В июле во время запуска президентской кампании 2016 года миллиардер Дональд Трамп задал медиа задачу, разразившись тирадой о мексиканских иммигрантах. "Они приносят с собой наркотики. Они приносят преступность. Они насильники", – сказал Трамп, добавив, что может предположить, что "некоторые из них хорошие люди".
Медиа быстро опровергли слова Трампа, ссылаясь на исследования и данные, которые показывают, что не существует доказательств того, что иммигранты совершают больше правонарушений, чем коренные американцы.
Отделять факты от вымысла – непростая задача для журналистов, рассказывающих о таких общественных фигурах, как Трамп, чьи слова и идеи сразу же попадают в заголовки СМИ.
Как нам понять, когда общественные деятели лгут или искажают информацию для личной или политической выгоды? Как определить, чему верить? Кому доверять? C чего начинать, проверяя факты?
Обладатель Пулитцеровской премии сайт PolitiFact предлагает семь советов для журналистов.
В материале, опубликованном в августе 2014-го, редактор Энджи Дробник Голан отметила: "В поисках доказательств мы используем специальное руководство, чтобы ничего не пропустить. Конечно, все случаи проверки фактов разные, но мы можем использовать одни и те же методы, чтобы найти факты и докопаться до истины". Ниже приведены советы Голан.
Попросите человека привести доказательства
"Мы считаем, что, даже когда люди утверждают что-то экспромтом, без подготовки, они, как правило, могут объяснить, откуда у них возникла эта идея. Обычно люди, даже приводя неточные сведения, не берут свои идеи из воздуха.
Рассматривайте доказательства, которые приводит выступающий, как ключ. Потом вы сможете искать другие доказательства, которые им противоречат или подтверждают их".
Посмотрите на то, что до вас нашли другие люди, занимающиеся проверкой фактов
"В PolitiFact мы обращаемся к нашему архиву, содержащему более 8 000 результатов проверки фактов, в поисках уже опубликованного нами контента на данную тему. Мы также пользуемся результатами работы наших друзей из Factcheck.org, блога Fact Checker издания Washington Post, Snopes и других сайтов, занимающихся проверкой фактов, – и соответственно оформляем ссылки на них, публикуя наши материалы. Мы рассматриваем информацию, которую они нашли, а затем сами проверяем доказательства".
Проведите поиск в Google – а затем повторите его
"Не ограничивайтесь поиском по одной или двум фразам. Используйте как можно больше различных комбинаций. Если мы пишем, например, об изменении климата, можно искать "изменение климата", "глобальное потепление", "выбросы углерода", "снижение уровня СО2", "электричество" и "правила ЮСЕПА".
Научитесь продвинутому поиску в Google, ищите по типу файла (file:pdf) или доменному имени (site:politifact.com). Знакомство с расширенными возможностями Google требует времени, но это очень полезный навык.
Ищите специалистов, представляющих разные точки зрения
"Эксперты могут посоветовать вам обратиться к результатам исследований, которые вы сами не смогли бы найти, кроме того, часто они могут предоставить важный контекст для исследований, о которых вы уже знаете. Эксперты также помогут вам избежать ложных предположений о сложных вопросах.
Попросите экспертов помочь вам в поисках других экспертов. Вы можете спросить: "Можете ли вы назвать кого-то, чье мнение вы уважаете и кто может не соглашаться с вами в этом вопросе?" Или: "Можете ли вы порекомендовать кого-то, кто считается авторитетом в этом вопросе?"
Что-нибудь еще?
"Задайте себе такие вопросы: "На что еще я не обратил внимания? С кем еще я могу поговорить? Существует ли какой-либо аспект проблемы, который я не учел?" Потратьте время на то, чтобы еще раз обдумать весь процесс, – это часто помогает найти последнюю, критически важную информацию, которая обеспечит успех процессу проверки фактов".
Africa Check – организация, ставящая своей целью способствовать точности информации, предоставляемой СМИ, также предлагает совет о том, как проверять высказывания общественных и политических деятелей. Они сформулировали вопросы, которые должны помочь журналистам оценить достоверность информации. Среди этих вопросов:
- Могут ли данные общественные деятели знать то, что утверждают? Получили ли они эту информацию из первых или вторых рук, может ли быть, что они услышали где-то эту информацию и поверили ей?
- Есть ли сведения о том, где эта информация была собрана? Общественные деятели часто представляют информацию, собранную много лет назад, как новые данные, не упоминая о датах.
- Анализируя статистические данные, спросите себя, была ли выборка достаточно большой? Была ли она полной?
- Как проходил сбор данных?
AfricaCheck советует: "Обратитесь к источникам данных, экспертам и к широкой публике. ... Проверка общественных дискуссий – дело непростое. Черт часто прячется в мелочах. Чтобы его найти, нужны выдержка и настойчивость".
Эксперт по распознаванию обмана Джанин Драйвер обучала сотрудников Федерального бюро расследований и других государственных агентов тому, как определять ложь. Вот пять советов, которые также могут пригодиться и журналистам:
- Сначала обратите внимание на то, как человек ведет себя в нормальной ситуации.
- Слушайте внимательно.
- Обратите внимание на "горячие темы".
- Задавайте дополнительные вопросы.
- Спросите человека, говорит ли он или она правду.
Драйвер предлагает заканчивать интервью вопросом: "Говорили ли вы мне правду, когда вы отвечали на мои вопросы?" Она говорит, что ее интересуют простые ответы: "да" и "нет"; если человек замнется, это может быть признаком того, что он был не вполне честен.
Шэри Рикьярди
Часть 1: четыре способа стабилизации камер
Смартфоны используются в журналистике в течение всего восьми лет, и, как правило, их используют видеожурналисты (VJs), в 50-х и 60-х годах начинавшие работать с 16-мм пленкой.
VJs по всему миру теперь получили гораздо более дешевый и более мощный инструмент, чем предшествующие видеокамеры, которые используются с 80-х годов прошлого века до настоящего времени.
Многие VJs также используют цифровые однообъективные зеркальные камеры (DSLR) для съемок видео. Но перемены неизбежны. В новостной индустрии смартфоны не только заменят большинство камер потребительского класса и DSLR, они также вытеснят профессиональные камеры для электронного сбора новостей (ENG).
Цунами технологий, связанных со смартфонами, сейчас только формируется – когда оно наберет полную силу, произойдет революция в сфере сбора новостей, которая будет связана с устройством, изначально даже не предназначенным для новостной фотографии.
И эта революция будет связана не только со способом снимать видео. Для редактирования видео и работы в прямом эфире тоже можно использовать небольшой телефон, который помещается в кармане. Это означает, что похоронный колокол уже звонит по навороченным видеомонтажным и дорогим передвижным телестудиям.
Но как же журналисты, которые никогда не учились снимать и редактировать новостные видео, смогут создавать профессиональные новостные репортажи с помощью смартфонов? Если VJs вскоре заменят видеооператоров и редакторов видео, то им нужно совершенствовать свой профессионализм.
Обучение – один из шагов на пути к профессионализму. Существуют книги, семинары, онлайн-руководства и курсы в колледжах по видеосъемке.
Другой важный шаг – наработка навыков владения камерой, не предназначенной для ENG. Смартфоны слишком легкие, и их не очень удобно держать для профессионального ENG.
Лучшим способом стабилизации смартфонов является штатив. Но у смартфонов нет разъемов для крепления штатива (большинство штативов во всем мире используют одинаковые разъемы). Значит, вам будет нужен адаптер штатива для вашего смартфона. Такой переходник можно купить на eBay примерно за 4 доллара.
VJs, когда это возможно, должны снимать со штатива. Но зачастую у них нет ни времени, ни возможности для его установки. Так что большинство видео и фото они снимают, держа смартфон в руках.
Важный аксессуар для съемки смартфоном с рук – стабилизатор (у всех коммерческих стабилизаторов также есть отверстие для штатива, поэтому их можно использовать как для съемки со штатива, так и для съемки с рук).
Первый из четырех типов стабилизаторов – просто рамка или держатель с одной ручкой. Такой стабилизатор обеспечивает минимальный уровень контроля. Всегда берите его с собой, выходя из дома. Держите ручку одной рукой, придерживая другой рукой эту руку или сам смартфон, при этом локти нужно плотно прижать к телу.
Другой вид стабилизатора оснащен двумя ручками. Например, чехол для смартфона iOgrapher имеет две ручки, а также два кронштейна (холодных башмака) для крепления подсветки и микрофонов, оправу объектива, и снизу у него есть разъем для присоединения штатива. iOgrapher сделан из легкого АБС-пластика, что является недостатком по сравнению с его тяжелыми металлическими конкурентами. Но этот недостаток можно легко исправить, прикрепив дополнительный вес.
Один из металлических (алюминиевых) конкурентов iOgrapher – mCAM. Он тяжелее, но ему не хватает настоящих ручек. Правда, толстая рамка может служить своего рода ручкой.
Другой плюс стабилизатора mCAM: у него есть 37мм широкоугольный объектив. Широкоугольные объективы сами по себе имеют стабилизирующий эффект. Вот почему камеры GoPro, которые обычно используются для съемки на ходу, оснащены большими широкоугольными объективами. И по этой же причине бывает трудно получить фото и видео хорошего качества с помощью телеобъектива, не используя штатива.
Третий тип стабилизаторов – стедикам (Steadicam, как и Kleenex, – это название бренда, но я использую этот термин для обозначения продукции разных брендов, в которой используется рамка и противовесы).
Несколько производителей предлагают стедикамы для смартфонов. Это крутые приспособления, но их не всегда удобно применять для электронного сбора новостей. Они относительно дороги, требуют много времени, чтобы научиться их правильно использовать, занимают много места и редко пригождаются для сбора новостей. Они лучше подходят для съемок фильмов и рекламных роликов.
Четвертый вид устройств, поддерживающих смартфоны во время съемки, – плечевые риги и упоры. Эти стабилизаторы повторяют вид и ощущение от профессиональных видеокамер, которыми, как правило, снимают с плеча. Опытные новостные операторы при переходе на смартфоны могут предпочесть плечевой риг. И кроме всего прочего, стабилизатор, опирающийся на плечо, придаст видеожурналистам более профессиональный вид.
Для VJs, имеющих желание и необходимые навыки, чтобы сделать свои собственные стабилизаторы для смартфонов, я могу предложить бесплатное руководство по изготовлению таких устройств. Его можно найти на моем сайте. Этот дизайн имеет две уникальные особенности, которых я не нашел в коммерческих моделях: возможность использовать пузырьковый уровень для выравнивания кадра и место, куда можно при необходимости добавить дополнительный вес, чтобы превратить конструкцию в недорогой вариант стедикама.
Обратите внимание на вторую часть этого материала (публикация которой ожидается) – там вы найдете советы по съемке с рук.
Линн Пакер – тренер по сбору информации с помощью смартфонов и консультант телевизионных и онлайновых новостных программ на медиарынке в Германии. Его учебник Schreiben, Drehen & Schneiden – хороший ресурс для владеющих немецким языком видеорепортеров, использующих смартфоны для съемки и редактирования видео. Учебник можно бесплатно скачать здесь.
Линн Пакер
Фото и текст ijnet.org
Член ОП РФ рассказала участникам форума «Территория смыслов на Клязьме», как выглядит хороший журналист, почему важна специализация и как будут выживать традиционные СМИ
Отвечая на вопросы молодых журналистов о портрете хорошего специалиста, Мария Комарова, член Комиссии ОП РФ по развитию информационного сообщества, СМИ и массовых коммуникаций и генеральный директор ИД «Коммерсантъ», отметила, что важно обязательно развивать свой кругозор, читать классическую литературу и быть любознательным. «Ваша успешность будет напрямую зависеть от вашей образованности и начитанности», — подчеркнула член ОП РФ.
Дискуссионной оказалась тема необходимости специализации в журналистике. «В ИД „Коммерсантъ“ есть команда журналистов, каждый из которых разбирается в отдельной узкой теме и осуществляет ее глубокую экспертизу. У нас, например, есть отдел транспорта, все его сотрудники разбираются в проблеме этой отрасли в целом, но при этом один специалист отлично разбирается в железнодорожной тематике, а другой подкован в особенностях авиасообщения. Залог успеха в общении со спикерами в данном случае заключается в том, что им доверяют в отрасли и именно поэтому у них появляются эксклюзивные материалы, которыми они потом взрывают Медиалогию и Медиаметрикс», — отметила Мария Комарова и озвучила, что в ИД «Коммерсантъ» действуют абсолютно разные технологические подходы к работе. «В газете люди, как правило, являются глубокими экспертами в своих областях, какой результат это нам дает? — За последние пару недель было несколько громких информационных поводов, который выдал в мир именно „Коммерсантъ“. Мы первые сообщили о том, что состоится сделка по покупке „Русской медиагруппы“, а это была очень важная информация на рынке радиовещания. На прошлой неделе мы взорвали информационное пространство не только России, но и в мире, когда первыми опубликовали в 15 часов дня по Москве проект резолюции Совета безопасности ООН на тему трибунала по малайзийскому Boeing на трех языках с комментариями. Проведение заседания, где должны были представить эту резолюцию, было запланировано на 22:00 по Москве. Этот пример говорит о том, что наш международный обозреватель Лена Черненко вхожа в самые секретные кабинеты на международной арене и получает инсайды, которые великолепно использует в своей работе», — рассказала член ОП.
Успешным итогом работы, когда журналист является узкопрофильным, Комарова назвала многочисленное цитирование вышедшего материала международными СМИ. При этом член ОП РФ отметила, что на радиостанции работает другой технологический процесс — за минимальное время журналисты должны собрать информацию, найти соответствующих экспертов и дать качественный информационный продукт.
Рассуждая на тему исчезновения традиционных СМИ, Комарова предположила, что эти слухи сильно преувеличены. «Мы ездили в Лондон в гости к нашим зарубежным коллегам, и мне было интересно посмотреть, как они смотрят в будущее и как оценивают перспективы своего существования на этом медийном рынке. Конечно же, они увлечены привлечением цифровых технологий, концепция Digital first стоит у них во главе угла. Но меня интересовала коммерческая составляющая. Самая лучшая пропорция, которая была мне представлена, оказалась в The Guardian — это 65/35. 65% выручки им дает „бумага“, 35% дает digital, который у них действительно очень крутой. У всех остальных эта пропорция в основном 80/20. Соответственно, львиную долю выручки по-прежнему дают печатные СМИ, но зарубежные специалисты утверждают, что газеты исчезнут через 5-10 лет, — подчеркнула член ОП РФ, — При этом я считаю, что „бумажные“ СМИ не умрут прямо завтра, но переход на цифровые платформы — это тренд, который сложно оспаривать».
Columbia Journalism Review публикует колонку, посвященную преимуществам так называемой «структурированной журналистики» (structured journalism).
Приведенный выше термин подразумевает разбиение материалов на информационные блоки, которые затем можно использовать в различных комбинациях — как детали конструктора. С таким подходом из одних и тех же блоков можно формировать контент, рассчитанный на разных читателей и разные платформы. Более того, пользователю проще начать следить за сюжетом с момента, показавшегося им интересным.
Одним из первопроходцев в этой сфере было приложение Circa, прекратившее работу в июне 2015-го. За приложением стояла идея «атомизации» контента — то есть разбиения его на отдельные информационные единицы — факты, цитаты, новостные апдейты. «Разбивая историю на мелкие части, вы в итоге получаете нечто большее», — объясняет такой подход Дэвид Кон (David Cohn), бывший директор по контенту Circa.
Хотя традиционная манера изложения остается основой журналистики, некоторые крупные издания также пытаются внедрить подобный подход. Columbia Journalism Review, в частности, упоминает The Boston Globe и The Washington Post. В качестве примера приводится экспериментальный проект Knowledge Map, запущенный The Washington Post. Первый опубликованный в рамках проекта материал был посвящен влиянию ИГИЛ на технологические компании. В статье содержатся многочисленные сноски, при клике на которые открываются дополнительные материалы — графики и пояснения. В определенный момент читателю, не знакомому с бэкграундом, даже поясняют, что такое ИГИЛ.
Сара Сэмпсел (Sarah Sampsel), директор по диджитал-стратегии The Washington Post и создательница Knowledge Map, надеется, что такой подход к оформлению материалов будет перенесен и на другие публикации издания.
Сергей Оболонков
Мы и Жо
Многие журналисты могут использовать в своих материалах общедоступные данные. Но даже когда у журналистов есть свободный доступ к информации, ее не всегда легко найти. И зачастую уже найденные данные бывает еще труднее расшифровать, чем найти.
Джефф Cayc, профессор и директор программ бакалавриата Школы массовых коммуникаций Университета содружества штата Вирджиния, поговорил с шестнадцатью латиноамериканскими журналистами, приехавшими в США в рамках организованной ICFJ программы "Цифровой путь к предпринимательству и инновациям для стран Латинской Америки", которая была посвящена лучшим способам находить, понимать и визуализировать данные.
Используя график, созданный Полом Брэдшоу из OnlineJournalismBlog.com, Саус рассказал о шагах, необходимых для эффективной работы в журналистике данных.
Сбор данных из разных источников
"Первым шагом, конечно, должен быть поиск данных, – сказал Саус. – Вы можете найти их в Интернете, где они могут храниться в PDF-формате. В таком случае вам необходимо будет извлечь данные".
Кроме таких привычных тактик поиска информации, как использование социальных медиа или поисковых систем, Саус подчеркнул необходимость глубокого поиска в Интернете.
"Большое количество доступной онлайн информации нельзя найти в открытой сети. Такая информация может находиться в государственных базах данных, и вы должны знать, где найти эти базы данных, – сказал он. – Многие государственные данные открыты, но если вы не знаете, где их искать, вы их не найдете".
Саус рассказал членам группы о полезных базах данных, которые они могут использовать в своей работе, включая сайты Федерального Реестра, Государственной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку США и Федеральной избирательной комиссии.
Очистка данных
Очень часто нам приходится иметь дело с "грязными данными" – это значит, что они содержат разрозненную информацию, – сказал Саус. – В такой базе данных мое имя в одном документе могло бы значиться как "Саус, Джефф", в другом – как "Саус, Джеффри", а в третьем – как "Саус, Дж. C.". Данные могут быть очень грязными, и нам нужно очистить их, прежде чем мы сможем их использовать".
Саус предложил использовать для очистки грязных данных такие бесплатные онлайн-инструменты, как TextWrangler или OpenRefine.
Контекст
После того как вы собрали данные и очистили их, нужно понять, что они значат. Это означает, что нужно задать себе такие вопросы, как: "Кто собирал данные?", "Когда они были собраны?", "Какой метод использовался?".
Разобравшись в данных, вы можете использовать их в своих материалах.
Комбинирование
Журналисты в работе часто используют более чем один набор данных. Саус привел пример использования двух списков: списка всех водителей автобусов в городе и списка всех людей этого города, осужденных за вождение в нетрезвом виде. Объединив эти два списка, можно обнаружить, что среди водителей автобусов высок процент тех, кто был осужден за вождение в нетрезвом виде. Это может стать основой для хорошего материала.
Но Саус также предупредил, что на этом этапе чрезвычайно важно использовать данные без отрыва от контекста. "Корреляция – это не то же самое, что выяснение причин, – сказал он. – Важно знать о внешних факторах, которые могут повлиять на данные".
К четырем шагам, представленным в графике Брэдшоу, Саус добавил пятый: визуализацию.
"Визуализация данных очень важна для того, чтобы рассказать общественности о том, что мы делаем", – сказал он.
Для создания визуализации, которая поможет журналистам рассказывать свои истории, Саус предложил использовать такие инструменты, как Timeline JS для создания интерактивных таймлайнов,Infogram для инфографики и Chartbuilder для диаграмм.
Текст и фото LJNET
Многие журналисты, продвигающие свои инновационные идеи, ищут гранты. Несмотря на то что это работа с текстом, составление заявки на грант может стать непростой задачей для журналиста.
Мы харизматично рассказываем истории, но написание заявки на грант – не творческий процесс. Это не поэзия. Идеи должны быть представлены ясно и лаконично, так, чтобы представителям донорской организации было просто понять, что именно вы хотите сделать.
Вот 15 советов о том, как подготовить эффективную заявку на грант для журналистов.
1. Оставайтесь журналистом
Исследуйте вопрос, с которым вы имеете дело. Ведите себя так, как будто это часть вашей репортерской работы, и вы делаете материал для вашей новостной организации. Найдите подобные проекты, обратите внимание на связанные с ними сложности, неудачи и успехи. Существует несколько замечательных инструментов, кроме Google, которые вы можете использовать для поиска грантов и спонсоров, – это, например, поисковая система Foundation Center search tool (необходима подписка), Pivot alert (необходима подписка) или Guide Star (бесплатный сервис). Поймите, чего хотят спонсоры, – учитесь и запоминайте!
2. Прочитайте инструкции для соискателей гранта
Внимательно прочитайте инструкцию, прежде чем подавать заявку. Может быть, донорская организация, гранты которой вы рассматриваете, не самый лучший вариант для вас. Получить лучшее представление о такой организации можно, познакомившись с проектами, которые уже были ей поддержаны. Иногда идея может быть адаптирована таким образом, чтобы соответствовать конкретным требованиям, а иногда это невозможно. Это похоже на работу с различными редакторами в редакции: всегда есть те, кому не нравятся ваши материалы.
3. Сарафанное радио
Знаете ли вы кого-то, кто выиграл грант от организации, в которую вы хотите подать заявку? Поговорите с ними. Попросите об интервью. Может быть, вам удастся получить совет. Получатели грантов всегда знают о положительных и отрицательных сторонах выдающей гранты организации. Люди любят говорить о своей работе, особенно с журналистами.
4. Правило одного предложения
Расскажите о проекте в одном предложении размером от 15 до 20 слов. Отнеситесь к этому предложению, как к заголовку. Даже самые инновационные проекты могут быть сформулированы и описаны кратко и ясно. Что именно вы хотите сделать или усовершенствовать? Хотите ли вы создать приложение для iPhone, запустить серию мероприятий или наращивать европейскую аудиторию?
5. Обозначьте проблему
Четкое описание проблемы, которую вы собираетесь решать, – это ключ к созданию любой серьезной заявки. Но не тратьте на обсуждение проблемы больше места, чем на описание решения. Грантодатели хотят знать, что вдохновило вас на работу над проектом, но их также очень интересует, как вы собираетесь решать эту проблему.
6. Логически свяжите решение с проблемой
Это звучит очень просто, но отсутствие описания того, как проблема связана с предлагаемым решением, – частый недостаток грантовых предложений. Подумайте, как работает предложенное вами решение, как оно связано с проблемой, о которой вы пишете. Не касайтесь тем, которые не будут упомянуты в вашей заявке. Вам не нужно представлять всю картину, и этим составление заявки на грант очень отличается от журналистики.
7. Четко определите конкурентную ситуацию
Нет никакого вреда в том, чтобы упомянуть об организациях и проектах, похожих на ваши. Продемонстрируйте, что вы знакомы с ситуацией. Объясните, как ваш подход отличается от уже существующего. Это нормально, если вы используете в проекте идеи других людей. Никто не ожидает, что вы изобретете колесо. Кроме того, желательно упомянуть о подобных вашему проектах, уже получивших финансирование от донорской организации, в которую вы обращаетесь с заявкой.
8. Примеры, примеры, примеры
Говорите о вещах, с которыми люди уже знакомы. Слоган моей краудфандинговой кампании на сайте Kickstarter был: "FOIA (закон о свободе информации) Machine – это TurboTax для государственных документов" – и людям было ясно, что проект помогает пользователям заполнять FOIA запросы так же, как программа TurboTax помогает людям заполнять налоговые документы. Обычно при составлении грантовых предложений мы говорим об абстрактных идеях, поэтому хорошо проиллюстрировать их конкретными примерами.
9. Включите визуализацию и ссылки
Когда можно, сопровождайте текст визуальными примерами. Добавьте ссылки или иллюстрации, которые помогут читателю лучше понять суть вашего проекта. Вы также можете использовать гиперлинк вместо сносок с примечаниями.
10. План основных мероприятий
Разделите свою идею на фазы: будьте реалистами, говоря о том, что можно сделать на разных этапах проекта. У каждого проекта есть начало, середина и конец, как у журналистского материала. Отведите достаточно времени на начало проекта и, например, наймите разработчика. Конечная фаза должна включать сбор отзывов о работе проекта и составление отчета на их основе. Если вы создаете прототип, тщательно объясните все фазы. Если вы организуете мероприятие, заранее тщательно продумайте все, что вам нужно будет сделать: забронировать помещение, пригласить выступающих, составить программу, разослать приглашения.
11. Ресурсы
Реалистично оцените то, что у вас действительно есть, и то, что вам по-настоящему нужно, чтобы воплотить ваш проект в жизнь. Нужны ли вам пять или десять человек в вашу команду, на полный или неполный рабочий день? Ваши друзья могут быть очень полезны, но не относитесь слишком оптимистично к идее о том, что все они в конце придут, чтобы помочь вам. Поймите, что именно вам нужно для завершения того, что вы собираетесь сделать. Не обещайте слишком много или слишком мало.
12. Бюджет
Объем финансирования, за которым вы обращаетесь, должен соответствовать объему деятельности, которую вы планируете, и ресурсам, которые вам понадобятся. И все это должно быть подсчитано! Не забудьте включить все расходы, но перепроверьте работу: преувеличение бюджета и математические ошибки ослабят вашу позицию. Если вы директор, проводите все выплаты самостоятельно, но не тратьте половину бюджета на свою зарплату.
13. Детали
Будьте настолько дотошными и точными, насколько это возможно. Используйте сильные, активные глаголы. Пишите простым языком. Избегайте таких фраз, как "может стать" или других неопределенных и абстрактных фраз. Используйте факты, данные и простой и ясный язык.
14. Самый подходящий человек или команда
Вы должны убедить рецензентов, что у вас и вашей команды есть все необходимые навыки и возможность для работы над проектом. Некоторые доноры ясно заявляют, что они "не будут финансировать предложения о создании инструментов для журналистов или о разработке нового процесса государственных закупок, если никто в вашей команде в этом не разбирается". Так что не забудьте включить рекомендации или информацию о соответствующем опыте. Прикрепите письма в поддержку вашего проекта: попросите тех, кто поддерживает ваше начинание, написать о его важности.
15. Концепция
Постарайтесь отразить в заявке общую концепцию вашего проекта. Будьте внимательны и не обещайте слишком многого. Проектов, от которых можно ожидать, что они "начнут революцию" или "изменят мир", немного.
Джорджи Падежски – временный руководитель журналистской стипендиальной программы имени Джона С. Найта в Стэнфордском университете. Следите за ним в Twitter: @djordjepadejski.
Основное изображение пользователя Jennifer Morrow, лицензия СС сайта Flickr.
Николай Кононов - главный редактор журнала "Секрет фирмы", автор книг "Код Дурова" и "Бог без машины"
Всем редакциям, кроме самых унылых, кажется, что они уникальные и проживают свой сериал Newsroom. Со временем понимаешь, что это признак хорошей команды — но не редкость. Тем не менее, я стараюсь, чтобы коллег не покидало ощущение, что мы делаем важное дело, и пусть оно не высокооплачиваемое, и вредное для здоровья, и в данный момент не сильно влияющее на происходящее, но всё же полезное и поддерживающее силы добра и разума, а не зла и хаоса.
Ценность нас в том, что мы находимся в зоне высокого напряжения, где столетиями производятся социальные эксперименты мирового масштаба. Память, последствия этих опытов зашиты и в нас. Но за счёт работы над собой, школы проверки и анализа информации, контроля над эмоциями надо стараться балансировать между глубоким знанием этого поля и необходимой для его описания отстранённостью.
Я ненавижу ложь, но так было не всегда. Я избегал конфликтов — например, во имя сохранения ценных источников. Но потом полюбил и конфликты, и предельную честность. В профессии она необходима. Следует быть патологически честным. Как игрок в американский футбол должен любить физический контакт, драку, так журналист должен любить спор, состязание аргументов, борьбу за свою позицию.
Но бытовая ложь вредит не только в высоком смысле, во время борьбы за свободу слова и так далее. Иногда не просрать дедлайн, успев проверить все факты, — подвиг. Заранее сказать редактору, что не успеваешь сдать текст вовремя и поставить реалистичное время сдачи — отправная точка в борьбе с враньем.
Если коротко, важно уметь задавать точные вопросы и добиваться исчерпывающих ответов на них.
Автор должен быть любопытным, внимательным и иметь хороший вкус, чтобы разбираться в деталях — какие работают на его историю, какие нет. И, конечно, всё, что вы узнали и не смогли записать на диктофон, быстрее, прямо там, на месте, записывайте в блокнот. Объект нашей охоты — не сами сюжеты, но тектонические, сильные, вечные мотивы, которые за ними стоят. Смотрите глазами писателя.
Меня обвиняют в упрощении всяких бизнес-хитросплетений, но это то же самое, что упрекать Гаспарова за "Занимательную Грецию" или Тынянова за "Пушкина". Сидят люди, годами разбираются в формах копья у воинов или спорят о государственном устройстве Фракии — и вдруг какой-то выскочка запихивает всю цветущую сложность под одну обложку, пишет просто о сложном. Да, это раздражает. Да, не всё можно описать просто. Нет, было бы верно другое: сказать ему спасибо. Он перетолмачивает и популяризирует неудобочитаемые и узкоспециальные вещи.
Справедливо, что я не вхожу в рейтинги медиаменеджеров. Я кто угодно — редактор, автор — но не менеджер. Для ощущения, что я многое значу для своего ремесла, коллег, рынка, мне достаточно делать своё дело и, если набирается какой-то опыт для осмысления, выступать. В идеале ещё писать очерки и книжки и продолжать свои курсы нон-фикшна.
Я печатал и историю, рассказанную в эмодзи, без слов, и колонку, чей смысл был зашифрован акростихом, и другие экспериментальные штуки, но я не самый ловкий редактор. Трабун и Попова ловчее будут, Бахтин тем более (из более опытных) — у людей такого уровня выдумывание нетривиальных трюков поставлено на конвейер.
Парадокс: медиа цветут и разрастаются, а журналистике грозит вымирание. Личная стратегия автора тут, в общем, одна — создавать себе доброе имя, приучать читателя к тому, что вот тот человек, который работает для тебя, разузнаёт любопытные и важные истории и рассказывает их, как никто другой.
Полевые исследования — наш хлеб. Рассказывание историй, за которыми стоит что-то большее, нежели повестка — любая: новостная, национальная — наша обязанность. Надо стремиться рассказывать надвременные истории. Понятно, что они не попадаются часто, но если их не искать — сами на голову не упадут. Я люблю ездить. Работая в Forbes, объездил пол-России.
Следует выходить за пределы локальной повестки уже на этапе выбора темы. Чтение глобальных изданий, понимание, как они смотрят на события, сюжеты, что за ними видят — всё это необходимо для выработки своего взгляда. А свой взгляд — самое ценное, что есть у автора. Читатели покупают необычный взгляд на мир. При условии, конечно, что этот взгляд прочно стоит на фундаменте из фактов, верных умозаключений с ясными посылками и подтверждённых гипотез.
Рецепт выживания бумажных журналов: производите бомбы; производите объекты искусства. Всё остальное — второстепенно. У вас есть месяц (при правильном управлении — два и больше месяцев) на изготовление этих бомб, пулитцеров, сносящих крышу расследований, очерков и чего угодно. У вас есть арт-директор, который должен изобретать странное, но выразительное и совпадающее с нервом времени. И тогда люди будут вас читать, ждать, и, будучи легендой, вы получите шанс диверсифицировать свой бизнес, как это сделал, например, Wired с его конференциями, консалтингом и, да, конечно, сайтом.
Классного автора вы угадаете с одной фразы. Ок, с двух.
Фото и текст Журдом
Структура новости
- Придумайте заголовок или его черновой вариант до того, как напишете новость, а не после
- Включите в свой заголовок глагол
- Глагол в заголовке не может быть в настоящем времени. Новость – это нечто уже свершившееся или объявление о чем-то готовящемся
- Не интригуйте, уточняйте. Заголовок «Президент погиб» не имеет права на жизнь в российском издании, если речь идет о президенте Зимбабве
- Вообще не приносите корректность заголовка в жертву хлесткости
- Не калькируйте чужие заголовки: чужие мысли труднее думать, чем свои
- Прочтите сообщение источника. Отложите текст. Напишите новость вслепую. Повторите
- Сначала пишите главное, потом все остальное. Главное выражено в заголовке
- Старайтесь использовать в новости как минимум два источника
- Не повторяйте одних и тех же фактов в одной и той же новости
- Если после прочтения новости возникают вопросы, перепишите новость
- Если вопросы остаются, но ответа на них нет, напишите об этом
- Если ответ на возникший вопрос находится на расстоянии телефонного звонка, сделайте этот звонок
- Продумайте структуру статьи после первоначального сбора фактов, а не до
- Ответьте хотя бы на главные вопросы читателя: кто, что, где, когда, почему и зачем
- Найдите предысторию. Расскажите ее читателю, проясните контекст происходящего
- В тексте новости не должно быть вашего личного отношения. Эмоции недопустимы.
- Ваша новость должна вам нравиться, иначе это халтура и порожняк
- Более того, если вам не нравится текст, он не понравится и читателю
- Используйте микрохарактеристики – назовите в тексте политика политиком, и кинопродюсера – кинопродюсером
- Уместите все данные в 4-6 абзацев, если не можете – пишите статью
- Вы пишете не текст, а гипертекст. Не забудьте поставить ссылки везде, где они важны для понимания ваших слов и аргументации
- Новость должна нравиться с первого раза, потому что ее читают только один раз
- Не путайте правду с информацией: ваш текст лишь отражает сообщения источников, а не реальное положение дел
Перевод и иностранные языки
- Никогда не пользуйтесь автоматическим переводчиком
- Единственное исключение: когда рядом нет никого, кто знает язык, а вам надо понять хотя бы общий смысл написанного
- Избегайте калек с английского, вроде "сделать звонок" в одном из советов выше
- Никогда не ограничивайтесь первым значением слова в словаре
- Посматривайте в словарях и значения русских слов, чтобы ненароком не связать десницу с деснами, а чело с челюстью
- Всегда смотрите значение незнакомых слов в словаре, даже если те кажутся знакомыми
- Если вы знаете деловой английский, это не значит, что вы можете понять искусствоведческий или компьютерный текст
- Как можно больше говорите с иностранцами на их языке. Это бесплатные уроки по вашей специальности
- Многие ваши коллеги из лени читают только русскоязычные источники. Использование зарубежных дает вам сильное конкурентное преимущество
Этика и отношения с пресс-службами
- Ходите на пресс-конференции только тогда, когда это принесет пользу изданию
- Не тратьте время на фуршеты, тратьте его на вопросы
- Пусть пиарщики присылают вам все, что у них есть. Вы отберете сами.
- Не поленитесь позвонить пресс-секретарю, чтобы уточнить или проверить информацию
- Не поленитесь проверить сам пресс-релиз в других источниках
- Всегда ищите первоисточник, не полагайтесь на чужие пересказы
- Не скрывайте свои контакты от пиарщиков - те бывают полезны
- Независимо от обстоятельств соблюдайте эмбарго PR-службы.
- Исключение из правила об эмбарго: уже имевшая место утечка у конкурентов
- Не раскрывайте свои источники, пожелавшие остаться неизвестными, никому из посторонних
- Напишите письма с просьбами о комментариях до того, как вы сядете за статью. Если через сорок минут ответа нет, позвоните туда
- Запрос по почте в случае успеха даст вам готовый текст. Звонок по телефону приведет к оперативной реакции, но потребует дополнительных согласований
- Знайте компании, пресс-службы которых не дают комментариев по телефону
- Не принимайте дорогих подарков, если их прислали без спросу, постарайтесь отослать обратно
- Знайте свои права, не уступайте необоснованным требованиям исправить материал
- Никогда не копируйте текст у кого бы то ни было
Корректура
- Между подлежащим и сказуемым запятая не ставится
- Не надейтесь на редактора и корректора. Первый проверяет связность текста, а второй описки. Они не должны прикрывать ваши недостатки.
- Проверяйте факты и арифметические расчеты. Особенно расчеты. И свои, и чужие
- Перечитайте то, что вы написали
- Не сердитесь на коллег, которые правят ваш текст. Они желают вам добра
- Не полагайтесь на автоматическую проверку орфографии
- Забудьте и про «зеленое подчеркивание» - автоматическую проверку грамматики
- Знайте свои любимые слова-паразиты, избавляйтесь от них и не пускайте в новость
- Предложения длиною больше строчки-двух лучше попробовать разбить на несколько частей. Замените запятые на точки
- Абзацы не должны казаться стеной текста. Рассматривайте их как развернутую в 3-4 предложения мысль
- Прочитайте тихонько вслух вашу новость. Перепишите места, где споткнулись
- При вычитывании также можно читать слова в предложении с конца - это не позволит глотать текст
- Если вы путаете "тся" и "ться", всерьез подумайте о смене профессии
- То же самое касается слов «то же» и «тоже», «так же» и «также», выражений «вы пишете» и «вы пишите» и, конечно, «каково» и «какого»
- Уберите из текста конструкции «должен быть», «может быть», «таким образом», «однако», «того, что», «кроме того», «кстати», «в частности», «например», «так»
- Если отправляете текст на вычитку человеку, который плохо с вами знаком, постарайтесь, чтобы он (текст) выглядел внешне пристойно
- Причешите отправляемое на согласование интервью так, чтобы его было приятно читать
- Никогда не правьте прямую речь. Если же нужно передать лишь общий смысл, а не консоязычие ньюсмейкера, пользуйтесь косвенной речью
- Главное правило корректора: сколько бы ошибок ни было исправлено в тексте, всегда есть еще одна. В предыдущем пункте, например, есть. Заметили?
- Работайте над своим стилем. Начните работу с прочтения книги Норы Галь «Слово живое и мертвое»
- Не нанизывайте одинаковые части речи друг на друга: «комиссия по вопросам модернизации строительства жилья в крае согласно постановлению губернатора приступила к…»
- Попытайтесь сокращать титулы
- Широко используйте синонимы
- Не ленитесь регулярно заходить на gramota.ru
- Старайтесь писать стилистически нейтрально, вычеркните «ибо», «сей», «преизрядный» и прочие архаизмы
- Откажитесь от восклицательных знаков и многоточий
- Постарайтесь меньше выделять слова полужирным, курсивом и подчеркиванием
- Проверьте географические названия и имена, убейте себя об стену за «Беджинг», «Мумбай», «Тайланд» и «Гонг Конг»
Блогосфера и прочие социальные медиа
- Зарегистрируйтесь во всех социальных сетях и блогохостингах, до которых дотянетесь
- Читайте блоги - это живая реакция на события людей, не попавших в СМИ
- Не верьте блогерам - они пристрастны
- Самые популярные блогеры – часто самые коммерческие и самые продажные
- Половина скандальных сообщений, которые вы видите в блогах, проплачены. Имейте это в виду, когда ссылаетесь на кого-либо
- Будьте в курсе всех крупных блогоконфликтов
- Обзор прессы, блогов и чего угодно еще - не протокол и не опись имущества. Не давайте скучать читателю
- Обзор блогов лучше всего строить на множестве ссылок – ваше мнение не так интересно читателю, как возможность пощелкать по вашим словам
- Заготовьте сюжет, которому будет следовать ваш обзор
- Не делайте тенденциозных подборок – на фоне блогосферы это очень заметно
- Заведение ньюсмейкером блога или страницы в социальной сети – новостной повод не хуже других
- Удаление – тоже
- Выучите сленг участников тех или иных ресурсов. Твердо знайте, что такое «стена», «ретвит» и «зафрендить»
- Постарайтесь читать блоги и микроблоги государственных чиновников, в них много интересного
- Осознавайте, что эти блоги часто ведут специально нанятые блог-секретари – под диктовку или самостоятельно.
Навыки, хитрости, производительность
- Изучите язык запросов, интерфейс и возможности любимого поисковика. Применяйте это знание ежедневно
- Не ограничивайтесь одним поисковиком
- Выучите HTML - он вам пригодится вне зависимости от вашей будущей карьеры
- Знайте сочетания клавиш в вашей операционной системе. Проявленное любопытство вам зачтется
- Посвятите день изучению дополнительных возможностей текстового редактора и электронных таблиц. Вы обнаружите много нового
- Постарайтесь не использовать экзотическое ПО – вам работать с людьми, которые привыкли читать документы в браузере, а писать – в Microsoft Word
- Самый полезный статус в мессенджере - "Очень занят"
- Предложите бильд-редактору сделать иллюстрацию, как только определитесь с заголовком. У него будет больше времени на хорошую работу
- Максимальная производительность достигается после 15 минут непрерывной работы. Не позволяйте вас прервать
- Добавляйте в текст и к тексту только то, что повысит ценность материала
- Если с вашего компьютера не открывается тот или иной сайт, не спешите писать новость. Проверьте – возможно, он работает у других пользователей
- Выберите самый быстрый браузер. К концу 2010 года такими браузерами были Chrome и Opera. В 2011 году в их ряд должен встать Internet Explorer 9
- Активно пользуйтесь вкладками браузера, просматривайте сразу несколько веб-страниц, сравнивайте их друг с другом
- Если вам часто приходится работать с двумя документами, поставьте два монитора или один, но очень большой
- Подберите музыку, которая позволяет вам отвлечься от внешних шумов и стимулирует производительность труда
- Не загромождайте свое рабочее место – мозг отвлекается вне зависимости от того, осознаете ли вы это
- Чередуйте крупные задачи с мелкими. Ненадолго переключайтесь на что-то простое после завершения чего-то сложного
- Рассчитывайте время. Не обещайте сдать материал к дедлайну, если знаете, что на доработку первого черновика обычно уходит два часа
- Вы ручаетесь за справочные данные, которые предоставляете. Старайтесь поэтому не прибегать к Википедии как к авторитету в спорных вопросах
- Составьте список дел и начните с самого неприятного
- Используйте программу вроде Dropbox (http://www.dropbox.com), чтобы всегда иметь под рукой все свои файлы и статьи
- Если вы делаете много заметок, используйте программу-синхронизатор вроде Evernote (http://www.evernote.com)
- Не полагайтесь на флешки, диски, записки
- Если вы понимаете, что про какую-то конкретную тему писать не будете, скажите собеседнику волшебное слово «неформат»
- Не меняйте жанр в процессе написания текста – это ничем хорошим не закончится
Мониторинг и новостные поводы
- Подпишитесь на самые авторитетные издания и блоги по вашей тематике. Читайте их каждый день
- Начинайте утро с газет, проводите вечер с итоговыми передачами
- Обнаружив, что неосознанно избегаете каких-то тем, исправьте этот недостаток и посмотрите, что получится
- Если вы пишете про что-то специальное, не забывайте читать обычные новости
- Откройте для себя RSS-ридеры, а в частности – Google Reader
- Рассортируйте ваши источники по темам, географии, важности. Не читайте в одной ленте «Вестник Урюпинска» и сообщения агентства Bloomberg
- Всегда старайтесь увидеть в новости другой инфоповод, а не тот, который вынесло в заголовок новости агентство
- Определитесь с приоритетами: новость с пометкой «срочно» не всегда срочная, а «важно» - не всегда важная
- При мониторинге обращайте внимание не на то, что интересно вам, а на то, что интересно аудитории
- Новостной повод часто зависит от ньюсмейкера, а не от действия. Награждение военного преступника орденом важнее любого другого награждения тем же орденом
- Первоисточник – это первый источник, который сообщил информацию, а не тот, который вы первым прочитали и поняли
- В агрегаторах часто появляется самое интересное, но лишь через несколько часов после того, как оно произошло
- Если новость российского агентства касается зарубежья, в 99 процентах случаев у нее есть зарубежный источник
- Обеспечьте себя пресс-релизами и официальными новостями интересующих вас организаций и компаний – подпишитесь на их рассылки
- Раз в неделю устраивайте прогулку по совершенно неизвестным вам сайтам
- Просмотрите на ссылки, которые вам присылают друзья и коллеги. Возможно, их источники более удобны и интересны, чем ваши
Про жизнь
- Если у вас есть помощник, контролируйте его, но не выполняйте за него работу
- Рассчитывайте свои силы. Вы не полубог, печень, сердце и нервы не вечны
- В то же время не жалейте себя, это только понизит производительность труда и продлит ваши страдания
- Смотрите свежие фильмы, читайте новые книги, это всегда пригодится
- В общении с читателем будьте корректны - у вас нет морального права на публичную грубость
- Относитесь серьезно к угрозам
- Если вы не знаете, зачем совершаете то или иное действие, не совершайте его
Текст и фото Журдом
- Теги
- Комментарии
Дни рождения
- Сегодня
- Завтра
- На неделю
телеведущий, продюсер, руководитель ООО «Студия Ивана Усачева»
член Академии российского телевидения
российский журналист, теле- и радиоведущий, актёр. Член Академии Российского телевидения, ведущий программы «Однажды…» на телеканале НТВ
российская теле- и радиоведущая, журналистка и предприниматель
учредитель и генеральный директор радиостанций "Голос Ангары" и "Старое доброе радио", Братск
российский журналист и телеведущий, член Академии российского телевидения, ведущий программы «Вести в 20:00» на телеканале «Россия-1», директор института «Первая Академия медиа» РЭУ им. Г. В. Плеханова, директор Института медиа НИУ «Высшая школа экономики», член Экспертного совета Президентского фонда культурных инициатив
писатель, кинодраматург, издатель
журналист
журналист
российский журналист и музыкальный критик, публицист, телеведущий. Обозреватель газеты «Московский комсомолец».
телеведущий, продюсер, руководитель ООО «Студия Ивана Усачева»
член Академии российского телевидения
российский журналист, теле- и радиоведущий, актёр. Член Академии Российского телевидения, ведущий программы «Однажды…» на телеканале НТВ
российская теле- и радиоведущая, журналистка и предприниматель
учредитель и генеральный директор радиостанций "Голос Ангары" и "Старое доброе радио", Братск
российский журналист и телеведущий, член Академии российского телевидения, ведущий программы «Вести в 20:00» на телеканале «Россия-1», директор института «Первая Академия медиа» РЭУ им. Г. В. Плеханова, директор Института медиа НИУ «Высшая школа экономики», член Экспертного совета Президентского фонда культурных инициатив
писатель, кинодраматург, издатель
журналист
журналист
российский журналист и музыкальный критик, публицист, телеведущий. Обозреватель газеты «Московский комсомолец».
диктор Центрального телевидения СССР и телеканала «Останкино» в 1962-1995 гг., народная артистка России
продюсер, "Новое Радио" программный директор
член Академии Российского телевидения
заместитель генерального директора АО "Первый канал", директор Дирекции спецпроектов, член Академии российского телевидения
ведущая программы «Время» на «Первом канале», член Академии российского телевидения
российская журналистка
медиаменеджер, член Академии Российского телевидения
директор дирекции, главный режиссер Russia Today
советская и российская диктор и телеведущая,заслуженная артистка России
главный редактор Mobile Review, член Союза журналистов РФ, писатель, бизнес-консультант
советский и российский артист эстрады, актёр театра и кино, телеведущий, общественный деятель, художественный руководитель Московского Театра эстрады; народный артист РСФСР, лауреат Государственной премии России. Полный кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством».