"Лучше конкурировать на большом рынке, чем драться по правилам каменного века за остатки с барского стола"
В минувшем феврале управляемый Михаилом Лесиным холдинг "Газпром-медиа" поглотил "ПрофМедиа" Владимира Потанина. В результате сделки появился в том числе крупнейший по количеству федеральных станций радиохолдинг. При этом под управление ВКПМ, уже включавшей в себя "Авторадио", "Юмор FM", "Радио Energy" и "Радио Romantika", перешли станции самого "Газпром-медиа" — Comedy Radio, Relax FM, "Сити FM", "Детское радио" и "Эхо Москвы". О новой структуре бизнеса в интервью "Ъ" рассказал президент ВКПМ ЮРИЙ КОСТИН.
— Что изменилось в бизнесе ВКПМ после объединения?
— Если кого-то покупают, то управленческая команда обычно приходит от покупателя. Так было с "Европейской медиагруппой" (ЕМГ), когда после ее продажи "Сибирскому деловому союзу" пришла команда из Кемерово. Мы же доказывали свое право на две вещи: управлять объединенным холдингом из девяти станций и самостоятельно реализовывать рекламный инвентарь. Мы консолидировали активы в единую структуру, унифицировали бизнес-процессы. В итоге осталось только два направления, на которые мы не полностью влияем. Первое — контент для Comedy Radio, который производится ТНТ в рамках Comedy Club, второе — "Эхо Москвы", чья структура собственности требует особых процедур для принятия решений. При этом мы продаем рекламу на "Эхе", как и на всех остальных наших станциях.
— Были ли другие претенденты на покупку ВКПМ?
— Компания находилась в состоянии подготовки к сделкам с конца 2011 года. У нас были попытки объединиться и с ЕМГ, и с группой "Выбери радио". В конце 2013 года в своеобразном тендере участвовали "Выбери радио" и "Газпром-медиа", последний в итоге победил, потому что в этом случае речь шла о приобретении у "Интерроса" не только ВКПМ, а всего "ПрофМедиа".
— Ресурсы "Газпром-медиа", включая федеральные телеканалы, участвуют в продвижении ваших проектов?
— Мы находимся в стадии формирования внутрихолдинговой политики. Но, как только достигнем максимального синергетического эффекта, станем игроком номер один на столичном и российском рынках. Это и требование акционера. В этой связи, например, нет партнера для Comedy Radio лучше, чем ТНТ, и наоборот. Кстати, "Юмор FM" также поддерживает проекты Comedy Club, пока у Comedy Radio нет федеральной сети.
— В лице Comedy Radio и "Юмор FM" у вас появилось два пересекающихся формата.
— Они по-разному позиционируются и не конкурируют. "Юмор FM" — музыкально-информационная станция, это "хиты юмора" и контент Comedy Club, рассчитанный на более взрослую аудиторию. Это федеральный игрок. А Comedy Radio — более молодежное, разговорное, космополитичное радио, при этом прикованное к одному бренду, то есть, например, КВН там быть не может.
— ВКПМ пополнилась еще и двумя разговорными форматами — "Эхом Москвы" и "Сити FM". Последний сейчас на 37-м месте из 51 московской станции. Довольны тем, как он развивается?
— Это формат, безусловно, дорогостоящий. Когда "Сити FM" выходила на московский рынок, она имела большие перспективы, так как конкурентная среда была иная. Теперь же она конкурирует сразу с десятью новостными радиостанциями. Но в текущей обстановке людям важно знать, что происходит, и новостные станции забирают аудиторию — в основном мужскую — даже у лидеров. Пока контент "Сити FM" востребован и позволяет привлекать новых рекламодателей.
— "Газпром-медиа" объявлял, что при аудите "Эха Москвы" в его эфире обнаружилась неучтенная реклама. "Эхо" проверяет ревизионная комиссия, в которую вы входите. К каким выводам пришли?
— Мы анализируем ситуацию и специфику. Радио с большим количеством разговорных программ — новое для нас дело. Необходимы понятные правила, чтобы прочертить границу между "джинсой" и обычным информированием слушателя. Надеюсь, что все вопросы к "Эху" — лишь отражение существующей практики, а не попытка скрыть какие-то доходы. Мы все приведем к общему знаменателю, упорядочим появление брендов в эфире, и всем станет легче жить. Мы также оцениваем потенциал роста выручки "Эха Москвы" и развития сети. В этом смысле в формате я вижу много плюсов. Главное преимущество — альтернативность взглядов. На рынке, где есть растущие "Вести FM" с поддержкой канала "Россия", уникальность — важный момент. Но есть и минусы с точки зрения подачи информации и программ, имеющих большее отношение к коммерции, чем к контенту.
— Например?
— Информационный формат позволяет рекламодателю, подписав договор, не просто размещать рекламу, но и приглашать в программы своих экспертов. Это хорошо для коммерции, но хорошо ли это для аудитории — в том числе для регионального развития, если продвигаемые услуги оказываются в Москве?
— Кто принимал решение об увольнении Екатерины Павловой с должности гендиректора "Эха Москвы" и ее переходе в ВКПМ?
— Решение о назначении и смене гендиректора "Эха Москвы" — прерогатива акционера. А переход госпожи Павловой в ВКПМ — общее решение. Мы совместно работали по интеграции продаж "Эха" в ВКПМ, сохранили команду продавцов "Эха", эффективно взаимодействовали.
— Как повлияет на вас консолидация телерекламного рынка в рамках нового Vi, не перейдут ли в эту структуру продажи радио?
— Сравнительно недавно мы консолидировали продажи в ВКПМ. Эта система эффективно функционирует. Взаимоисключающих задач перед нами не ставят.
— Ваш главный конкурент ЕМГ весной приобрел "Дорожное радио", вторую по популярности радиосеть в стране. Вы планируете отвечать на эту сделку?
— "Дорожное радио" — интересное приобретение, но это уже проблема ЕМГ. Для нас пока ничего не изменилось.
— Вы ведь тоже хотели купить "Дорожное"?
— Да, еще при прежнем акционере, но "Интеррос" не дал нам такую возможность. Этот вариант мы обсуждали и в рамках "Газпром-медиа". На случай покупки у нас была стратегия, которая сводилась скорее к защите "Авторадио", чем к развитию "Дорожки". Задача же коллег из ЕМГ состояла не в развитии собственных проектов, а в ударе по позициям "Авторадио". Конечно, когда сделка с ЕМГ состоялась, во мне говорили эмоции, но я перезагрузился и понял, что "Дорожное" всегда будет вторичным продуктом, а второго "Авторадио" все равно никому не сделать.
— Говорят, уже после подачи ходатайства ЕМГ о покупке "Дорожного радио" вы тоже вошли в переговоры с его владельцами.
— А мы и не прекращали с ними беседы. "Дорожное" было невестой на выданье, а невеста капризничает, когда есть не один ухажер, а два. Нужно было добавить еще некоторое количество финансов, но мой акционер не был к этому готов. Я был расстроен этим решением, но сейчас понимаю, что в перспективе оно, наоборот, защитило менеджмент, потому что помимо блокирования конкурента нужно думать и о том, с какими результатами придешь на совет директоров.
— Когда вы обсуждали возможность покупки, о каких суммах шла речь?
— Были независимые оценки и оценка владельцев "Дорожного радио" — разница доходила до десятков миллионов долларов. Существуют правила ведения таких сделок: когда действительно нужен актив, можно пойти на переплату. Пару лет назад такая покупка действительно была бы крайне полезна, но теперь мы не смогли прийти к однозначному выводу, что целесообразно вкладывать такие деньги, когда у нас и так столько нового инвентаря. И еще, когда понимаешь, что срок окупаемости инвестиции от 15 лет, как ты докажешь акционеру, что этот актив нужен?
— Рассказывают, что летом вы делали предложение о покупке "Радио Шансон" его владельцу Владимиру Маслову. И якобы тот готов был продать бизнес за $100 млн...
— Может, и был такой разговор. Но вести официальные переговоры я уполномочен не был и не вел. Мы с Владимиром находимся в дружеских отношениях, в кулуарной беседе могли посмеяться, он мог с таким же успехом назвать миллиард долларов. В бизнесе, когда мужчины друг друга понимают, это обычное дело. Безусловно, для всего обязательно когда-нибудь найдется покупатель, но владельцу "Шансона" спешить некуда. Это ниша, в которую вторая компания, скорее всего, уже не придет. Бывают исключения, но такие попытки обречены на серьезную и длительную работу. Сейчас значительно труднее добиться результата даже вливанием денег, покупками, рекламными бюджетами. В начале 2000-х можно было достичь определенных показателей за два месяца, сейчас это превращается в четыре года.
— В какую сумму сейчас может обойтись запуск новой радиостанции?
— Если нет социальной потребности в продукте, даже $10 млн на продвижение ничего не дадут. Например, в 2011 году в рекламу одного из конкурентов Radio Romantika было вложено не меньше $5 млн. Результат: прошло четыре года, станция стремится к пятой десятке рейтинга. Это не история успеха, а история неправильного управления брендом. Мне кажется, что картина рынка в ближайшее время останется неизмененной, разве что переформатируют несколько неуспешных радиостанций. Вещатели сконцентрируются прежде всего на коммерции, аудитории, позиционировании, новых медиа.
— То есть для новых форматов нет места?
— Я верю, что есть. Нельзя думать, что не придет кто-то умнее тебя, и почивать на лаврах. Но найти нишу в тысячу раз сложнее, чем в 1990-х, и в десятки раз сложнее, чем в 2000-х. Я был владельцем "Радио 101", успешной до 1995-1996 годов станции, которая проглядела конкурентов, воспользовавшихся переменой настроения в обществе. Люди тогда накушались иностранной музыки и опять захотели своего. Подобное всегда возможно, но есть проблема — кадровый голод. Нужен новый подход, что-то, что привлечет в FM молодую аудиторию, которая уменьшается.
— Вы еще рассматриваете возможность покупок?
— Мы и так лидеры по количеству радиостанций в Москве и по России. Но, конечно, периодически думаем о возможности укрепить позиции, в частности в регионах. Но и там, и в Москве неадекватное представление о стоимости активов. Тебе пытаются их впарить за деньги, которых они не стоят и никогда не будут стоить, а стоили в 2007 году, когда в городах-миллионниках станция продавалась за $2 млн. Сейчас такие цены абсолютно неприемлемы. И еще: ВКПМ до "Газпром-медиа" и после — это компании с разными возможностями. Когда становишься частью такого холдинга, получаешь набор экстравозможностей. В нашей конфигурации уже не совсем понятно, зачем тратить деньги просто на частоту в Москве.
— А сколько сейчас стоит частота в столице?
— К началу года стоила $8-10 млн, но это станции, которые не блещут результатами. О первой десятке не берусь даже судить.
— Последний запущенный вами формат — "Радио Romantika", стартовавшее в 2011 году на частоте "Радио Алла", аудитория оценила хуже, чем прежний. Не считаете, что с ним не угадали?
— "Радио Алла" было станцией одного человека, второе такое создать невозможно. Алла Пугачева многое дала для имиджа станции, но это такой ракетоноситель: подняв проект, она должна либо полностью его контролировать, либо придумывать что-то новое. Решение о прекращении сотрудничества было принято стремительно, и мы в максимально сжатые сроки придумали замену. Постарались далеко от позиционирования не уходить, омолодив женскую аудиторию. Причем запрыгнули в последний вагон, потому что, если бы выпускали этот продукт сегодня, станция навсегда осталась бы в последней десятке. А она еще будет набирать обороты. При всех рейтинговых показателях доходы "Радио Romantika" выше, чем у "Радио Алла", которая была очень дорогой станцией: у нее было больше программ, больше информационного контента, художественный руководитель (госпожа Пугачева.— "Ъ") тоже оплачивался справедливо, в соответствии с именем. Но управлять звездами тяжело, а когда ты сам не звезда, еще тяжелее.
— "Радио Romantika" окупается или ей нужны средства акционера?
— Romantika не убыточный проект, ее монетизация будет только расти. Вообще, за последние годы не помню, чтобы мы хоть раз использовали средства акционеров: стартап финансируют более успешные станции. Некоторые сделки, в том числе по региональным активам, мы тоже проводим за счет собственных средств, не заемных.
— Потребительская активность снижается, падают, например, продажи автомобилей. Как это сказывается на доходах ваших станций?
— Автомобили и медицина вместе составляют 50% рекламных бюджетов в Москве. Это ключевой сегмент. Но на самом деле, когда рынок падает, радио растет, потому что рекламодателям надо именно продавать, а не заниматься позиционированием. Поэтому сейчас мы наблюдаем возросшую активность именно автомобильных дилеров, представительств.
— Какие ожидания по росту рынка в этом году?
— Первое полугодие показало рост на 6%. Но это редкий год, когда мы готовы корректировать прогнозы чуть ли не еженедельно — настолько волатильна ситуация. Думаю, никто не понимает, какими будут поздняя осень и зима. На следующий год я бы все же прогнозировал рост у радио. Я прошел несколько кризисов — и 1998 год, и 2008-2009-е, когда было минус 30%,— по сравнению с этим сейчас мы в стабильной ситуации. И это несмотря на жуткий фон — ведь помимо ситуации на Украине есть, например, "Исламское государство", которое тоже влияет на мировую обстановку, а маркетинговые бюджеты в первую очередь срезаются как раз в таких ситуациях.
— Насколько напряженная конкуренция за бюджеты на рынке?
— Мы ощущаем конкуренцию, боремся за клиентов и в этой связи выступаем против больших пакетных рекламных предложений на радио. В 2009-2010 годах пакеты были нормальным продуктом, а сейчас себя изжили, потому что в них для выполнения обязательств перед партнерами неизбежно переливание денег со своих радиостанций. Ты берешь обязательство кормить чужую радиостанцию, но за счет чего? Уверен, что все игроки, включая ЕМГ, понимают, что помимо решения сиюминутных задач надо мыслить стратегически и не на смехотворную перспективу, а хотя бы на три года. Нельзя развращать клиента. Если кто-то из игроков идет на такую политику, то у многих участников рынка просто не достает альтруизма, чтобы тоже не идти в кильватере этой опасной игры. Причем коллеги считают, что они-то как раз не демпингуют, а демпингуют все остальные. Конечно, может, мы и сами дойдем до подобных предложений, если почувствуем, что нет другого выхода, но в принципе мы категорически против демпинга и переброски одних денег по разным корзинам.
— Участники Российской академии радио этим летом не договорились о партнерстве с ресурсом Moskva.FM. Какова ваша позиция?
— Работа не закончена, а приостановлена. Серьезный обмен мнениями у нас впервые состоялся в июле, и когда мы подошли к подписанию договора по Moskva.FM, то поняли, что тема недоработана. Логику ВКПМ и некоторых других коллег можно охарактеризовать просто: если нельзя уничтожить пиратов, надо легализовать их. Moskva.FM очень востребован публикой, поэтому я выступаю за то, чтобы возглавить процесс легализации, если мы не можем или не хотим закрыть сервис. В любом случае, дни нелегальных массовых ресурсов сочтены.
— У ВКПМ есть свой онлайн-ресурс 101.ru, планируете ли дальше развивать присутствие в интернете?
— 101.ru — лидер среди легальных ресурсов, но это до сих пор факультативная площадка. Какое-то количество денег от баннеров она приносит, мы думаем и о дополнительных сервисах, но за них надо будет платить уже всем мейджорам, а не только авторским организациям. Думали о запуске рекламы в аудиопотоках. Но интернет-радио не создает новых денег, а в переливании средств из FM-рекламы я не вижу смысла. Скорее надо концентрироваться на основном ресурсе, заниматься региональными рынками. FM до сих пор не сдает позиции, потому что сам этот стандарт слишком хорош. По нашим прогнозам, региональный рынок радио в России к 2017 году достигнет 9,2 млрд руб. и сравняется с московским. Именно там резервы роста. Это требует инвестиций, пересмотра стратегии, и в этой связи монетизация в онлайне становится скорее хобби.
— Какие конкретно планы на региональное развитие?
— Я за то, чтобы продолжать федерализировать все радиостанции, имеющие потенциал роста, в том числе "Детское радио", Comedy Radio. Основа стратегии — запускать радиостанции на развитых рынках. Вопрос не столько в количестве станций, сколько в потенциале, который в одном городе есть, а в другом отсутствует. При этом для коммерческой привлекательности больших станций типа "Авторадио", наоборот, имеет значение тотальное присутствие.
— Насколько вообще радио сейчас привлекательно для инвестиций?
— Консолидация не останавливается, заявил о себе, например, Михаил Гуцериев. Он создает нишевые продукты, это стратегия, которую может себе позволить мыслящий на длительную перспективу и очень обеспеченный человек. "Мультимедиа холдинг" Виталия Богданова тоже продолжает инвестировать в радио, хотя, казалось бы, после талантливых сделок он должен был на пике бизнес продать, чтобы заработать. Но оказалось, что господин Богданов как один из пионеров нашего движения продолжает верить в радио и в непростые, но социально значимые форматы, такие как "Радио Jazz". Интерес к радио есть, даже когда общий политический и экономический фон отрицательный. Хочется думать, когда закончится кризис, у нас будет возможность и дальше развивать рынок. А будущее зависит от того, как будут вести себя игроки. Надо привлекать нехарактерных для радио рекламодателей, например, FMCG. Нужны мультилокальные продажи (централизованные закупки рекламы сразу в нескольких регионах.— "Ъ"), появление собственных структур продаж у всех крупных холдингов. Да, это конкуренция, но лучше конкурировать на большом рынке, чем драться по правилам каменного века за остатки с барского стола.
Интервью взяла Анна Афанасьева
Революция в мире развлечений свершилась.
И пока шли споры о том, кто выиграет — Сеть или ТВ, интернет-телеканал Netflix отодвинул всех на второй план. Он тратит сотни миллионов долларов на сериалы, совершенно не заботится о рейтингах и в день премьеры выкладывает сразу все эпизоды. Аудитория неуклонно растет, для него рвутся снимать лучшие голливудские режиссеры, а конкурентам остается лишь разводить руками
и задаваться вопросом: как такое возможно?
В середине июня стало известно о планах Кремля создать новое СМИ, которое составит «идеологическую конкуренцию» существующим изданиям, в первую очередь — газетам «Коммерсантъ» и «Ведомости». Учредителем станет фонд «Институт социально-экономических и политических исследований» (ИСЭПИ). Руководитель фонда Дмитрий Бадовский (в прошлом — заместитель управления по внутренней политике администрации президента России) считает, что такое СМИ сможет «разбавить монополию либеральных взглядов в российском медиа-пространстве».
1 июня начинает вещание канал «Пятница» — бывший MTV, окончательно избавленный от музыки и от бремени международного бренда. «Пятница» будет показывать сериалы, скетчкомы, реалити-шоу, оставляя при этом место и для интеллектуальных программ. 3 июня на «Пятнице», входящей в холдинг «ПрофМедиа ТВ», стартует совместный с «Лентой.ру» и радио «Серебряный дождь» проект «Живые», в котором известные люди будут читать стихотворения по своему выбору. «Лента.ру» побеседовала с Николаем Картозией, президентом «ПрофМедиа ТВ» и создателем «Пятницы», о том, зачем России нужен еще один развлекательный канал, да еще и с интеллектуальной изнанкой.
Практически все представители медиаиндустрии сегодня в один голос кричат, что надо многое менять в устройстве бизнеса традиционных СМИ — ТВ, радио и прессы, мол, они находятся на грани гибели. Руководитель медиалаборатории «РИА Новости» Василий Гатов изучает тенденции развития медиа на рынках США, стран Европы, и на основе анализа делает прикладные прогнозы развития индустрии. Подробно о том, чему должны учиться современные медийщики, он расскажет в Москве 12-13 мая на форуме Mipacademy DO. А в интервью «МП» он рассказал об опасности и о том, чего надо делать уже сегодня.
Сегодня в штате любой медиакомпании обязательно есть творец-креатор, а то и целый отдел таковых. Эти люди изучают поведение зрителей и пользователей, анализируют их предпочтения и предлагают идеи новых проектов. Все чаще идеи рождаются на стыке разных медиа — ТВ, интернета, приложений и пр. О том, как сотворить собственный трансмедийный формат и заработать на купленном, будут говорить спикеры форума MIPAcademy Moscow DO, который состоится 12-13 мая 2013 года в Москве в центре Digital October. Один из специалистов мирового уровня Кристоф Фей, управляющий директор компании Entertainment Master Class и международный эксперт в области защиты контентных прав, рассказал «МП» о том, как придумывают и воруют форматы.
Новые источники денег
Кристоф, вы являетесь экспертом в области существующих телевизионных форматов. Какие тенденции в данной области вам бы хотелось отметить? Какие направления теряют популярность, а какие набирают?
Растет, в первую очередь, развлекательное телевидение. Форматы постоянно гонятся за временем, одни выходят из моды, другие обретают популярность. Создавая формат, стоит сразу думать о том, как из маленького шоу можно будет также сделать большое шоу, чтобы перевести его из телевидения в другие медиа, создать вокруг передачи трансмедийный продукт. Также можно перевести шоу в другие культуры. Таким образом вы сможете реализовать формат на разных телевизионных рынках по всему миру.
Началось это массовое ускорение в игровых шоу. Они производятся один за другим, как пироги, и если у вас есть формула успеха, то трансформируйте ее в разные культуры, так как люди не хотят видеть американцев, которые выигрывают американские призы. Они хотят видеть русских кандидатов, отвечающих на русские вопросы и выигрывающих русские призы.
Следом за игровыми форматами в тренд продажи форматов вошел жанр реалити, который в девяностых только начал набирать популярность. Также в разных странах популярны адаптации сериалов - то, что повсеместно использовалось в мире несценарных развлекательных шоу, теперь становится популярным также и в сценарных. Сперва пересниматься стали ситкомы, теперь пришел черед драматических сериалов.
Так появилось бизнес-направление продажи форматов. Масштабы проникновения эффектно демонстрирует шоу «Кто хочет стать миллионером?», на тему которого не так давно было снято оскароносное кино. Так что успешно продаваться в принципе может любой жанр.
Когда выходит принципиально новое шоу — оно становится трендом. Чаще всего появляются реалити-шоу, потому что они просты в производстве, а также соревновательные реалити-шоу с крупным призом. Если вы спросите, что будет следующим крупным проектом, я отвечу, что это точно будет не шоу-талантов - их и сейчас слишком много.
Рождаются ли лицензионные форматы для интернет-пространства? Какие?
Да, форматов «кросс-медиа» очень много, но пока они зарабатывают немного. Существует отличная схема: телевидение используется для привлечения к проекту аудитории, а затем создается другая жизнь проекта, не связанная с ТВ, которая является лишь окном к продажам. Люди видят шоу на телеэкранах, а затем в сети они могут познакомиться с совершенно другой стороной «истории». Бывает также, что шоу заканчивается на телевидении, но продолжается в интернете. Такое происходит во многих трансмедиа продуктах.
Мы привыкли к схеме, когда сначала идет запуск программы на ТВ, и затем она появляется в интернете. Но сейчас процесс начинает проходить и наоборот, поскольку в Сети тоже существуют оригинальные форматы.
Прицел на экспорт
Почему на телевизионных рынках США, Британии, Голландии, Аргентины рождается много форматов, которые продаются в разные страны, а в России, в основном, адаптируют чужие идеи?
В первую очередь, потому, что руководители телеканалов не выделяют место в программной сетке под домашние шоу. Если вы будете только импортировать, то откуда возьмутся в прайм-тайм собственные шоу?!
Существует множество разнообразных идей, вы можете найти стартовую площадку для каждой и посмотреть, какие из них работают, а какие нет. И те, которые станут популярными, могут быть проданы. Британское телевидение — торговое окно в мир, люди смотрят его хотя бы из-за английского языка, что недоступно немецкому или русскому рынкам, к примеру. Однако язык, не единственная причина такого внимания, в Голландии и Аргентине рынки тоже сильны в продаже форматов. Есть что-то в этих рынках, что заставляет людей заниматься разработкой новых телевизионных шоу.
Успешность рынков Голландии и Великобритании заключается в том, что у них очень сильные независимые продюсеры, у которых есть влияние и возможность защитить свои права. Поэтому они не отдают все права вещателям, а передают право выпускать шоу, продвигать его за пределы рынка вещания, но права на формат остаются за продюсерами.
Опыт той же компания Endemol показывает, что у маленькой Голландии есть рынок для тестирования продукта, - они создают популярное шоу, проверяют его на аудитории, потом с учетом реакции зрителей дорабатывают формат и отправляют его по свету. И зарабатывают намного больше денег за пределами своей страны, на гораздо более крупных рынках. Подобная стратегия практикуется этой компанией с самого начала. Когда они разрабатывали продукт, они думали не только о своем маленьком рынке, а сразу замахивались на продажи по всему миру. В этом подходе главное отличие от менталитета российских подюсеров. Такая же история в Великобритании, которая запускает в плавание множество оригинальных форматов.
Есть ли у российских продюсеров потенциал создавать проекты, которые были бы интересны за пределами России?
Да, конечно есть. Суть в том, на что ориентироваться: либо вы думаете о получении прибыли со своего местного канала сейчас, либо вы думаете о создании бизнеса, который может разрастись за пределы не только канала, но и страны. Если вы думаете о создании и расширении бизнеса, вы должны думать об интеллектуальной собственности, то есть, должны создавать то, на что сможете оформить права. Это немного другой подход к делу, чем быть просто продюсировать популярное шоу. Уверен, что русским продюсерам под силу это сделать, - ваша культура достаточно обширна, телевизионные станции достаточно большие и бюджеты у вас немаленькие.
Надо определить, тратить ли все деньги на производство шоу или же оставить немного на его развитие и продвижение на других рынках. Если вы творческая компания, вы должны быть готовы как к успеху, так и к провалу, поскольку когда вы создаете что-то, нет гарантий, что это станет хитом. Вы должны настраиваться на то, что это может стать хитом. Всегда велика вероятность, что большая часть ваших шоу провалится, зато будет одно, которое станет хитом и окупит затраты на предыдущие провалы. Заставить организацию функционировать таким образом непросто. Но вполне реально.
Идейная атмосфера
В России продюсеры уверяют, что успех телешоу зависит от бюджета – с большими деньгами проще нанять профессионалов и снять рейтинговый проект. Как бюджет влияет на результат? Есть ли за пределами России примеры недорогих, но успешных проектов?
Можно потратить кучу денег, но снять какой-то малопопулярный трэш. А можно потратить немного денег на проект, идея которого привлечет аудиторию и понравится людям. Однако, стоимость производства может быть определена только тогда, когда у вас есть «производственные» деньги, контракт или договор с вещателем. Возможно, что вещатель даст меньше денег, чем шоу должно стоить, или, возможно, больше денег, чем оно будет стоить, и продюсер сможет получить скрытую прибыль. Самое странное во всей этой ситуации, что во многих странах (возможно, и Россия входит в их число) у продюсера не так много клиентов, иногда у продюсера есть только один вещатель-заказчик. И тогда может возникнуть олигополия. У вещателя во время переговоров имеется бОльшая власть, и когда власть эта односторонняя, он может снижать цену, пока это возможно. Возможно ли, что они смогут сделать это шоу на 10 процентов дешевле? Давайте попробуем дать им на 10 процентов меньше в следующем бюджете. И это, естественно, происходит постоянно. Когда вещатель слишком сильно давит на продюсера, это может снизить качество продукта, или же продюсер окажется в ситуации, когда у него не будет денег на развитие новых идей. Поэтому вещателю придется довольствоваться лишь ремейками и подражаниями.
С чего стоит начать продюсерам, задумывая новый телевизионный формат?
Тут нет определенного правила или единого для всех алгоритма действий. Это сродни вопросу: «С чего писателю надо начать роман?» Я думаю, что если вы хотите быть компанией, которая способна создать что-то новое, вам нужна среда, которая позволит вам совершить провал. Разрабатывая новые идеи нельзя точно знать, какая из них сработает, а какая нет.
У сотрудников компании должна быть возможность работы в двух режимах: открытом, когда вы можете обрести вдохновение и создать что-то новое, и в закрытом, когда вы сможете взять себя в руки и воплотить проект в жизнь. Как сказал Джон Клиз, «креативность — это не талант, а способ работы». Иногда это значит из закрытого режима переключиться в открытый (это очень сложно в организации, где все только выполняют задания в закрытом режиме и у сотрудников нет времени на то, чтобы в открытом режиме придумывать идеи, разрабатывать новые продукты). Главная проблема многих организаций в том, что их сотрудники пребывают только в закрытом режиме. Если в вашей компании все занимаются лишь выпуском заказанных вещателем шоу, выполняют лишь повседневные задания, то новый формат вы вряд ли изобретете.
Давайте представим, что у меня появилась идея шоу, которого я ни у кого не видела. Как мне проверить придуманный формат на уникальность?
Вы не можете это проверить. Вы можете провести исследования, постараться выяснить, выпускается ли уже где-то подобное шоу. Вы можете объединиться с сильным игроком, который знает рынок, с крупным развлекательным брендом или вещателем — они знают что где происходит. И бывает, что вы придумали нечто оригинальное, а они могут сказать вам: такое шоу уже выходит в Австралии, вы просто не знали об этом. Вы могли придумать что-то похожее просто потому, что идея витала в воздухе.
Не существует какого-то единого департамента патентов по творческим идеям для развлекательного телевидения или же реестра всех выпускаемых шоу, где можно проверить идею телепроекта на оригинальность. Вы можете выяснить это только выпустив проект на рынок.
Воровать идеи надо с умом
Еще одна ситуация. Я увидела на иностранном канале какое-то шоу, которое захотела реализовать. Я меняю несколько элементов: например, ведущий у меня будет не мужчина, как в оригинале, а женщина, число участников увеличится, добавится новое испытание... Буду ли я считаться автором нового формата или вором идеи?
В нашем бизнесе каждый стоит на плечах коллег и предшественников. Даже закон об авторском праве не против, чтобы другие вдохновляли вас. Вы всегда будете брать что-то у других - это неизбежно. Но вопрос в следующем — сможете ли вы из подсмотренных идей создать оригинальный проект с уникальным содержанием? Или вы лишь что-то поменяете, чтобы скрыть отсутствие оригинальной идеи?
Если бы суть была не в сходствах, а в отличиях, то вор мог бы защититься, указывая на то, что он не стал красть из магазина все кольца, а взял лишь несколько. Но это не правильный подход. Создавая проект, надо во главу угла ставить оригинальные придумки, а не прятать заимствования.
Каждый может позаимствовать идею, стиль, какие-то элементы, и, добавив свою идею, показать собственный новый формат. Но совсем другое дело, когда кто-то берет формат и не меняет в нем ничего. И если вы делаете что-то подобное, то вы просто подражатель. Часто те, кого обвиняют в копировании, говорят: а у меня другой ведущий или у меня не 8 игроков, а 10. Разве это существенное отличие?! К примеру, если в уголок картины добавить один маленький цветочек — разве это будет совсем другая картина?!
Какие нарушения сегодня распространены в области телевизионных прав? Часто ли воруют форматы?
Постоянно. Телевизионная индустрия — это индустрия подражателей. В ней циркулирует много денег, внутри нее царит большое соперническое напряжение, из-за которого и происходят копирования идей.
Кто-то, смотря телевизор в России, вполне может и не знать о том, что показывают, к примеру, в Англии. Очень просто смотреть иностранные каналы, копировать шоу с других рынков и выпускать их здесь, без лицензии. Раньше это не имело значения, потому что индустрия телевидения не охватывала мировые масштабы, и ограничивалась лишь рынком собственной страны. Но теперь создатели проектов знают, что происходит по всему миру, потому что телевидение — это мировой рынок. Когда кто-то копирует шоу, лишая правообладателей формата денег, которые те не получат с вашего рынка, то имеет место нарушения закона.
Подробности о форуме на MIPAcademy Moscow DO
Текст: Александра Тарунтаева
Руперт Мердок – крупный медиамагнат, владелец спутниковой телекомпании Star TV, социальной сети "MySpace", компании Dow Jones, «20th Century Fox», нескольких телекомпаний в США. В 2012 году он занял 106 место в списке богатейших людей мира по версии журнала «Forbes».
В чем секрет достижений Мердока? Во-первых, он любит свое дело. Работа с медиа предполагает активную включенность в события. Этому приходится посвящать себя целиком, но те, кто оказался в сфере медиа, вряд ли захотят сменить профиль. «Я буду возглавлять совет директоров пока меня не похоронят», - обещает Мердок.
В рамках информационного интернет-портала «Россия для всех», был открыт новый раздел, посвященный культуре Бурятии. На сайте этого проекта помимо бурятов были освещены культуры шести других народностей — азербайджан, дагестанцев, киргизов, таджиков, черкессов и чеченов. Сам ресурс стал лауреатом девятой «Премии Рунета 2012» в номинации «.рф и не только». Одной из основных задач проекта является гармонизация межнациональных отношений в России, что в настоящее время является актуальной проблемой. На сайте в интересной форме каждый желающий может ознакомиться с культурой этих народов, с обычаями, историей, новостями, мероприятиями, и даже кухней.
- Теги
- Комментарии
Дни рождения
- Сегодня
- Завтра
- На неделю
российский журналист, политик, бизнесмен
российский продюсер кино и телевидения, телеведущий, генеральный директор телеканала СТС, Президент фонда «Академия российского телевидения», соучредитель продюсерской компании COSMOS studio, сопредседатель Правления Ассоциации продюсеров кино и телевидения, член Совета директоров Гильдии продюсеров России
продюсер, режиссер, сценарист
российский журналист, политик, бизнесмен
российский продюсер кино и телевидения, телеведущий, генеральный директор телеканала СТС, Президент фонда «Академия российского телевидения», соучредитель продюсерской компании COSMOS studio, сопредседатель Правления Ассоциации продюсеров кино и телевидения, член Совета директоров Гильдии продюсеров России
продюсер, режиссер, сценарист
радио и телеведущий
директор ГТРК «Нижний Новгород»
телеведущий, продюсер, руководитель ООО «Студия Ивана Усачева»
член Академии российского телевидения
российский журналист, теле- и радиоведущий, актёр. Член Академии Российского телевидения, ведущий программы «Однажды…» на телеканале НТВ
российская теле- и радиоведущая, журналистка и предприниматель
учредитель и генеральный директор радиостанций "Голос Ангары" и "Старое доброе радио", Братск
российский журналист и телеведущий, член Академии российского телевидения, ведущий программы «Вести в 20:00» на телеканале «Россия-1», директор института «Первая Академия медиа» РЭУ им. Г. В. Плеханова, директор Института медиа НИУ «Высшая школа экономики», член Экспертного совета Президентского фонда культурных инициатив
писатель, кинодраматург, издатель
журналист
журналист
российский журналист и музыкальный критик, публицист, телеведущий. Обозреватель газеты «Московский комсомолец».
диктор Центрального телевидения СССР и телеканала «Останкино» в 1962-1995 гг., народная артистка России
продюсер, "Новое Радио" программный директор
член Академии Российского телевидения
заместитель генерального директора АО "Первый канал", директор Дирекции спецпроектов, член Академии российского телевидения
ведущая программы «Время» на «Первом канале», член Академии российского телевидения
российская журналистка
медиаменеджер, член Академии Российского телевидения
директор дирекции, главный режиссер Russia Today