтвердили, что получили предложение от Федуна, и сказали, что за два года можно привести все в порядок. А что, по-вашему, не в порядке сейчас в РМГ?
- Там много очень всяких профессиональных вещей, которые нужно поправить, потому что, к сожалению, за последние лет восемь ничего нового вообще не появилось, ни новых идей, ни нового позитива, и мне это очень обидно, потому что это мое детище. Кроме того, к сожалению, очень большие репутационные потери, с точки зрения появления платной ротации, против которой я всегда воевал. Везде артистам платят за их музыку, а здесь артисты вынуждены будут платить колоссальные деньги для того, чтобы попасть в эфир популярной радиостанции. Стыд.
А что касается новых идей, которые озвучивают потенциальные новые собственники, вот с этой концепцией вы согласны, что на четыре станциях РМГ имеет место засилье западной музыки и нужно менять все на российских исполнителей? Что «Монте-Карло» придется тогда переименовывать, например, на «Новый Уренгой», а из «Максимума» делать второе «Наше радио», так получается?
- Вы знаете, мне поступило предложение от нынешних владельцев, от Леонида Арнольдовича Федуна, и с новыми предполагаемыми покупателями и владельцами я не разговаривал на эту тему. Что касается этих нашумевших штампов — засилье западной музыки, давайте не будем возвращаться в 37-й год. В эфире должно звучать то, что, на мой взгляд, если я буду этим заниматься, является качественным музыкальным материалом, а западный он или российский, это совершенно не играет никакой роли. Смотреть на то, патриотический это музыкальный материал или не патриотический, я считаю, это неправильно.
Вы сказали, что с потенциальными новыми покупателями вы на связь сейчас не выходили. А вообще вы с Владимиром Киселевым знакомы?
- Да, больше 30 лет.
Если вдруг он, действительно, станет одним из совладельцев, вам комфортно будет с ним?
- Я никогда не работал с Владимиром Владимировичем Киселевым в бизнесе. Совместного бизнеса у нас никогда не было, совместные проекты были только. Володя делал фестиваль «Белые ночи» в Санкт-Петербурге, и я ему просто помогал по-товарищески в свое время это делать каким-то образом. Это было в начале 90-х годов прошлого века, знаете ли.
Если возвращаться к бизнес-составляющей, оценка в 100-120 млн долларов, оценка РМГ, о которой сегодня говорится якобы в этом письме артистов, которые выступили против продажи РМГ «Госконцерту». На ваш взгляд, это адекватная оценка, справедливая?
- Вы знаете, это вполне справедливая оценка. Я бы даже 120 не дал, 100 — это максимум сейчас, что стоит эта компания, с учетом кризиса, и не только у нас в стране, а вообще везде. Также есть понятие развития новых технологий, которые сейчас поджимают вещания. Поэтому здесь очень внимательно нужно смотреть, для чего это покупается. Это можно окупить, но это очень долгосрочное вложение денег.
Вы сказали, что предложение, которое вам поступило, оно интересное. Сколько вы взяли времени на то, чтобы подумать?
- Вы знаете, у меня не было никаких временных рамок. Письменная оферта должна поступить ко мне завтра. Прежде чем принимать какое-то решение, нужно посмотреть, что там внутри происходит, потому что я восемь лет не прикасался к «Русской медиагруппе», я не знаю, как сейчас она выглядит структурно, я не знаю, какие у нее взаимоотношения с дочерними компаниями. Это все нужно очень внимательно посмотреть, это займет, наверное, минимум две недели после того, как я кивну головой в сторону слова «да».
Расскажите, пожалуйста, о том, как вы уходили из РМГ восемь лет назад, что послужило причиной, и остались ли вы довольны той сделкой, которая состоялась восемь лет назад по продаже вашей доли?
- Я остался очень доволен той сделкой, и мажоритарный акционер в лице ЛУКОЙЛа поступил очень порядочно и расплатился со мной на 100%. Очень счастливый я ушел. Потом я ушел в ВГТРК, сделал радио «Вести FM», обновил «Маяк». По просьбе мэрии Москвы сделал радио «Москву FM», которое сейчас вещает на экспатов, и потом уехал в Европу заниматься собственным бизнесом.
А сейчас вы находитесь в Москве?
- Нет, я в Европе, я в Финляндии.
Иван Медведев
Фото: Григорий Сысоев/ТАСС
Основатель фонда «Федерация» — РБК: «Уже все перебдюхали и побежали»
Продюсер Владимир Киселев, предложивший Владимиру Путину выращивать «идеологически правильно настроенных кумиров миллионов», рассказал РБК, какое он имеет отношение к готовящейся смене владельцев Русской медиагруппы
Русская медиагруппа (РМГ), управляющая «Русским радио» и еще четырьмя радиостанциями, может сменить владельцев. В конце июня ИФД «Капиталъ», владеющий 78% радиохолдинга в интересах Леонида Федуна и Вагита Алекперова, объявил, что готов продать свой пакет федеральному государственному унитарному предприятию «Госконцерт». Его гендиректор Сергей Бунин — давний партнер Владимира Киселева, продюсера групп «Земляне», «Санкт-Петербург», «Русские», также известного как основатель благотворительного фонда «Федерация».
Еще осенью прошлого года Киселев и председатель совета директоров РМГ Ольга Плаксина написали президенту Владимиру Путину письмо, предложив создать на базе нескольких телеканалов, а также радиостанций РМГ «своего рода инкубатор по производству отечественных суперзвезд». Его базой должен стать строящийся сейчас концертный зал на территории стадиона «Спартак», координатором проекта предложено сделать как раз «Госконцерт».
Против готовящейся продажи РМГ выступают известные музыканты и продюсеры. Как сообщала газета «Коммерсантъ», Иосиф Кобзон, Стас Михайлов, Григорий Лепс, Игорь Крутой, Иосиф Пригожин, Филипп Киркоров, Дима Билан, Тимати и другие артисты обратились к Путину с просьбой не допустить «сомнительной сделки».
Киселев возмущен этим письмом музыкантов. Он демонстрирует корреспонденту РБК три имеющиеся у него различные версии этого коллективного обращения и соглашается отвечать на вопросы про «Госконцерт» и РМГ только после того, как даст свою оценку этим письмам.
«Хотели придать себе значимости»
— Любая кампанейщина не вызывает уважения, потому что людей, в ней участвующих, собирают вместе ради каких-то неблаговидных целей. Могу вам сообщить: Кобзон, Церетели вообще не подписывали это письмо. В результате сам предмет спора обесценивается. Люди, которые подписывали это письмо, хотели придать себе значимости, которой у них в действительности нет. Даже несмотря на то, что у них у всех звания народных [артистов].
У меня, кстати, несмотря на 20 млн проданных дисков и всего того, что я сделал на эстраде и в рок-н-ролле, нет ни одного звания. Мне приписывают дружбу с Путиным, с ленинградской командой. Подумайте сами: если бы я хотел все эти звания, да я давно бы уже был, как генералиссимус Брежнев, обвешан всеми этими регалиями. Но я этого никогда не делал: мне это не нужно.
А тут люди, привлекая неправедно других, чтобы подчеркнуть свою значимость, расписываются в собственной бездарности. Я тут вижу только один позитивный момент: эта буча объединила необъединимое. Мы по крайней мере сохраним родную природу, потому что один из этих героев-подписантов как-то заявил, что не сядет на одно поле с другим подписантом. Теперь хотя бы поля будут сохранены. Видимо, так объятия их сошлись на почве ненависти ко мне, что они — я имею в виду Тимати и Киркорова — стали братьями. Как пелось в песне, «русский и болгарин — братья навек». Теперь их объединяют общие европейские толерантные ценности. И тот же Тимати забыл все свои высказывания по поводу Билана.
И еще эти подписанты утверждают, что мы — ни я, ни «Госконцерт» — не должны покупать Русскую медиагруппу. Но шахтерская группа купила «Европу Плюс», это нормально. [В декабре 2011 году кемеровский холдинг «Сибирский деловой союз» купил у французской группы Lagardere Европейскую медиагруппу, управляющую сетями «Европа Плюс», «Ретро FM», «Радио 7 на семи холмах» и др.] Поэт-песенник [Михаил] Гуцериев купил восемь радиостанций [«Шансон», «Радио Дача», Love Radio, «Весна FM» и др.], и это тоже нормально. А «Газпром-Медиа», плоть от плоти государство, купила «ПрофМедиа». [Среди приобретенных активов «ПрофМедиа» — вещательная корпорация, которая управляет «Авторадио», «Юмор FM», Energy и др.].
«Хотите купить вы — купите!»
— Ваше письмо Владимиру Путину про создание патриотического холдинга датировано еще прошлым годом…
— Это письмо вообще о другом! Мы говорим: концертного зала «Россия» нет, попытались перенести его в «Лужники», он там не прижился. Мы, «Госконцерт» и ИФД «Капиталъ», строим концертный зал. Я, руководитель рабочей группы, предлагаю создать там продюсерский центр. Наверное, я немного умею это делать. Вот о чем это письмо.
— Но ведь это письмо как председатель совета директоров РМГ подписала также и Ольга Плаксина.
— Она представляет также и ИФД «Капиталъ» [Плаксина является председателем правления «Капитала»]. У меня тоже куча должностей. Но ведь она же не пишет «покупка РМГ». Мы говорим о концертном зале, который будет функционировать совместно с радиостанциями и телеканалами.
— Когда у вас возник интерес к покупке РМГ?
— У меня интереса нет. Есть «Госконцерт». Но на сегодняшний день никакой сделки нет. Идет обсуждение. Единственное, что я знаю точно, что обсуждается привлечение заемных средств, а залогом будут акции этой медиагруппы.
Но вопрос даже не в этом. Покупает один хозяйствующий субъект у другого хозяйствующего субъекта. Хотите купить вы — купите! Одна маленькая деталь: у продавца должно быть желание вам это продать. А посмотрите формулировки [писем музыкантов]: «темная сделка», «непрозрачная». Вы хотите сказать, что государство занимается непрозрачными сделками? «Цена занижена в три раза». А это вы откуда взяли? «Шансон» куплен за $60 млн. На самом деле меньше. «ПрофМедиа» куплен за $120‒150 млн. [«Газпром-Медиа» заплатил в 2014 году за радиостанции и телеканалы «ПрофМедиа», а также кинокомпанию «Централ Партнершип» $602 млн с учетом долга; стоимость активов по отдельности не раскрывалась.] Европейская медиагруппа — примерно в этих же ценах. [Сибирский деловой союз заплатил за группу $162 млн с учетом $12 млн на счетах компании.] «Цена занижена в три раза». Что это?
— Если сделка состоится, РМГ будет приобретена на заемные средства, так?
— Так все в мире делается.
— Кто будет кредитором?
— Вот это уже точно не мое дело. Наверное, какой-то из банков. Я думаю, что никто не будет это скрывать, все об этом узнают.
«Не являюсь штатным сотрудником «Госконцерта»
— Как вы связаны с «Госконцертом»? Он хочет купить РМГ, но почему-то ассоциируется эта сделка с вашим именем?
— Такое впечатление, что мы с вами в разных комнатах находимся. Привязывают ко мне на основе письма о концертном зале. Я вообще к этому [покупке РМГ] не имею никакого отношения. Письмо о другом.
— Гендиректором «Госконцерта» сейчас является Сергей Бунин. Он ваш партнер?
— Он мой партнер в абсолютно других видах деятельности. У нас есть «Кремль Медиа», у нас есть другие интересы. Но я не являюсь штатным сотрудником «Госконцерта». Я выступаю как создатель продюсерского центра с ярко выраженной, как я считаю, гражданской направленностью.
— А когда у «Госконцерта» возник интерес к покупке РМГ?
— Ну, это надо говорить с Буниным.
— Бунин, к сожалению, не горит желанием общаться с прессой.
— Я думаю, где-то весной.
— Чем обусловлен этот интерес?
— «Госконцерт» проводит массу мероприятий, концертов. Поддержка радийная никому еще не мешала. Я всегда смеюсь над этим словом «синергия», но в данной ситуации оно очень уместно.
«Сын за отца не отвечает»
— Финансовые показатели «Госконцерта» не позволяют сделать вывод о том, что этот ФГУП занимается активной деятельностью. Пока в открытых источниках есть данные за 2013 год: выручка — всего 70 тыс. руб., чистый убыток — 2,2 млн руб. В базе арбитражных судов можно найти иски к «Госконцерту»: не оплачены услуги аудитора, стационарной связи. Кредитор через суд требует 1,3 млн руб. задолженности.
— Вы думаете, что сейчас меня срезали. Но господин Бунин был назначен и.о. гендиректора в прошлом году. А вы приводите данные за 2013 год.
— В 2014 году ситуация изменилась?
— Была проведена крымская кампания [концерты на полуострове]. Была Всероссийская антинаркотическая акция [серия концертов «Нет наркотикам!»]. Фестиваль «Белые ночи» прошел совместно с «Госконцертом». Подождите, и еще немаловажный момент. Да, у «Госконцерта» убытки, иски от аудиторов, но сын за отца не отвечает! А как может новый назначенный гендиректор «Госконцерта» отвечать за кого-то? Все долги были сделаны до его назначения.
— Учредителем ФГУП «Госконцерт» является Министерство культуры России. Для того чтобы «Госконцерт» в свою очередь стал учредителем другой коммерческой структуры, необходимо согласие министерства. Его пресс-служба на прошлой неделе утверждала, что никаких документов по этой сделке в министерство не поступало.
— Я тоже об этом вам и говорю: еще сделки нет. Ее может и не быть.
— Вы как оцениваете ее вероятность?
— Вообще никак. Понимаете, мы с вами обсуждаем: «Пожар, горим!» — а еще спичку не поднесли. А мы уже пожар тушим.
— Первые-то шаги уже сделаны. ФАС удовлетворила ходатайство «Госконцерта».
— Да, одобрение есть. Давайте купим, давайте продадим. Сколько хотите дать? Столько-то. Идут всего лишь переговоры о сделке. А эти уже все перебдюхали и побежали. Потому что понимают, что это не Гуцериев, не [Владимир] Гридин [совладелец Сибирского делового союза, купившего Европейскую медиагруппу], не Дмитрий Чернышенко [гендиректор «Газпром-Медиа»]. А придет концертная организация, которая знает все законы этого рынка.
— Говорим опять же в сослагательном наклонении: если сделка состоится, вы будете выступать советником, консультантом «Госконцерта»?
— Продюсером. В нашем же письме указано: совместно РМГ, «Госконцерт» и продюсерский центр. Я представляю рабочую группу [по проведению социально-идеологических мероприятий]. И мы благодарны президенту за то, что он положительно на это отреагировал.
«Рок-н-ролл только выиграет»
— Почему ИФД «Капиталъ» готов продать РМГ?
— А почему заход солнца сегодня будет? Поиграли — захотели продать. Мое мнению, что Федун просто хочет сконцентрироваться на «Спартаке». А про [Сергея] Кожевникова [гендиректора и владельца 22% РМГ] я могу сказать: рок-н-ролл только выиграет, если из РМГ уйдет Кожевников.
— Простите, но что сейчас является вашим основным заработком?
— Во-первых, у меня столько песен ротируется в эфире, что мне авторских отчислений хватит надолго. Во-вторых, у меня сейчас пять музыкальных групп по всей стране работает. Ну и, если между нами говорить, я уже себе заработал на жизнь. (Смеется.)
— Почему же вы сами тогда не купите РМГ?
— А какая разница, кто возьмет кредит? Опять же вы меня не слышите: сделки еще нет.
Владимир Киселев
63-летний Владимир Киселев является продюсером групп «Земляне», «Санкт-Петербург», «Русские» и др. В 2000-х годах возглавлял ФГУП «Кремль» при управлении делами президента России. Кроме того, Киселев известен как основатель благотворительного фонда «Федерация». На благотворительных мероприятиях, к проведению которых была причастна «Федерация», в разное время выступали такие голливудские звезды, как Шерон Стоун, Моника Беллуччи и Микки Рурк. В декабре 2010 года при участии «Федерации» прошел благотворительный концерт в Ледовом дворце Петербурга, который посетил Владимир Путин, на тот момент премьер-министр. Путин тогда наиграл на рояле фрагменты песен Blueberry Hill и «С чего начинается Родина».
Русская медиагруппа
Создана на базе «Русского радио», вещание которого началось в августе 1995 года в столице. Сейчас Русская медиагруппа управляет также DFM, «Радио Монте-Карло», Maximum и «Хит FM», а также развивает музыкальный телеканал Ru.tv. По данным TNS (с октября 2014-го по март 2015 года), «Русское радио» входит в пятерку самых популярных радиостанций России после «Европы плюс», «Авторадио» и «Дорожного радио».
Владельцами 78% ЗАО «Русская медиагруппа» являются структуры, связанные с «ИФД Капиталом» и управляющие группой в интересах совладельцев ЛУКОЙЛа Вагита Алекперова и Леонида Федуна. Оставшиеся 22% принадлежат одному из основателей «Русского радио» и всей РМГ — ее нынешнему гендиректору Сергею Кожевникову.
По оценке РБК и AdIndex, в 2014 году рекламная выручка группы могла составить 1,3 млрд руб., из которых 909 млн руб. обеспечило «Русское радио».
Сергей Соболев
Фото: Олег Яковлев/РБК
Банки, НПФ, недвижимость и крупнейшие стройки в Москве — в кризис группа БИН может претендовать на звание самого активного инвестора. Откуда деньги и зачем возвращать их в страну, Михаил Гуцериев рассказал в большом интервью РБК.
<...>
— Зачем вам еще и медийный бизнес? Он ведь не самый прибыльный.
— Кто сказал? Сегодня все мои радиостанции дают выручку в 1,5 млрд руб. И это в условиях кризиса. Вчера еще было много больше.
— А прибыль?
— И прибыль есть, если мало тратить. Радио «Дача», радио «Шансон», Love Radio — это прибыльные радиостанции, остальные раскручиваются. Радиобизнес — это бизнес не управляемых доходов, а бизнес управляемых расходов. Это мнение профессионалов в радио.
— Есть еще Русская медиагруппа у ИФД «Капиталъ», которая тоже была выставлена на продажу.
— Мне это неинтересно. У меня уже есть восемь станций. 15 млн человек — аудитория. Хватит. До покупки «Шансона» мне эта сделка, может, была интересна. А сейчас не вижу никакого смысла.
— Сколько вы потратили в общей сложности на скупку радиостанций?
— Если считать с инвестициями — я же студию построил — около $200 млн получается.
— Сколько из них пришлось на покупку «Шансона»?
— Около $60 млн.
— А зарабатывает он сколько?
— Около 600 млн руб. выручки.
— Так любите музыку?
— Сейчас мы владеем восемью радиостанциями. Я думаю, в течение пяти лет мы создадим сильный медиахолдинг с единым центром управления, включая телевидение, которым мы сейчас активно занимаемся.
<...>
Продолжение про банки, НПФ, недвижимость и крупнейшие стройки в Москве читайте на РБК.
Почему интернет пока не является угрозой для радио, какова рентабельность у эффективных игроков радиобизнеса, почему ситуация на рынке рекламы оказалась лучше, рассказывает Екатерина Тихомирова
За последние несколько лет слушатели стали проводить все меньше времени за прослушиванием радио – все чаще люди переходят на прослушивание радиостанций в интернете, эта тенденция сохранится, но радиохолдинги не намерены сдаваться в борьбе за аудиторию. В июне интернет-холдинг «Яндекс» запустил собственный сервис «Яндекс.Радио» с подразделом «как на» станции Best.FM, Loveradio, «Дорожном радио» и т. д. Радиохолдинги резко отреагировали на присутствие собственных брендов в новом сервисе, потребовав удалить названия своих радиостанций. Президент Европейской медиагруппы (ЕМГ) Екатерина Тихомирова рассказала «Ведомостям» о том, почему радиостанции так резко отреагировали на новый сервис, о преимуществах радио перед аудиостриминговыми сервисами, а также почему слушатели выбирают ту или иную радиостанцию, почему и чем отличаются вкусы слушателей в крупных городах от регионов.
– На одной из конференций «Ведомостей» вы говорили, что есть тенденция к сокращению продолжительности слушания радио. Насколько эта тенденция сильна и каким образом это повлияет на рынок?
– Мы действительно наблюдаем тенденцию к сокращению продолжительности прослушивания радио. По данным TNS, за четыре года время, которое слушатель ежедневно тратит на радио, сократилось на 5,2% – с 4 часов 11 минут в 2011 г. до 3 часов 58 минут в 2015 г. Тем не менее аудитория радио остается стабильной, хотя интернет перетягивает внимание на себя – люди стали проводить там на 19% больше времени. Сейчас они в среднем тратят 1 час 18 минут на потребление мобильного интернета (смартфон, планшет и т. д.), около 2,5 часа – на «стационарный» интернет (стационарные компьютеры, ноутбук, Smart TV и т. д.) и около 3 часов 58 минут – на радио. Тенденция к сокращению времени прослушивания радио пока не катастрофическая, но она устойчивая.
В России начинает формироваться ниша аудиостриминга. В это понятие я вкладываю интернет-радиостанции и музыкальные сервисы. Например, «Яндекс.Радио» недавно заявило о своем проекте, Apple Radio уже можно слушать в России, но нет еще у нас таких популярных музыкальных сервисов, как Pandora и Spotify. Что касается Spotify, то шведы планировали прийти на российский рынок еще весной, но пока их здесь нет. Развитие аудиостриминга отразится на нашей стратегии. Мы должны диверсифицировать свою стратегию с учетом цифровой среды.
– Каким образом будут меняться традиции программирования, планируете ли вы расширять свое присутствие в интернете? Может быть, будете запускать собственные стриминговые продукты?
– Присутствие в интернете не должно ограничиваться только работой в социальных сетях и развитием своих сайтов. Интернет не только отвлекает нашу аудиторию, речь идет и о перераспределении доходов. В идеальном варианте нужна эффективная бизнес-модель, которая позволит не только аккумулировать слушателя в интернете, но и монетизировать. Не могу сейчас рассказать, какой будет наша стратегия. Сегодня все на радиорынке об этом задумываются. Некоторые уже сделали шаги в этом направлении.
– Аудиореклама в интернете – это пока еще незначимый сегмент?
– Все зависит от аудитории, от модели бизнеса, модели монетизации этой аудитории. «Яндекс.Радио» объявило о том, что собирается монетизировать свою аудиторию за счет в том числе и аудиорекламы. Насколько это будет существенным конкурирующим фактором для традиционного радио, будет зависеть от объемов аудитории слушателей «Яндекс.Радио».
Если говорить о преимуществах аудиорекламы в интернете, я бы выделила два фактора. Первый фактор – это порог входа. Если наш рекламодатель желает разместить рекламу на топовой радиостанции «Европа плюс», он вынужден сразу покупать весь охват в сети – более 10,5 млн слушателей ежедневно. А вот в интернете порог входа практически отсутствует. Можно получить любое количество слушателей в зависимости от своего бюджета. Безусловное преимущество цифровой среды – таргетинг, который позволяет предлагать рекламу в зависимости от предпочтений аудитории и местоположения. В Европе уже давно набирает популярность интерактивная реклама. Например, с точки зрения таргетинга по местоположению: когда ты находишься в 100 м от магазина или ресторана, тебе уже могут предложить туда зайти или что-то приобрести.
– У рекламы на радио тоже должны быть преимущества перед интернет-рекламой?
– Главное преимущество – это огромный охват и более широкий диапазон аудитории. Поэтому радио, бесспорно, выигрывает там, где идет речь о товарах массового потребления и, что очень важно, о товарах для более взрослой возрастной аудитории. Это видно, например, по тому, какую долю в рекламе на радио занимает фармацевтика.
Смогут ли стриминговые сервисы и интернет-радиостанции получить такой же охват аудитории, как радио, покажет время. Аудитория, которая слушает радио через интернет, растет, но она никогда не перейдет эксклюзивно к потреблению музыкальных сервисов или интернет-радиостанций.
– Почему? Сейчас самая большая аудитория радиостанции – это автомобилисты. Человек едет в машине, включает радио, выбирает интересную программу и слушает. Где еще слушают радиостанции и почему не произойдет быстрого перехода в интернет?
– Если анализировать распределение слушателя в различных местах в России, то автомобили – это 50% аудитории радио, дом – 41,2%, работа – 25%, другие места – 30,6%. Автомобиль занимает существенную долю с точки зрения места потребления радио, но потребление радио дома и в других местах также существенно. Если говорить об автомобиле как об эксклюзивном месте традиционного радиослушания, то с появлением connected car (автомобиль, оснащенный системами навигации и связи с интернетом. – «Ведомости») мы ожидаем, что этот барьер исчезнет. Это означает, что слушатель получит доступ к интернету в автомобиле. Технологическая революция в Америке и Европе произошла уже давно. И мы оценили последствия – в целом аудитория радио не изменилась. Это важно понимать.
Границы между радио и новыми медиа стираются. Если сегодня мы конкурируем с 50 радиостанциями, то завтра мы можем конкурировать с несколькими сотнями радиостанций, потому что нет барьера на вход на рынок в виде частотного ресурса. Сегодня можно запустить радиостанцию в интернете, не имея частоты.
Мы не боимся того, что наша аудитория уйдет к музыкальным сервисам. Главное наше оружие – сила бренда. Наш слушатель как выбирает для себя 3–4 радиостанции из 50, так и будет выбирать 3–4 радиостанции из 200 или 300, включая, допустим, интернет-радиостанции. В одной отрасли человек может запомнить не более семи брендов.
Если оценивать выбор человека в пользу интернет-радиостанций, музыкального стриминга или в пользу выбора радиостанции, то в основе лежит психология самого человека. Когда ты слушаешь радиостанцию, ты не находишься наедине с собой – с тобой коммуницируют, с тобой общаются, тебе создают настроение. Глобально – утром, днем и вечером оно у тебя разное. Утром более живой эфир, развлекательный, вечером – совершенно другой контент, музыка немножко другого настроения и т. д.
Кроме того, сам по себе человек достаточно ленив. Я, например, отношу себя к категории слушателей радио. Я пыталась несколько раз программировать себе собственную радиостанцию – покупала музыку в iTunes и создавала свой поток. Но мне все это надоело. Поток стал предсказуемым. На постоянное обновление музыки у меня нет времени, и мне лень. И многим таким, как я, – огромной аудитории радио – тоже этим заниматься лень.
Как раз Pandora и Spotify изначально предлагали различные сервисы, а сейчас они начали двигаться в сторону радиостанций. Изначально Spotify предлагал только поиск и прослушивание музыкальных композиций, а Pandora – роботизированные музыкальные потоки. Что произошло? Шведы увидели, что популярность роботизированного потокового слушания растет, и тогда Spotify пошел в сторону Pandora и стал предлагать уже стриминговые потоки. Недавно Apple в своем намерении создать радиостанции переманила очень известного ведущего с ВВС Radio 1 – Зейна Лоу, для того чтобы как раз имитировать настоящие радиостанции.
– Расскажите, почему вы столь остро отреагировали на присутствие категории «как на радио» в сервисе «Яндекс.Радио»?
– Мы оценили это как способ использовать результаты нашего труда. Мы вложили много лет и существенные инвестиции в ассоциацию наших радиостанций с определенными музыкальными стилями. «Яндекс» предложил музыку под настроение, романтическое или какое-то другое, а также захотел сформировать предложение на основе выбора музыкальных стилей. Конечно, легче использовать бренд, который четко ассоциируется с определенной музыкой, сказать «как на «Европе плюс» – и все понимают, какой за этим стоит музыкальный стиль. Или «Ретро FM», в определенное позиционирование которого мы вкладывали средства, чтобы возникла ассоциация с музыкой 70-х, 80-х, 90-х.
Второй момент – это риск обмана аудитории. Не каждый может понять, что значит «как на». Мы открываем эту вкладку, а там перечислены все радиостанции. Аудитория может решить, что она попала, например, на настоящую «Европу плюс», а вместо этого получит фактически подлог и разочаруется. Поэтому был риск потерять какую-то часть слушателей. Несущественный, но все-таки. Мы были, мягко говоря, в недоумении.
– «Яндекс» вас не предупреждал о том, что ваши бренды могут использоваться?
– Для нас это был сюрприз.
– Через неделю после того, как было запущено «Яндекс.Радио», они удалили вкладку «как на радио». Это был результат ваших с ними переговоров, вы пытались с ними каким-то образом договориться – предложить более корректную музыку, какой-то бартер?
– Мы хотели только, чтобы они убрали наши бренды из своего сервиса. Никакие другие способы и варианты присутствия нас не устраивали. Это никак не совпадает с нашей собственной политикой. Другие радиостанции, насколько мне известно, также обращались к «Яндексу» с просьбой удалить свои бренды. Они это и сделали.
– В 2014 г. началась стагнация на рынке радиорекламы. Рынок вырос всего на 2%. Когда вы почувствовали, что рекламодатели сокращают свои бюджеты?
– Рынок радио позднее всех почувствовал – в IV квартале.
– В каких сегментах сильнее сократились рекламные бюджеты?
– 80% рекламных доходов приходится на топ-5 доходообразующих основных сегментов – автомобили, недвижимость, ритейл, банковский сектор и медицина. Топ-4 из пяти этих категорий существенно сократили свои бюджеты, что немедленно сказалось на общем объеме рекламного рынка. Например, объем продаж у автомобилей на начало года сократился на 40%. Все мы слышали о проблемах в финансовом секторе, у банков, которые возникли в начале этого года. К примеру, ставки по ипотеке сначала стали менять в сторону увеличения, потом совершенно заморозили кредиты – по сути, рекламировать нечего, все встало.
Ситуация на рынке рекламы серьезно обострилась в сторону демпинга, начались взаимные обвинения, что кто-то обрушивает рынок, что денег на рынке радио могло быть больше, а соответственно, могла быть больше доля радио в общем рекламном пироге.
– Взаимные обвинения в демпинге?
– Конечно. Мы все-таки не только за аудиторию конкурируем, а еще и за рекламодателей. Рынок зрелый, конкуренция достаточно жесткая. Ценовые войны существовали всегда, просто в кризис ситуация становится более напряженной. Все разговоры и попытки найти корень зла, виновных в демпинге и в потере доли радио, на мой взгляд, непрофессиональны. Нет, денег не было бы больше. Спрос рождает предложение. Если сравнить объемы проданного инвентаря за пять месяцев этого года с аналогичным периодом прошлого года, то мы увидим, что на 12% объема рекламного инвентаря было продано меньше. То есть даже с учетом снижения своих прайсов игрокам не удалось удержать объемы. Все потому, что спрос резко сократился и количество денег на радио в этом периоде было значительно меньше.
– Насколько в среднем сократилась стоимость размещения рекламы на радио?
– Везде по-разному.
– А диапазон?
– Диапазон может быть любым. Ценообразование на рынке непрозрачно. Мы не знаем, что происходит у конкурентов. В любом случае каждый из радиохолдингов заинтересован максимально сохранить свой прайс и не опускать его. И мы не заинтересованы в том, чтобы понижать свою доходность. Поэтому нужно объединять усилия и переходить к конструктивным действиям.
Есть мнение, что в России у радио не очень большая доля по сравнению с развитыми рынками и есть потенциал для ее роста. Очень часто это связывают с методикой измерения аудитории. Считается, что более прогрессивный способ – это Portable People Meter (PPM, прибор, устанавливаемый на радиоприемники для измерения продолжительности прослушивания. – «Ведомости»), который используется в США. Во многих странах используется такой же метод измерения аудитории, как у нас. К примеру, во Франции доля радио на медиарынке больше, чем в России. И неправильно говорить, что доля радио на рынке связана с методикой измерения.
А вот что действительно делают развитые страны, так это инвестируют в исследование эффективности вложенных рекламодателями средств в радиорекламу. Например, проведенное в Англии исследование показало, что наиболее эффективная доля радио в медиамиксе составляет 20%. Такого рода исследования позволяют предложить рекламодателю каждой конкретной отрасли оптимальную долю радиобюджетов и оценивать эффективность рекламных кампаний. А мы фактически с рекламодателем разговариваем на пальцах.
– У вас есть оценка падения рынка по итогам первых двух кварталов? Каков прогноз на год?
– До начала года ожидания были, что рынок радио упадет на 35–40%. Все радиохолдинги, или по крайней мере многие, планировали свои бюджеты из расчета -30%. I квартал показал падение в 25%, но по итогам первого полугодия мы видим падение в 21% по радиорынку в целом. Прогнозировать, что будет по итогам года, очень сложно. Сейчас мы ощущаем некую стабилизацию. Надеемся, что с осени динамика будет положительной. Наш коммерческий департамент прогнозировал, что рынок по итогам года покажет сокращение примерно на 20%. Посмотрим.
– Получается, что спад в 20% – это уже утешительная цифра по сравнению с 30–40%.
– Конечно, если этот уровень сохранится до конца года, это существенно облегчит положение дел в радиоотрасли. Рентабельность у эффективных игроков радиобизнеса – на уровне 20–30%, поэтому при падении выручки до 20% снижение рентабельности существенно не затронет ключевые статьи бюджета.
– На телевидении появляется все больше каналов с женской тематикой, поскольку у рекламодателей существует устойчивый спрос на женские товары и их рекламу. Чтобы обеспечить этот спрос, холдинги создают каналы исключительно для женщин. Каким образом решается этот вопрос на радио?
– Четыре из основных доходообразующих сегментов в радио, которые я перечисляла ранее, условно ориентированы на мужчин. У женщин есть преимущества в принятии решений, к примеру, в ритейле и медицине. На радио спрос равномерен как на мужскую аудиторию, так и на женскую.
– Почему слушатели выбирают конкретную радиостанцию? Включают приемник, переключают каналы, и на одном из них слушатель останавливается и проводит энное количество времени.
– Каждая хорошая радиостанция уникальна, создает индивидуальный неповторимый мир для своего слушателя. И когда мы проводим свои фокус-группы, включая радиостанции без какой-либо идентификации, аудитория очень быстро распознает, какая это станция. Программирование музыкального контента разное по энергетике, по звучанию, по подбору стилей и эпох, плюс разные ведущие и своя индивидуальная подача материала. Ведь главная задача радиостанции – не просто музыку в определенной последовательности поставить, а создать уникальный мир. И если это сделано правильно, этот мир легко распознается слушателем, он выбирает именно этот мир, потому что он ему близок и ему нравится.
– Чем отличается слушатель в Москве от слушателя регионов?
– Если мы говорим о различиях в музыкальных предпочтениях, то они, безусловно, есть. Как вы думаете, какую музыку больше всего предпочитают на юге России, в частности на Кавказе? Шансон. Помимо этого в каждом городе, в каждом регионе есть свои традиции, свои культурные особенности, которые нам удается определить за время существования формата в данном конкретном городе. Поэтому так важна локализация формата как раз с учетом этих специфических традиций и культуры.
– Почему у вас нет разговорного радио? Вам неинтересен этот формат или он не вписывается в те радиостанции, которые есть сейчас в холдинге?
– У нас «Спорт FM» – разговорное радио. Необходимости создавать еще одну информационную радиостанцию или разговорную мы не видим. Бюджет радиостанций со 100%-ным информационным контентом может в 2 раза превышать бюджет расходов музыкальных радиостанций, а для того чтобы такая радиостанция окупалась, ей как минимум нужно занимать место в топ-15 и топ-20. Для того чтобы она добилась успеха, необходимо два главных условия. Во-первых, прорывная идея, в которую ты веришь и готов инвестировать. Во-вторых, финансовые ресурсы. Рынок зрелый, давно поделен, аудитория радио стабильна, значит, тебе нужно кого-то растолкать и у кого-то эту аудиторию переманить, а это существенные инвестиции в продвижение.
– То есть сейчас невыгодно создавать даже не разговорные, а музыкальные станции?
– Дело не в том, что это невыгодно. Если есть стратегия, гениальная идея – пожалуйста. Но нужно понимать, что риски невозврата инвестиций на зрелом рынке выше. Это бизнес. Но все-таки радиостанции создаются. Как правило, позволить себе инвестировать могут крупные радиохолдинги. Какие радиостанции можно отметить за последние два года с точки зрения активного роста аудитории? В Москве – Сomedy Radio, в стране – «Вести FM».
– Как сейчас развивается «Спорт FM»? Олимпиада закончилась... Не меняли ли вы срок окупаемости? Сколько сейчас приходится вкладывать денег?
– С точки зрения операционной окупаемости проекта кризис скорректировал наши планы, сейчас речь идет о конце 2018 г. При этом доходы «Спорт FM» растут опережающими темпами на фоне падающего рынка. Мы планируем, что по итогам 2015 г. доходы «Спорта» вырастут на 5% по сравнению с прошлым.
– Во сколько оцениваются дополнительные источники доходов и возможность возврата рекламы алкоголя в сегмент?
– За время запрета пивные бренды переориентировали свою маркетинговую стратегию, ушли от радио. Мы не можем пока сказать, сколько рекламы вернется, – следующий год покажет. На определенные бюджеты в этом году, конечно, рассчитываем.
– Требуются ли дополнительные инвестиции в развитие «Спорт FM»? Появилась ли в конце прошлого года и начале этого необходимость дополнительных инвестиций в «Спорт FM»?
– Радиостанция выйдет на операционную окупаемость к концу 2018 г., это означает, что на сегодняшний день проект убыточный, он инвестируется за счет чистой прибыли ЕМГ по решению собственников. Последней крупной инвестицией мы считаем рекламную кампанию по всей стране перед Олимпиадой в Сочи. Это важно было сделать, так как мы запускали бренд уже перед самой Олимпиадой и прекрасно понимали, сколько нужно времени новой радиостанции, чтобы привлечь слушателей, а мы фактически запустили ее за один месяц. И нам удалось выполнить эту задачу, в Москве в период Олимпиады станция занимала 8-е место.
Но Олимпиада – существенное событие. Мы понимали, что после нее аудитория сократится. В момент создания «Спорт FM» мы знали, что интерес к чисто спортивной радиостанции будет связан с крупными спортивными событиями, а спортивные события распределяются неравномерно как в течение года, так и в течение суток. Поэтому было важно предложить аудитории контент, который бы удерживал внимание слушателей и в периоды отсутствия крупных событий. Мы пришли к выводу о необходимости расширить свой контент с чисто спортивного на дополнительные темы. Проведенные нами исследования показали, что волнует нашу аудиторию помимо спорта: вопросы успеха, семьи, психология победителя. Исходя из этого и из опыта стран с успешными спортивными радиостанциями (RMC во Франции), мы пришли к выводу, что обогащение неспортивным контентом радиостанции «Спорт FM» станет дополнительным импульсом к развитию. Мы изменили программную политику – в начале этого года мы расширили новостной и неспортивный контент, а с июня 2015 г. окончательно перешли на новую сетку вещания. Сейчас мы ощущаем положительный эффект. Корректировка концепции принесла первые результаты. За период с февраля по май аудитория «Спорт FM» в Москве выросла на 0,4%. В период с января по май – 27–28-е место, мы планируем, что к концу года она войдет в топ-25, к концу 2017 г. – в топ-18 московских станций.
– После покупки «Дорожного радио» вы говорили, что планируете значительно нарастить аудиторию «Дорожного радио». Удалось ли это сделать?
– Мы покупали радиостанцию с очень хорошей аудиторией – № 2 в России, и задача была в улучшении позиций в Москве, потому что здесь радиостанция запустилась гораздо позже, чем во многих городах России. Мы поставили для себя цель, что к концу года радиостанция войдет в топ-10 московских станций. Кстати, по итогам II квартала эту задачу мы выполняем.
– Удается ли лучше монетизировать радиостанцию?
– Радиостанция была недооценена, так как свою коммерческую политику строила самостоятельно, не вступая в коалиции для эффективного участия в распределении бюджетов крупных агентств. Когда «Дорожное радио» вошло в состав ЕМГ, мы ощутили синергетический эффект. Несмотря на кризис, мы строили планы, что доходы «Дорожного радио» вырастут на 20% к прошлому году. А уже по итогам шести месяцев 2015 г. рост составил 45%. Это очень хороший показатель, однако нужно учитывать, что в первом полугодии 2014 г. у радиостанции была низкая база.
– Насколько я понимаю, «Кекс FM» выставлено на продажу уже около года, но найти покупателя пока не удается.
– Такие сделки не происходят моментально. Это не продукт, который лежит на полке в магазине. Мы озвучивали свое желание продать радиостанцию, и оно остается в силе. Никакой спешки с нашей стороны нет, и, вообще, кризис не очень хорошее время для продажи. Но в данном случае этот актив не приносит нам убытков, просто мы для себя решили, что развивать этот проект мы не хотим, он не вписывается в нашу программную политику. Формат «Кекс FM» – это музыка 90-х, он позиционируется со слоганом «Привет, 90-е». В будущем аудитория формата будет сокращаться, и важно было определиться, продавать станцию или менять концепцию.
– В регионах вы сменили формат «Кекс FM» на «Радио для друзей».
– Для ЕМГ это определенный вызов. Мы специализировались больше на европейском музыкальном материале, но появилось «Дорожное радио» с отечественной музыкой, теперь вот «Радио для друзей». Это как раз идея, в которую мы верим, она учитывает не только отечественный музыкальный материал, тщательно отобранный по мелодичности и по смыслу, мы еще постарались учесть такие тонкие настройки, как черты национального характера, формируя наш контент на таких принципах, как верность, надежность, доброта, по сути, надежный, прекрасный мир друзей.
– Каковы финансовые показатели ЕМГ за 2014 г.?
– Мы закончили 2014 г. с показателем EBIT 935 млн руб., что на 15% больше, чем в 2013 г. При этом 2014 год уже был кризисным. В этом году предсказания делать сложно, посмотрим, что покажет рынок. В первом полугодии наша выручка, включая филиалы, снизилась на 20%. Тем не менее сейчас мы ощущаем определенную стабилизацию.
– Поможет ли переход на цифровое вещание более успешно конкурировать с интернетом?
– Решение еще не принято, мы не знаем, какая технология будет выбрана. Процесс перехода занимает до 15 лет. Цифровое вещание – это лишь способ доставки сигнала, и в данном случае вопрос – стоит ли вкладывать такие существенные деньги (а речь о миллиардах рублей) в то, что через 15 лет может стать неактуальным.
Преимущество цифрового вещания – качество сигнала, вопрос в том, как будут обеспечены связью регионы. Европа, которая запускала DAB+, не Америка и не Россия, у которых территория не в пример больше. Сколько будет мультиплексов? Хватит ли всем? Будет ли их столько, чтобы все игроки рынка перешли на цифровое вещание? Ведь речь не только о сетевых радиостанциях, во многих городах есть местные локальные станции – что будет с ними? Сейчас больше вопросов, чем ответов. Важный вопрос в том, что будет с региональными вещателями, каких это будет стоить средств, каковы будут инвестиции.
– Вы сейчас расширяете сети вещания в регионах. Насколько увеличилось количество частот?
– У «Европы плюс», к примеру, сеть практически развита. Будем продолжать принимать участие в конкурсах, для того чтобы завершить развитие национальных сетей «Дорожного радио», «Ретро FM», продолжить расширение зоны вещания «Радио 7 на семи холмах». Ну, и, конечно, мы в мае впервые вышли на конкурс с форматом «Радио для друзей», выиграли конкурс в Липецке.
– Акционеры довольны развитием?
– Могу только сказать, что они глубоко вникают во все процессы, происходящие на рынке, и поддерживают все планы по развитию. Наша любимая стратегия – нападение, активная позиция, мы стремимся добиваться максимальных результатов.
– Но ведь когда покупают бизнес, рассчитывают на дивиденды или рост капитализации.
– Безусловно, у нас стоит задача по росту капитализации, мы понимаем, что рынок непростой и требует инвестиций, особенно сейчас, когда развиваются новые медиа. Мы оцениваем текущий прирост капитализации в 2 раза. И у нас есть хорошие перспективы дальнейшего роста эффективности и, соответственно, капитализации.
Справочная информация:
Как чувствует себя бизнес
По данным Ассоциации коммуникационных агентств России, в 2014 г. объем рынка рекламы на радио составил 16,9 млрд руб. Рекламодатели потратили на распространение рекламы на радио на 2% больше по сравнению с 2013 г.
О компании
ООО «Европейская медиагруппа», медиахолдинг.
Совладельцы (данные ЕГРЮЛ на 23 июня 2015 г.): ООО «СДС медиахолдинг» (51,66%), ЗАО «Медиа плюс» (46,9%), ЗАО «Европа плюс» (1,44%).
Финансовые показатели не раскрываются.
Аудитория (за октябрь 2014 г. – март 2015 г., в городах с населением свыше 100 000 человек, данные «TNS Россия»): ежедневная – 21,8 млн человек (34,5%), еженедельная – 41 млн человек (64,9%).
... ЕМГ создана в 2006 г. До конца 2011 г. компания принадлежала французскому медиахолдингу Lagardere, который продал ее Сибирскому деловому союзу за 123 млн евро. Управляет радиостанциями «Европа плюс, «Дорожное радио», «Ретро FM», «Радио 7 на семи холмах», «Спорт FM», «Кекс FM», «Радио для друзей», «Радио рекорд».
Екатерина Тихомирова
Президент Европейской медиагруппы
Родилась в 1981 г. в г. Березовском Кемеровской области. Окончила экономический факультет Кемеровского государственного сельскохозяйственного института и Российскую академию народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации по специальности «Политология». Сейчас проходит обучение в Сколково по программе Executive MBA.
2006 Главный редактор кемеровской газеты «Союз».
2008 Директор издательского дома «Русская тройка».
2009 Генеральный директор компании «СДС-медиа».
2012 Президент Европейской медиагруппы.
Екатерина Брызгалова
Фото: А. Гордеев / Ведомости
- Теги
- Комментарии
Дни рождения
- Сегодня
- Завтра
- На неделю
российский историк, искусствовед и архитектурный критик, журналист, колумнист. Специальный корреспондент ИД «Коммерсантъ» и партнёр КБ «Стрелка»
директор дирекции главного исполнительного продюсера телеканала «Культура»
член Академии российского телевидения, корреспондент корреспондентского бюро ВГТРК в Великобритании
радиожурналист
российский журналист
российский историк, искусствовед и архитектурный критик, журналист, колумнист. Специальный корреспондент ИД «Коммерсантъ» и партнёр КБ «Стрелка»
директор дирекции главного исполнительного продюсера телеканала «Культура»
член Академии российского телевидения, корреспондент корреспондентского бюро ВГТРК в Великобритании
радиожурналист
российский журналист
ген. директор компании «Игра-ТВ», почетный президент Международной ассоциации клубов «Что? Где? Когда?»
журналист, депутат Госдумы 4 и 6-го созыва («Единая Россия»)
главный редактор журнала «Огонек»
медиаменеджер
генеральный продюсер кинокомпании «Феникс-Фильм», член Академии российского телевидения
российский телеведущий, продюсер
радиожурналист
журналист, военный обозреватель
генеральный директор АО "Телерадиокомпания "Петербург"
руководитель департамента дистрибуции "ГПМ радио"
программный директор «Ретро FM» в Санкт-Петербурге
телеведущий
зам. ген. директора ФГБУ «Редакция «Российской газеты» по международным проектам», член правления Всемирной газетной ассоциации и правления Гильдии издателей периодической печати
генеральный директор «Медиаскоп»
российский журналист, публицист, телеведущий, политический консультант, участник и многократный победитель интеллектуальных телеигр
основатель издательского холдинга «Пронто-Москва»
советская теннисистка, советская и российская спортивная журналистка, комментатор. Лауреат премии «Золотой микрофон» в номинации «Лучший спортивный комментатор». Заслуженный работник культуры Российской Федерации
заместитель исполнительного директора Международной академии телевидения и радио 2003-2021 г.г.
российский государственный и общественный деятель, книгоиздатель, продюсер и медиаменеджер
заместитель председателя Комиссии по цифровым финансовым технологиям Совета ТПП РФ по финансово-промышленной и инвестиционной политике